Сергей Михайлович Эйзенштейн (1898 - 1948)
СЕРГЕЙ ЭЙЗЕНШТЕЙН
"За кадром"
Чудно и неожиданно писать брошюру о том, чего фактически нет.
Нет же, например, кино без кинематографии.
Между тем автору настоящей книги удалось написать книгу про кино страны,
не имеющей кинематографии,
о кино страны, имеющей в своей культуре
бесконечное множество кинематографических черт,
но разбросанных повсюду, за исключением только... кино.
Кинематографическим чертам японской культуры,
лежащим вне японского кино, и посвящена эта статья,
лежащая так же вне книги, как эти черты вне японского кино.
* * *
Кино - это:
столько-то фирм,
такие-то оборотные капиталы,
такие-то "звезды", такие-то драмы.
Кинематография - это прежде всего монтаж.
Японское кино хорошо обставлено фирмами, актерами, сюжетами.
И японское кино совершенно не знает монтажа.
Между тем принцип монтажа можно было бы считать
стихией японской изобразительной культуры.
Письменность, ибо письменность в первую очередь изобразительна.
Иероглиф.
Натуралистическое изображение предмета в искусных руках Цанки
за 2650 лет до нашей эры слегка схематизируется
и с 539-ю собратьями образует первый "контингент" иероглифики.
Выцарапанный шилом на бамбуковой пластинке портрет предмета
во всем еще похож на оригинал.
Но вот в конце III века изобретается кисть,
в I веке после этого "радостного события" (н.э.) - бумага,
наконец, в 220 году - тушь.
Полный переворот. Революция в начертаниях.
И, претерпев на протяжении истории
до четырнадцати различных манер письма,
иероглиф застывает в своем современном начертании.
Орудия производства (кисть и тушь) определяют форму.
Четырнадцать реформ сделали свое.
В итоге:
в пламенно развивающемся иероглифе "ма" (лошадь)
уже немыслимо распознать облик
трогательно осевшей на задние ноги лошадки письменного стиля Цзан Се,
лошадки, так хорошо знакомой по древнекитайской скульптуре
[400x260]
Но бог с ней, с лошадкой, как и с 607-ю остальными знаками "сянь-хинь"
- первой изобразительной категорией иероглифов.
Самый интерес начинается со второй категории иероглифов
- "хой-и", то есть "совокупной".
Дело в том, что совокупность... скажем лучше,
сочетание двух иероглифов простейшего ряда
рассматривается не как сумма их, а как произведение,
то есть как величина другого измерения, другой степени;
если каждый в отдельности соответствует предмету, факту,
то сопоставление их оказывается соответствующим понятию.
Сочетанием двух "изобразимых"
достигается начертание графически неизобразимого.
Например:
изображение воды и глаза означает - "плакать",
изображение уха около рисунка дверей - "слушать",
собака и рот - "лаять",
рот и дитя - "кричать",
рот и птица - "петь",
нож и сердце - "печаль" и т. д.
Да ведь это же - монтаж!!