[700x525]
Надеюсь, что многие из читателей блога периодически меняют свой статус, и из "прямоходячих" становятся "кривоездящими". В смысле из пешеходов - в водители. Тема правил дорожного движения (далее ПДД - это милицейская аббревиатура такая, часто в протоколах об административных правонарушениях встречается), а так же их соблюдения-нарушения в народе практически неисчерпаема. Мой водительский стаж - 10 лет. В Косово я впервые в жизни понял - что такое хороший джип и насколько он лучше обычной легковушки. Но разговор сегодня совсем не об этом. Вообще, балканский стиль вождения для среднестатистического россиянина, систематически катающегося по Москве, был слегка шокирующ. Начну с главной для русских беды - с дорог. В Косово они ничуть не лучше, чем где-то у нас в глубинке, но значительно оперативнее работают дорожные службы. Никто не будет ждать год, чтобы залатать колдобину. Дороги здесь очень узкие, всего 2 полосы. Зачастую они очень извилисты и напоминают что-то между Туапсе и Сочи. Для меня, как для человека совершенно равнинного, это было слегка в диковинку. Но привык быстро. До сих пор не могу понять лишь одного - понятно, что горная дорога - извилиста, привязана к особенностям рельефа. Но вот почему на равнине, в полях, дорога между Грачаницей и Лапле Село по количеству поворотов превосходит все известные мне серпантины - не понятно. Простите за вульгарность, как бык....... Даже ещё хуже. И вот по этим узким горным и равнинным серпантинам, днем и ночью, грохоча и чадя, движется бесконечная вереница самого разнообразного автотранспорта. От войсковых БТРов и танков до гужевых цыганских повозок и самодельных мотокатафалков, которые неискушенному в вопросах местных особенностей человеку не приснятся даже в кошмарном сне. Друзья, смотрите комментарии, там будут невообразимые фотки! Хотя, с другой стороны, многое в отношениях косоваров на дороге не так уж плохо. Здесь редко кто спешит. Все едут неторопливо, уступая снующим по дороге, как муравьи, пешеходам, которые совершенно не заботятся о собственной безопасности и переходят там, где им хочется, причем никто не кричит в спину другому "Каззззёл!". Помню, как в первые недели своей миссии, ошалев от такого порядка перемещения пешеходов в пространстве, я, путаясь в английских словах, пытался объяснить коллеге-румыну Ромике, что если бы эти люди перенеслись в Москву, то через пару часов все они были бы рассортированы по больницам и моргам. Вот такие дела. Уступают дорогу и транспорту въезжающему с второстепенных дорог, и пересекающему полосу встречного движения, просто моргнув фарами или помахав рукой. Это - норма местного этикета. По дорогам Косово, звеня сочленениями и нещадно дымя, движутся тракторы и другие низкоскоростные средства, приводя меня при невозможности их обогнать в состояние тихой меланхолии (а это - сплошь и рядом при занятой встречной полосе). Я уже не раздражаюсь по этому поводу - привык. Отдельно надо сказать о вудвииклах( от англ. wood vehicle). Это фантастически уродливые колесные конструкции, состоящие из мотоблока и телеги с возможностью подключения к мотоблоку циркулярной пилы. Получается нечто типа передвижной пилорамы с кузовом для продукта. Управляют ими, как правило, цыгане, которые чаще всего занимаются дровяным бизнесом. Они выезжают на них в леса, пилят деревья, и потом "самовывозом" доставляют дрова в города и деревни. Не удивляйтесь, на дворе 21 век, но в Косово время застряло, и дрова являются основным источником тепла зимой. При всем при этом, здесь огромное количество дорогих автомашин - особенно сейчас, летом, когда в автономию на месяц-другой возвращаются косовары-гастрбайтеры, работающие в цивилизованной Европе. И картинка, когда за дребезжащим мотокатафалком или гужевой повозкой понуро плетется кабриолет-Порше и блестящий джип от БМВ, Ауди или Вольво - отнюдь не мой вымысел. Отдельно стоит сказать о водителях боевых машин. Чаще всего они четко соблюдают ПДД, но иногда и на них что-то находит. Как вот например на этой картинке - на скорости в 80 км/ч этот французский БТР пошел на обгон "Гольфика", совсем не заботясь о том, что по встречной полосе тоже ездит транспорт. Несчастный встречный минивэн чудом удержался на обочине, едва не свалившись в кювет. Вот так, у кого железа больше - тот и прав. А вообще, в Косово ездить можно. Как и везде. Только помните - ПДД - они и в Косово ПДД. Ну хватит на сегодня, поздно уже.