[225x321]
«Немое кино» —
общепринятое обозначение кинематографа в первые десятилетия его истории, когда фильмы выходили на экраны без синхронно записанного звука. Именно отсутствие доступной технической возможности записи и синхронного воспроизведения звука оказалось наиболее важным обстоятельством, которое определило художественную специфику кинофильмов в этот период; другие ограничения (например, отсутствие цвета) оказалсь менее принципиальны.
Отстутствие в фильмах звучащей речи стало катализатором поиска новых возможностей организации изобразительного ряда. Благодаря этому ограничению сложилась «немая» школа изложения сложного сюжета средствами монтажа, появились титры, основной актёрской игры стал специфический вид пантомимы. К началу 1920-х годов «немое кино» обзавелось широким набором художественных средств, которые обусловили параллельное развитие нескольких направлений кинематографа как искусства — наиболее принципиальны и влиятельны оказались немецкий киноэкспрессионизм (Фридрих Вильгельм Мурнау, Фриц Ланг, Пауль Лени и др.), американская повествовательная школа (Дэвид Уорк Гриффит, Томас Инс и др.), советская школа документально-художественного фильма (Дзига Вертов).
Специфической особенностью немых фильмов является использование титров (интертитров) — текстовых вставок, которые давали пояснения по сюжету, воспроизводили реплики персонажей или даже комментировали происходящее для аудитории. Титры появились в кино не сразу, и функция их со временем существенно менялась. Они использовались как заглавия монтажных частей, как замена звуковой речи, как средство изложения сюжета и связывания отдельных сюжетных фрагментов и так далее. Поначалу фильмы продавались для проката без вмонтированных титров - прокатчик получал только текст, который мог напечатать и вставить в фильм по своему усмотрению (например, перевести титры на другой язык), на плёнке в этом случае начало титра обозначалось косым крестом с номером титра. В России в начале XX века существовали тировочные мастерские, которые выполняли для прокатчиков изготовление монтажных фрагментов с интертитрами. Со временем титры были осмыслены как эстетически важная часть фильма, они специально оформлялись и организовывались с остальным материалом. Кроме того, титры часто тонировались цветом.
Изобразительные и художественные возможности немого кино были чрезвычайно высоки. Тем не менее, распространено заблуждение, что немые фильмы были примитивны и вряд ли могут представлять интерес для современного зрителя. Причиной распространения этого заблуждения в середине XX века называют то, что немые фильмы часто тогда демонстрировались на повышенной скорости (например, фильмы, снятые со скоростью 16 кадров в секунду, показывались на скорости 24 кадра в секунду), и то, что большинство сохранившихся немых фильмов оказались в технически плохом состоянии.
Хотя первые методы синхронной записи звука и изображения были технически реализованы ещё в XIX веке, звук стал сопровождать кинопоказы лишь во второй половине 1920-х годов, когда в США, Германии и СССР были созданы пригодные для широкого использования системы звукового сопровождения фильмов. Первым звуковым фильмом, вышедшим в широкий прокат, стала американская кинокартина «Певец джаза» (The Jazz Singer, 1927), однако преимущественное производство немых фильмов продолжалось ещё как минимум год, звуковые фильмы стали преобладать на экранах США лишь в 1929 году. Первый отечественный звуковой художественный фильм — «Путёвка в жизнь» (1931).
Знаменитые фильмы немого кино
Особенную славу немому кино принесли следующие фильмы:
«Прибытие поезда на вокзал Ла-Сиоты» (Франция, 1896)
«Генерал» (США, 1926)
«Восход солнца» (США, 1927)
«Метрополис» (Германия, 1927)
«Огни большого города» (США, 1931)
«Носферату» (Германия, 1922)
«Менильмонтан» (Франция, 1924—1925)
«Золотая лихорадка» (США, 1925)
«Страсть и смерть Жанны д’Арк» (Франция, 1928)
«Жадность» (США, 1924)
«Кабинет доктора Калигари» (Германия, 1920)
«Ящик Пандоры» (Германия, 1929)
«Толпа» (США, 1928)
«Нетерпимость» (США, 1916)
«Броненосец Потёмкин» (СССР, 1925)
«Наполеон» (Франция, 1927)
«Большой парад» (США, 1925)
«Последний человек» (Германия, 1924)
Знаменитые персоны эпохи немого кинематографа
Следующие персоналии оказали наибольшее влияние на кино этой эпохи:
Макс Линдер
Чарли Чаплин
Бастер Китон
Гарольд Ллойд
Дэвид Уорк Гриффит
Мэри Пикфорд
Дуглас Фэрбенкс
Рудольф Валентино
Лон Чейни
Клара Боу
Джеймс Круз
Луиза Брукс
Кинг Видор
Фриц Ланг
Фридрих Вильгельм Мурнау
Карл Теодор Дрейер
Иван Мозжухин
Вера Холодная
Владимир Максимов
Сергей Эйзенштейн
Яков Протазанов
Лев Кулешов
Всеволод Пудовкин
Александр Довженко
Григорий Козинцев и Леонид Трауберг
Дзига Вертов
Игорь Ильинский
Анатолий Кторов