Все блоги пестрят информацией о Йоле, о коловрате и о всяческих народных приметах. Ссылаясь на мою лень и относительную занятость попробуем сделать небольшую подборку об этих событиях. [показать]
Это период ритуалов трансформации и интеграции. Они предполагают глубокие внутренние изменения сознания и представлений о мире. Это обряды погружения в глубины бессознательного (Именно на йольские праздники (горбатый сон) вёльвы ездили по пирам и предсказывали будущее. Не зря йоль был посвящен Фрейру и Фрейе - божествам мира Мёртвых и магии.) Люди познавали новые тайны, получали некое знание. Это период обретения мудрости.
Из всех празднеств наших предков Йоль, несомненно, самый главный, самый священный и самый могущественный. В эти ночи (1 - здесь и далее примечания переводчика) все миры сходятся в Мидгарде: боги и богини нисходят на землю, тролли и эльфы беседуют с людьми, мертвые выходят из Нижних Миров; те же из людей, кто часто общается с Миром Иным, на время покидают свои тела и присоединяются к всадникам Дикой Охоты (oskorei - “наездники Асгарда”), или же становятся вервольфами и прочими духами (2).
Также Йоль - дни великого пира и праздника, в которые все члены клана собирались вместе, дабы вновь встретить Солнце, восставшее из мрака, и узреть возрожденный мир. Неслучайно элементы Йоля сохранились и в христианском Рождестве - как, например, вечнозеленое дерево, символизирующее жизнь, которая продолжится и после зимних холодов.
Происхождение слова “Йоль” теряется в глубине веков. Скорее всего, оно восходит к индоевропейскому корню со значением “вращаться”, “крутиться”, “колесо” (3). Возможно, оно означает “время поворота”, “поворот года”, “время жертвоприношений” или “темное время”.
По традиции Йоль длится 13 ночей, которые называют “Ночи духов”, что сохранилось и в немецком их наименовании, Weihnachten. Эти тринадцать ночей, от первого заката солнца и до последнего рассвета, - брешь между двумя годами, сакральный период, в течение которого нет ни привычного времени, ни привычных границ, когда вершиться жребий богов и вращается веретено богини Судьбы, Урд. (Урд-то Урд, но если я не ошибаюсь богиня будущего все-таки Скульд. Хотя, фанаты лучше знают)
25 декабря день Спиридона–солнцеворота. Согласно примете, этот день определяет характер всей зимы и на Руси считался началом самых сильных холодов и метелей. На Спиридона–солнцеворота солнце поворачивает – на лето (это объясняется астрономически – Солнце вдоль эклиптики начинает с каждым днем приближаться к небесному экватору, пересечение которого происходит в дни равноденствий: весеннего и осеннего), а зима – на мороз. После Солнцеворота хоть на куриный шаг, да прибудет день. Действительно, к этому дню долгота дня увеличивается уже на минуту. Отколе ветер на Солнцеворота, оттоль будет стоять до Сороков (22 марта), весеннего равноденствия. По всей видимости, эта примета описывает устойчивые барические образования, господствующие на протяжении всей зимы и определяющие общий характер погоды до весеннего равноденствия. Если на Спиридонов день солнышко играет – будут на Святках дни ясные.
Огородники могут взять на вооружение следующие приметы. По погоде на Спиридонов день определяют время весеннего посева: «Если на Спиридона с утра будет солнечно, то не спеши с ранним севом». Сей, глядя по тому, когда на Спиридона пасмурно: если утро пасмурное, сев должен быть ранний; если пасмурно в полдень – то средний сев будет самый удачный; если вечер пасмурный, то наилучший сев будет поздний.
И вот еще приметы. Если на Спиридона будет перемена ветра – гречиха хорошо уродит. Коли в этот день светло и лучисто – Новый год будет ясным и морозным, а если хмурым и на деревьях иней – теплым и пасмурным. По погоде первых двенадцати дней, следующих за Спиридоном, судят о погоде каждого из 12 месяцев наступающего года: погода 26 декабря показывает погоду на январь, погода 27 декабря предвещает погоду на февраль и т.д.
И, наконец, 29 декабря наступает день пророка Аггея. Коли на Аггея сильный мороз, то стоять ему до Крещения. К этому дню световой день прибавляется еще на 4 минуты.
День зимнего солнцестояния занимал важное место в культуре, начиная, по крайней мере с неолита. Считается, что это доказывают сохранившиеся археологические памятники - такие как, например, Стоунхендж в Англии и Ньюгрейндж в Ирландии. Основная ось обоих сооружений указывает на точку восхода (Ньюгрейндж) или захода (Стоунхендж) солнца в день зимнего солнцестояния. Древние славяне также отмечали дни солнцестояния и равноденствия. Эти дни (два солнцестояния и два равноденствия — Коляда, Великдень, Купала и Овсень - Таусень) служили точками отсчёта для занятия земледелием, строительством, и другими жизненно важными для общества делами. Эти дни, помимо точной даты имеют ещё и свою «неделю» (Русалии, Колядки и прочие).