Я уже писал об удивительном явлении, появившемся в белорусской архитектуре XV-XVI вв. - храмах оборонительного типа. На белорусской земле таких укрепленныхз храмов, становившихся во время нашествия врагов настоящими крепостями для жителей городов и последним бастионом для защитников замков, было немало. Есть оборонительные костёлы (например, Комайский храм-крепость. У меня был пост об этом храме), оборонительные синагоги (одна из них сохранилась в Быхове), но самые знаменитые укрепленные храмы Беларуси построены в стиле готики, как православные церкви. Таких храмов было несколько: Михайловская церковь в п. Сынковичи под Слонимом, церковь Рождества Пресвятой Богородицы в п. Мурованка возле Щучина, Св. - Никольский собор в Бресте (до нашего времени не сохранился, знаменитая полоцкая София (от старого храма остался только фрагмент стен, остальные его части более поздние, Благовещенский собор в Супрасльском монастыре (сейчас это территория Польши), Преображенская замковая церковь в Заславле возле Минска и замковая церковь Св. Духа в Кодне (несколько сот метров от границы с Беларусью на территории Польши).
Вот о последней из этих удивительных церквей мне и захотелось сегодня написать. Дело в том, что информацию о ней практически невозможно найти в книгах, посвященных белорусской архитектуре. наверное, из-за того, что храм находится сегодня на территории другого государства, его никогда не ставят в один ряд с Сынковичами и Мурованкой. А это следует сделать, ведь эти храмы очень похожи друг на друга, построены в одно время, одними зодчими и строились в удивительном стиле готики, как православные церкви. В них есть непонятая до сих пор загадочность. Я никогда не был в Кодне, но очень хочу побывать там и увидеть своимим глазами тот храм, о котором пишу сегодня.
Кодень на протяжении нескольких столетий принадлежал Сапегам, с именем которых связано и само возникновение города. В 1511 г. одновременно с позволением основать поселение первый владелец Кодни Ян Сапега получил разрешение заложить замок. Строительство началось в 1530 г. в месте впадения реки Каламанки в Западный Буг. Замок был современным по тем временам укреплением, позволявшим контролировать город и близлежащие торговые пути, проходившие через Кодень.
После смерти Яна Сапеги работы продолжил его сын Павел. По его распоряжению в центре замка было начато строительство православной церкви Св. Духа. Сын Павла Сапеги Николай построил в замке каменный трехэтажный дворец, сделав его своей постоянной резиденцией.
К концу XVI столетия коденьский замок представлял из себя завершенный архитектурный комплекс в готическом стиле. При княгине Елизавете Сапеге в конце XVIII в.была начата полная реконструкция замка. Княгиня хотела, чтобы старое родовое гнездо стало резиденцией ее сына Казимира Нестора Сапеги. Однако после смерти Елизаветы в 1800 г. наследник не захотел жить в Кодне, переселившись в усадьбу в Красичине. Через несколько десятилетий замок оказался заброшен и постепенно разрушался. После окончания войны в 1918 г. его территория была передана католикам. Часть валов замка была срыта, а руины арсенала перестроены под летнюю часовню.
[699x465]
Единственным полностью соханившимся зданием коденьского замка является церковь Св. Духа. Сегодня это католический костёл, а с 1920-х гг. до 1945 г. храм был одним из центров т.н. «неоуниатства». Это единственный в Польше образец готической церкви с ренессансным порталом, характерным для белорусско-литовской культовой архитектуры. Церковь имела оборонительный характер – амбразуры и оборонительные башенки. Так же, как церковь в Заславском замке, Свято-Духова церковь в Кодне служила замковым донжоном, последней цитаделью, куда могли бы отступить защитники замка в случае, если бы основные укрепления пали.
В архитектуре церкви соединились черты готики, барокко и ренессанса. Храм очень близок по своему виду белорусским оборонительным церквям в Сынковичах и Мурованке, старейшему белорусскому готическому костелу в Ишколди, имеет ряд общих архитектурных черт с укреплениями Мирского замка.
[450x600]
Когда Сапеги приняли католицизм, церковь превратилась в костёл, но архитектура ее не претерпела изменений. Именно в ней находился во времена Сапег образ Матери Божией Коденьской, сегодня хранящийся в другом коденьском костеле.
В 1629 г. сын Павла Сапеги, известный своей набожностью католик Николай Сапега, серьезно заболев, отправился в паломничество в Рим. Получив аудиенцию у самого папы, он посетил святыни «вечного города» и в одной из часовен увидел удивительной красоты образ Божией Матери «Гваделупской». По католическому преданию, эта икона была написана в VI в. св. Августином по образцу статуи Божией Матери, автором которой был сам евангелист Лука.
Сапега настолько сильно восхитился красотой образа, что решился украсть икону и вывезти ее в Польшу. Злодеяние было раскрыто, и папа Урбан VIII отлучил Николая Сапегу от костела. Однако, тот не принял отлучение и, ради угождения Риму, решился на очередное злодеяние. Из-за интриг Сапеги был сорван сейм, на котором сторонники православия, притесняемого в то время раскольниками-униатами и католиками, пытались принять закон, уравнивавший права католиков и православных.
После этого Сапега получил прощение папы и официальное разрешение на нахождение иконы в Кодени.
[450x569]
Церковь Св. Духа сохранилась до наших дней почти без изменений. Несмотря на разрушения, полученные ею в годы II мировой войны и то, что до начала 1960-х гг. храм стоял фактически без крыши, и сегодня он поражает гармонией архитектуры, созданной белорусскими православными храмостроителями.
[699x465]
[534x450]