[показать] режиссер: Годфри Роджио.
Италия - США, 1992 год, 30 минутМне посчастливилось познакомиться с Годфри в 1983 году(рассказывает автор), когда он привез на Международный Московский кинофестиваль свою первую и, наверное, самую знаменитую картину - 'КОЯАНИСКАТСИ' (что с языка индейского племени хопи переводится 'СУМАТОШНАЯ ЖИЗНЬ', или 'ЖИЗНЬ-СУЕТА'). И уже в 1988 году мы встретились как старые приятели: на этот раз он приехал на Ташкентский фестиваль со второй частью задуманной им трилогии - с фильмом 'ПОВАККАТСИ' (то есть 'КОЛДОВСКАЯ ЖИЗНЬ', или 'ЖИЗНЬ-КОЛДОВСТВО'). В ожидании заключительной ленты трилогии, каковой должна стать картина 'ЖИЗНЬ-ВОЙНА', удалось, к счастью, познакомиться с клипом, который Годфри смонтировал для сборника 'Songlines', известного у нас под названием 'АЛЬФАВИЛЬ' (не путайте с годаровским фильмом), и вот теперь с получасовым фильмом ' АНИМА МУНДИ '.Режиссер облегчил зрителю путь к пониманию замысла, сменив (возможно, временно) язык хопи на латынь. Дикторского или какого-либо иного текста в картине нет, и по традиции лишь в финале зритель может прочесть эпиграф из платоновского философского труда 'Тимей': 'Il Respiro, La Vita, Lo Spirito, L'Anima Del Mondo... Дыхание, Жизнь, Дух, Душа Мира... Наш космос есть живое существо, наделенное душой и умом...' Опять же по реджиевской традиции этот текст написан в титрах на всех наиболее распространенных языках нашей планеты, включая русский.Отдельная история - почему режиссер избегает звучащего текста. Лишь в 'КОЯАНИСКАТСИ' за кадром пел хор, но... он пел те же самые индейские заклинания, которые были в титрах. (Кстати, режиссер работает с одним и тем же композитором - Филиппом Глассом, который кажется мне не менее уникальной фигурой, чем сам Реджио.) Если вкратце: Годфри убежден, что Слово не способствует установлению контакта между людьми. В ' АНИМА МУНДИ ' человек вообще не появляется на экране. А прелесть фильма - в том, что все живые существа (звери, птицы, рыбы, вплоть до бактерий) показаны как существа РАЗУМНЫЕ. Что с легкостью укладывается в авторскую концепцию: природное, естественное, натуральное - это Жизнь, а сотворенное человеком, искусственное, фальшивое - это лишнее для планеты, ложное, вредное. Либо несущее гибель...Отвечая на вопросы Стаса Ростоцкого для 'Новой ежедневной газеты', я назвал эту ленту Годфри Реджио лучшим фильмом, появившимся у нас на видео в 1994 году. Тем самым мне хотелось подчеркнуть не столько величие фильма ' АНИМА МУНДИ ', сколько значимость той работы, которую делает Годфри Реджио.
[показать]
[показать]