• Авторизация


«Необразованность российская»? 04-06-2007 22:30 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения МонархистЪ Оригинальное сообщение

«Необразованность российская»?

[397x326]
Правдивая информация о мощном экономическом и промышленном развитии дореволюционной России постепенно становится достаточно хорошо известна, – по крайней мере, тем, кто мало-мальски интересуется российской историей. Более стойким оказался миф о невежестве и безграмотности широких слоев русского народа (за исключением мизерной и «забитой» прослойки «просвещенного общества»), для исправления чего, якобы, и понадобились большевицкие «ликбезы».
Итак, несколько слов о народном просвещении и ситуации в сфере образования в предреволюционной России]
К 1894 г. только в 9 российских университетах обучалось 14.327 студентов; вместе со специальными вузами (техническими, военными, художественными и т. д.) их число достигало 25-35 тысяч. В средних учебных заведениях (их было около 900, а уровень образования в них вполне мог соперничать со многими современными институтами) обучалось 224 тысяч человек (из них в женских 75.500; по количеству учащихся женщин, Россия занимала первое место в Европе). В низших учебных заведениях всех видов (около 72.000) обучалось 3,6 млн. детей.
Первоначальное обучение было бесплатным по закону, а с 1908 г. оно сделалось обязательным. С этого года ежегодно открывалось около 10.000 школ. К 1 января 1912 г. общее количество учащихся в низших учебных заведениях уже превышало 8 млн. человек. В это число не входит 1 млн. детей, учившихся в частных и иноверческих школах. В 1913 г. число школ превысило 130.000. Всеобщее первоначальное обучение было практически совершившимся фактом на всей территории Царской России. Анкетирование, произведенное при советской власти в 1920 г. установило, что 86% молодежи от 12 до 16 лет умели писать и читать.
В средних учебных заведениях было свыше 700.000 учащихся, в ремесленных и низших технических училищах - около 50.000. Учительских семинарий, готовивших преподавателей в народные школы, было в 1912 г. 122 – с 20.000 обучающихся. Количество учащихся в высших и средних учебных заведениях в 1894-1914 гг. выросло в 3 раза, а в начальных - в 2 раза.
В России к 1914 г. было 127 тысяч студентов — больше, чем в тогдашних Германии (79,6 тыс.) и Франции (42 тыс.) вместе взятых. Около 40.000 студентов училось в университетах, уровень преподавания в которых превосходил все, что было «достигнуто» позже (не говоря уже о сегодняшнем дне).
В царствование Николая II были открыты 2 новых университета: в Саратове и Ростове-на-Дону, женский Медицинский институт в Петербурге. Значительное внимание уделялось развитию технического образования. Был открыт ряд великолепных политехникумов: в Петербурге, Киеве, Варшаве, Самаре, Омске и Новочеркасске; два новых сельскохозяйственных института: в Варшаве и Харькове; высший горный институт в Екатеринбурге.
В университеты России тысячами поступали представители несостоятельных кругов. Среди студентов вузов дворяне по происхождению составляли 22,8% (среди учащихся гимназий и реальных училищ - 25,6%). При этом, многие из них учились бесплатно и получали стипендии. Так, по материалам проведенного в 1899-1900 гг. обследования материального положения студентов Московского университета, типичного для всей страны, половина из 4 тыс. студентов были освобождены от платы за учение, а около 1 тыс. получали стипендию. Всего в год на это тратилось около 500 тыс. руб. В других университетах картина была примерно та же. Следует отметить, что если в США и Англии плата за обучение в высших учебных заведениях колебалась от 750 до 1.259 долларов в год, в Царской России студенты платили от 50 до 150 руб. в год, т.е. 25-75 долларов по тогдашнему курсу.
За годы царствования Николая II общие расходы на дело образования и культуры выросли в 8 раз и более чем в два 2 превосходили затраты на образование во Франции и в 1,5 раза - в Англии. Государственные ассигнования с 1894 по 1904 г. возросли более чем в два раза. Бюджет Министерства народного просвещения увеличился с 22 млн. до 42 млн. руб. Дотации на церковные школы выросли с 2,5 до 13 млн. руб. Одни казенные ассигнования на коммерческие училища достигали 2-3 млн. рублей в год. Примерно в такой же пропорции увеличились за этот период земское и городское финансирование просвещения. К 1904 г. соединенные расходы всех ведомств (Св. Синода, Министерств народного просвещения, Финансов, Земледелия, Военного и Морского ведомств и пр.), на народное образование уже превышали 100 млн. руб. ежегодно.
Суммарные расходы на просвещение к 1914 г. составили 300 млн. руб. Был принят принцип ежегодного увеличения расходов по народному образованию на 20 млн. руб. (половина - на строительство новых школ, другая - на их содержание).
С 1894 по 1914 г. бюджет Министерства народного просвещения вырос на 628%, число учащихся в средних учебных заведениях - на 227%, в высших учебных заведениях - на 180%, в низших - на 96% (учащихся в последних - кроме Ср. Азии - было в 1914 г. 6.416.247 человек).
Преподаватели учебных заведений имели очень высокий социальный статус. Так, по Табели о рангах учителя гимназий и лекторы университетов имели чин коллежского асессора (VIII класс, а личное дворянство давал уже IX - титулярного советника), доценты университетов - надворного советника (VII класс - равный подполковнику в армии), ординарные профессоры и директора гимназий имели чин статского советника (V класс - выше армейского полковника), ректоры университетов - чин действительного статского советника (дававший потомственное дворянство IV класс - генерал-майор в армии). Примечательно, что чин коллежского советника (VI класс - полковника в армии) имели библиотекари публичной библиотеки, а директор ее имел наравне с академиками генеральский чин действительного статского советника. Соответствующими были и доходы: преподаватель средней школы получал в год от 750 до 2000 руб., профессор - от 3000 до 5000 руб. Для сравнения приведем уровень доходов некоторых других групп населения России: в армии поручик получал 494,4 руб. в год, штабс-капитан - 522 руб. в год (что сопоставимо с заработком квалифицированного рабочего), оплата труда технического персонала составляла 1462 руб. в год. 84,7 % адвокатов имели годовой доход от 2.000 до 10.000, а 7, 4 % - от 10.000 до 50.000 руб.
В России в 1894 г. имелось 1315 типографий. В 1893 г. в России было издано 7783 различных книги (общим тиражом 27,2 млн. экз.), а в 1913 г. — уже 34.006 (тиражом 133 млн. экз.), то есть в 4,5 раза больше и по названиям, и по тиражу (кстати сказать, предшествующий, 1912 г. был еще более «урожайным» — 34.630 книг). Чтобы правильно оценить эту информацию, следует знать, что в 1913 г. в России вышло книг почти столько же, сколько в том же году в Англии (12.379), США (12.230) и Франции (10.758) вместе взятых (35.367). С Россией в этом отношении соперничала одна только Германия (35.078 книг в 1913 г.), но, имея самую развитую полиграфическую базу, немецкие издатели исполняли многочисленные заказы других стран и, в частности, самой России, хотя книги эти (более 10.000) учитывались все же в качестве германской продукции.
В 1894 г. периодических изданий всех видов выходило около 850, а ежедневных газет, не считая губернских официальных изданий, - более 100. В 1908 г. периодических изданий в России было уже 2.028 (в т. ч. ежедневных 440), а к 1913 г. – чуть меньше 3 тысяч.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник «Необразованность российская»? | stayTRUE - Кавалергарда век недолог... | Лента друзей stayTRUE / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»