• Авторизация


Sergey Eisenshteyn 10-01-2008 21:03 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Сергей Михайлович Эйзенштейн (1898 - 1948)
СЕРГЕЙ ЭЙЗЕНШТЕЙН



"За кадром"



Чудно и неожиданно писать брошюру о том, чего фактически нет.

Нет же, например, кино без кинематографии.

Между тем автору настоящей книги удалось написать книгу про кино страны,

не имеющей кинематографии,

о кино страны, имеющей в своей культуре

бесконечное множество кинематографических черт,

но разбросанных повсюду, за исключением только... кино.



Кинематографическим чертам японской культуры,

лежащим вне японского кино, и посвящена эта статья,

лежащая так же вне книги, как эти черты вне японского кино.



* * *



Кино - это:

столько-то фирм,

такие-то оборотные капиталы,

такие-то "звезды", такие-то драмы.

Кинематография - это прежде всего монтаж.



Японское кино хорошо обставлено фирмами, актерами, сюжетами.

И японское кино совершенно не знает монтажа.

Между тем принцип монтажа можно было бы считать

стихией японской изобразительной культуры.



Письменность, ибо письменность в первую очередь изобразительна.

Иероглиф.



Натуралистическое изображение предмета в искусных руках Цанки

за 2650 лет до нашей эры слегка схематизируется

и с 539-ю собратьями образует первый "контингент" иероглифики.

Выцарапанный шилом на бамбуковой пластинке портрет предмета

во всем еще похож на оригинал.

Но вот в конце III века изобретается кисть,

в I веке после этого "радостного события" (н.э.) - бумага,

наконец, в 220 году - тушь.



Полный переворот. Революция в начертаниях.

И, претерпев на протяжении истории

до четырнадцати различных манер письма,

иероглиф застывает в своем современном начертании.

Орудия производства (кисть и тушь) определяют форму.

Четырнадцать реформ сделали свое.



В итоге:

в пламенно развивающемся иероглифе "ма" (лошадь)

уже немыслимо распознать облик

трогательно осевшей на задние ноги лошадки письменного стиля Цзан Се,

лошадки, так хорошо знакомой по древнекитайской скульптуре
[400x260]
Но бог с ней, с лошадкой, как и с 607-ю остальными знаками "сянь-хинь"

- первой изобразительной категорией иероглифов.



Самый интерес начинается со второй категории иероглифов

- "хой-и", то есть "совокупной".



Дело в том, что совокупность... скажем лучше,

сочетание двух иероглифов простейшего ряда

рассматривается не как сумма их, а как произведение,

то есть как величина другого измерения, другой степени;

если каждый в отдельности соответствует предмету, факту,

то сопоставление их оказывается соответствующим понятию.

Сочетанием двух "изобразимых"

достигается начертание графически неизобразимого.

Например:
изображение воды и глаза означает - "плакать",
изображение уха около рисунка дверей - "слушать",
собака и рот - "лаять",
рот и дитя - "кричать",
рот и птица - "петь",
нож и сердце - "печаль" и т. д.



Да ведь это же - монтаж!!

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Sergey Eisenshteyn | Cinema-insanity - КИНОмания | Лента друзей Cinema-insanity / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»