Авторы книги: М.М.Кольцова, М.С.Рузина.
Вы можете посетить сайт автора книги - http://worldsofplay.spb.ru/books.htm и купить данную книгу.
Ласточка,перепелочка
(русская игра)
Правая ладонь ребенка ложится на левую ладонь взрослого. Медленно, тихо и ласково взрослый произносит: ласточка – и одновременно пальцами правой руки он водит по большому пальцу малыша от основания до кончика. Затем, с тем же словом, поглаживает второй палец малыша. Перебрав несколько пальцев ребенка таким образом, взрослый, не меняя интонации, произносит одновременно с поглаживанием: “Перепелочка”. Задача ребенка – как можно быстрее отдернуть руку, так как на последнем слоге этого слова взрослый схватит его за кончик пальца и начнет трясти, радостно приговаривая: поймал, поймал!” После того как “перепелка” “была поймана” или “улетела”,:игра продолжается с другой кой малыша. Освоив игру, ребенок сам часто предлагает перемену ролей и с удовольствием ловит “перепел ” – палец взрослого.
Кисель
(русская игра)
Бабушка кисель варила
На горушечке,
Правая рука “ помешивает кисель”. Кончики пальцев правой и левой руки соединяются, руки расходятся углом.
Для Андрюшечки. Ладонь правой руки ложится на грудь.
Летел, летел соколок
Ладони скрещиваются, большие пальцы рук зацепляются друг за друга. Рис. 4
Через бабушкин порог.
Вот он крыльями забил,
Бабушкин кисель разлил.
Вот и нету киселька
В черепушечке
Руки несколько раз сильно ударяют по бокам, затем вытягиваются вперед и вниз, пальцы растопыриваются.
Руки разводятся в стороны. Руки снова показывают горшок-черепушечку. (Рис. 2)
В черепушечке
Округленные ладони, опускаясь, образуют горшо~ репушечку.
У старушечки
На горушечке.
Руки вновь по горку.
Бабка плачет: “Ай-ай-ай1” Руки “утирают (пропуск)
Не плачь, бабка, не рыдай!
Указательный палец (пропуск) вой руки “грозит”
Чтоб ты стала весела
Мы наварим киселя .Во-о-от столько!
Правая рука снова помешивает кисель”
Руки расходятся широко в стороны
Банька
(русская игра)
Ребенок проводит указательным пальцем между пальцами взрослого, прося:
“Пусти в баньку!”
“Не протопил еще”, – отвечает взрослый (рис. 6).
Другой палец малыша пытается попасть в щель между другими пальцами взрослого:
“Пусти в баньку!”
Так поочередно каждый пальчик малыша “просится в баньку” – взрослый может ответить: “Водичка холод на” или “Веничка нет”. Наконец взрослый зовет: “Ну, иди! ”
Малыш просовывает палец между ладонями взрослого и старается тотчас же выдернуть его, до того, как взрослый, зажав палец ладонями, начнет его тереть, приговаривая (пропуск).
Барашка купишь?
(русская игра)
Взрослый заплетает пальцы руки один за другой – средний за указательный, безымянный за средний, мизинец за безымянный.
Протягивает руку к малышу: “ Барашка купишь?”
Ребенок пытается схватить руку взрослого; если не
успевает, то взрослый разводит пальцы со смехом: “Ой, про-пал!” Если, напротив, замешкается взрослый (а это бывает часто – самым маленьким, конечно, подыгрывают) и ребенок “поймает барашка”, наступает его очередь заплетать пальцы и становиться продавцом.
Пальцы могут быть заплетены и в обратном порядке
(безымянный за мизинец, средний за безымянный, указательный' за средний). Тогда уже продают не барашка,
а петушка.
При игре детей постарше происходит такой диалог:
– Барашка купишь?
– А сколько просишь?
– Сто.
– Много будет. Дам десять.
– Девяносто!
– Пятнадцать!
Торговля продолжается; наконец “покупатель” быстро произносит: “Беру!” – и пытается схватить барашка. “Продавец>, чтобы не проиграть, должен успеть развести пальцы со словами: “Так пропал! ”
Игра способствует развитию гибкости пальцев, тренирует скорость реакции.
Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой!
Этот пальчик для того, чтоб показывать его!
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине!
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый!
А мизинчик хоть и мал, зато ловок и удал!
Эта потешка не только развивает мелкую моторику рук, но и учит счету
В этом домике пять этажей:
На первом живет семейство ежей,
На втором живет семейство зайчат,
На третьем - семейство рыжих бельчат,
На четвертом живет с птенцами синица,
На пятом сова - очень умная птица.
Ну, что же, пора нам обратно спуститься:
На пятом сова,
На четвертом синица,
Бельчата на третьем,
Зайчата - втором,
На первом ежи, мы еще к ним придем.
***
(поочерёдно загибаем пальчики)
Этот пальчик — в лес пошёл,
Этот пальчик — гриб нашёл,
Этот пальчик — занял место,
Этот пальчик — ляжет тесно,
Этот пальчик — много ел,
Оттого и растолстел.
***
(перебирая пальчики, приговариваем)
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папенька,
Этот пальчик — маменька,
Этот пальчик — Ванечка.
***
(загибаем пальчики)
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лёг в кровать,
Этот пальчик лишь вздремнул,
Этот пальчик уж заснул.
Этот крепко, крепко спит.
Тише! Тише, не шумите!
Солнце красное взойдёт,
Утро ясное придёт.
Будут птички щебетать,
Будут пальчики вставать!
(пальчики разгибаются)
***
(большой пальчик соединяют поочередно с каждым пальчиком)
- Пальчик-мальчик,
Где ты был?
- С этим братцем
В лес ходил.
С этим братцем
Щи варил,
С этим братцем
Кашу ел.
С этим братцем
Песни пел!
***
Ивану-большому — дрова рубить,
Ваське-указке — воду носить,
Мишке-среднему — печку топить,
Гришке-сиротке — кашу варить,
А крошке Тимошке — песенки петь,
Песни петь и плясать,
Родных братьев потешать.
***
Будут пальчики вставать,
Наших деток одевать.
Встали пальчики - ура!
Одеваться нам пора.
Малышам, которым сложно самим выполнять движения, помогает мама,
а совсем маленьким крошкам, под эти потешки можно делать массаж пальчиков, лёгкими круговыми движениями перебирая каждый пальчик ребёнка.
Напомню, что к пальчиковым играм относится хорошо знакомая всем «Сорока-ворона», а так же «Сидит белка на тележке...», «Шла купаться черепаха» — эти потешки расположены на главной странице потешек.
Знакомство с пальчиками
Пять да пять - родные братцы,
Так все вместе и родятся.
Если вскапываешь грядку -
Держат все одну лопатку.
Не скучают, а играют
Вместе все в одни игрушки.
А зимою всей гурьбою
Дружно прячются в теплушки.
Вот такие "пять да пять"
Угадайте, как их звать?
(Пальцы)
ИГРЫ НА РАССЛАБЛЕНИЕ
Ребенок воспроизводит действия с воображаемыми объектами.
"Красим забор": движение кисти руки вверх-вниз, вправо-влево.
"Погладим котенка": плавные поглаживания выполняются сначала одной, потом другой рукой.
"Курочка пьет водичку": локти опираются на стол, пальцы сложены в виде клюва; ритмичные наклоны рук вперед.
"Музыканты": движениями рук ребенок копирует игру на различных музыкальных инструментах.
"Солим суп": локти опираются о стол, пальцы обеих рук воспроизводят соответствующие движения.
УПРАЖНЕНИЯ НА УДЕРЖАНИЕ ПОЗЫ КИСТИ
Те упражнения, которые делают одной рукой, ребенок должен научиться выполнять каждой рукой, сначала поочередно, затем двумя руками одновременно. Выполнение каждого упражнения можно предварить стихотворением или загадкой.
Моя семья
(Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого)
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я,
Вот и вся моя семья!
На лужок
(Сгибание пальцев в кулачек в ритме потешки. При перечислении животных сгибать пальцы на обеих руках поочередно)
На лужок пришли зайчата,
Медвежата, барсучата,
Лягушата и енот.
Приходи и ты, дружок!
Пальчик-мальчик
(На первую строчку показать большие пальцы на обеих руках. Затем поочередно соединять их с остальными пальцами. Облегченный вариант - сначала на правой, а во второй раз - повтор на левой руке. Затем, по мере тренировки - на обеих руках одновременно: развиваем синхронную координацию обеих рук)
Пальчик-мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
Улей
(Пальцы сжать в кулак, затем отгибать их по одному)
Вот маленький улей, где спрятались пчелы, никто их не увидит.
Вот они показались из улья.
Одна, две три, четыре, пять!
Черепаха
(Руки сжаты в кулаки, большие пальцы внутри. Затем показать большие пальцы и спрятать их обратно)
Вот моя черепаха, она живет в панцире.
Она очень любит свой дом.
Когда она хочет есть, то высовывает голову.
Когда она хочет спать, то прячет ее обратно.
Замок
(На первую строчку - пальцы в "замочек". Затем стучать о стол "замочком". Затем круговые движения кистями рук, и показать раскрытые ладошки)
На дверях висит замок.
Кто его открыть не смог?
Мы замочком постучали,
Мы замочек повертели,
Мы замочек покрутили
И открыли!
Этот пальчик
(Загибать поочередно пальчики, начиная с мизинца)
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик резать стал,
Ну а этот - взял и съел,
Оттого и потолстел.
Ласточка - перепелочка
(русская игра)
Правая ладонь ребенка ложится на левую ладонь взрослого. Медленно, тихо и ласково взрослый произносит: ласточка - и одновременно пальцами правой руки он водит по большому пальцу малыша от основания до кончика. Затем, с тем же словом, поглаживает второй палец малыша. Перебрав несколько пальцев ребенка таким образом, взрослый, не меняя интонации, произносит одновременно с поглаживанием: "Перепелочка". Задача ребенка - как можно быстрее отдернуть руку, так как на последнем слоге этого слова взрослый схватит его за кончик пальца и начнет трясти, радостно приговаривая:"Поймал, поймал!" После того как "перепелка" "была поймана" или "улетела", игра продолжается с другой рукой малыша. Освоив игру, ребенок сам часто предлагает перемену ролей и с удовольствием ловит "перепелку" - палец взрослого.
Ирина Токмакова
"Десять птичек - стайка"
(Пальчики на обеих руках растопырены, с названием каждой новой птички взрослый поочередно прикасается к каждому пальчику ребенка; при произнесении финальной фразы ребенок сжимет пальчики в кулачки - "прячет птичек")
Пой-ка, подпевай-ка: десять птичек - стайка.
Эта птичка - соловей,
Эта птичка - воробей,
Эта птичка - совушка, сонная головушка.
Эта птичка - свиристель,
Эта птичка - коростель,
Эта птичка - скворушка, серенькое пёрышко.
Это - зяблик, это - стриж,
Это - развесёлый чиж,
Ну а это - злой орлан.
Птички-птички, по домам!
Надеюсь, эти игры пригодятся вам в тех стиуациях, когда нет возможности поиграть с ребенком во что-нибудь более активное (в транспорте, в очереди к врачу в поликлинике и т.д.), а малыш заскучал. Кроме того, эти присказки помогали нам при обрезании ногтей в возрасте от полугода до двух. А уж какой неоценимый эффект пальчиковые игры оказывают на интеллектуальное развитие ребенка - и говорить не надо! Спросите любого педиатра, невропатолога или дошкольного педагога!