Это цитата сообщения 
SergeyBond Оригинальное сообщение"КОЛОВРАТ": новое интервью
 [200x270]
Х.Приветствую группу "К"!Поздравляю с выходом долгожданного альбома"Радикальный Голос"! 
К. Салют! Искренне благодарю за поздравления, особенно учитывая то, что в деле появления альбома есть и ваша непосредственная заслуга!:) 
Судя по вопросам, это будет прежде всего, именно музыкальное интервью (почти в чистом виде), или уж точно, инти, посвящённое преимущественно вопросам музыкального характера, это редкость; хочется надеяться, читателям будет интересно ознакомиться с таким вот "неизвестным "К.":), даже несмотря на специфическую направленность содержания беседы, которая будет по всей вероятности, познавательна и понятна не так уж и многим (по крайней мере, в отдельных фрагментах):) 
На вопросы ответит представитель группы.
Х.И так начнем... Сколько в среднем у группы уходит времени на запись альбома в студии? 
К. Ну.. Наш первый альбом "Национальная революция" по сути, вообще записан за 1 ночь (первое и второе демо (в 1994 и 1995, соответственно) за несколько часов записывали, мало что понимая тогда в студийном процессе). Для тех довольно диких времён, это в целом, было вполне нормально. "НР"- натуральный концертник, по факту. Мы сняли действительно хороший и дорогой аппарат (буквально накануне на этом аппарате играла концерт "Алиса") в одной из прокатных фирм, расставили его в огромном зале с хорошей акустикой, всё тщательно озвучили, 2 ночи строили звук, в конце второй ночи записали 2 версии нашего тогдашнего основного "хита" "Два брата", а за 3 ночь записали остальные 15 песен альбома, а также "Слава победе!" и "Мама", которые так и не вошли в "НР"- барабанщик потянул связки на руке и не мог играть полноценные бреки, заменяя их упрощёнными версиями. Если кто- то из 5 музыкантов ошибался, приходилось начинать дубль заново. И всё равно, на альбоме имеются чётко прослушиваемые ошибки в исполнении (прежде всего, в басовых партиях). 
Сейчас, спустя годы, я осознаю, что тогда мы сделали совершенно неподъёмный объём работы (впрочём, нам редко, что давалось легко: и организационно- технические вопросы, и концерты, и тем более, запись). Правда, мы были очень хорошо готовы к записи "НР": год гоняли эту программу все вместе по 4ч. дважды в неделю, на концертах её играли. 
Старые альбомы (с "Кровь патриотов" по "Пробивая молотом.." делались довольно стремительно (но уже в профессиональных студиях, с соблюдением всех необходимых технических нюансов процесса, и с соответствующим отношением к делу): в среднем за 1- 2 месяца, хотя тоже писались все они сложно, поскольку для записи всех инструментов и вокала мы использовали аналоговый магнитофон, а цифру лишь при сведении/ мастеринге, и поэтому при допущении ошибки в исполнении инструменталисту приходилось заново переигрывать свой дубль с ближайшей паузы (а паузы в наших песнях случаются нечасто, не та фактура:)), если таковая ещё находилась. Ну а коли учесть, что в каждой нашей песне минимум 3 чёсовых трека гитары.. 
Особенно трудно приходилось ударнику. Музыка силовая, много фишек, ноги- руки загружены плотно, нужно все аранжировки сыграть, все эти хитрые бреки, придуманные и отработанные на репетициях, и т.п. Один раз что- то смазал, играй всю вещь сначала! А ведь всё нужно при этом сыграть хлёстко, сочно, драйвово, с хорошей атакой и грувом, с бодрым настроением- "вкусно", как говорят музыканты, одним словом.. Хорошо помню, что например, "Синяя болезнь" с "Кровь патриотов" записана с шестнадцатого дубля.. А если ещё вспомнить, что тогда мы писали 25 песен (17 в альбом "КП" и 8 в сплит с "Nahkampf"), становится вообще изумительно!:) 
Разумеется, в процессе студийной работы нередко происходили и курьёзные случаи. 
Никогда не забуду как летом 2003 бились над записью техничного гитарного соло к песне "Радикальный голос". Играл наш старый чудо- гитарист М.Р., мега- одарённый мелодист и достаточно прошаренный техник. В ходе исполнения соло в быстром пассаже на какую то мизерную 1/16 возникал в целом, незначительный обертон, но который как назло, прорезал в миксе и чётко прослушивался. Понятно, что из наших слушателей на серьёзном уровне почти никто в музыке дупля не отбивает, и уж точно косяк не услышит, но нам самим не в кайф, мы перфекционисты, по крайней мере, так нам многие говорили на студиях.. Так вот, бились мы, бились, часа 2 с лишним писали, в нон- стоп режиме. Уже и по всей аппаратной человек пересаживался, и медиаторы менял, и часы с руки снимал:)- толку ноль. А дубль то приходится постоянно с самого начала вонзать.. Пришлось ему снять шнурок с кроссовка, перетянуть гриф у порожка, и вот тогда этот злосчастный обертон исчез. Вообще, всяких забавных историй была маса.. 
Помню, мы мастерили "Алкоголь", году в 99м. Заходит Зинчук (известный гитарист- виртуоз с мировым именем), за какими- то старыми плёнками своими заехал, а вещь то на всю студию гремит. Он к стене прислонился, слушает: нагромождение там риффов всяких, гармонии меняются постоянно, ну и всякая прочая дикость и зверство, которыми мы раньше, по молодости лет и недомыслию увлекались:), для него это вообще дико, он такого отродясь не слушал и не играл, у него музыкальное мышление то совершенно другое, правильное, академическое, а здесь ересь какая- то, всё неправильно, относительно метра смазано:) Посмотрел он на нас в немом изумлении- слышит же: материал наглухо некоммерческий, а люди зачем- то так заморачиваются, для него дико, непонятно, а в то же время подход типа основательный, уважуху у него вызывает неизбежно, это чисто музыкантское и по- человечески объективное. Подошёл, "Ну.. Удачи вам, ребята!" говорит..:) 
Эстрадных "звёзд" некоторых видели, ни о чём, в целом, никаких впечатлений по себе не оставили, что впрочем, вполне ожидаемо. "Лига блюза", "Crossroads" "Мистер- Твистер" из рокеров. Барыкин- старший с "Круизом" запомнились, добрейшие люди. Гриша Безуглый, старый дед, у себя в Лыткарино рок ещё в 70е мочил, подошёл, добрые слова говорил, приятно. 
Есть среди музыкальных профессионалов и откровенные остолопы, к примеру: мы записывали чёсовый даблтрек по какой- то вещи, напрочь разогнанный комб мочил в соседней комнате, вдруг в процессе записи уровень падает чуть ли не вдвое. Оказалось, в студию по делам заехал барыкинский директор, громкий гитарный звук ему видите ли помешал разговаривать, он тупо, не заморачиваясь, прошёл в соседнюю комнату и выкрутил на комбе ручку от вольного так, чтобы ему самому не мешало.. Вот такие бывают папуасы.. 
Полностью на цифру мы перешли лишь с "Узник совести", и это невероятно облегчило работу по записи материала; прежде всего, в чисто физическом аспекте, как и в плане экономии времени. 
Однако, как нетрудно догадаться, использование цифровых технологий при записи неизбежно расслабляет и расхолащивает инструменталиста, поскольку при записи в цифру возможно вписывать практически любые, порой даже самые филигранные фрагменты, в то время как при аналоговой записи вписки например, струнных, реально делать только с пауз в партиях (если таковые ещё находятся). Разумеется, записываясь в цифру, ни к чему уметь играть технически сложную вещь (или соло) насквозь, от начала до конца, любой кривой фрагмент можно вписать, и в данном случае, негативный аспект в том, что исполнительский уровень музыкантов при цифровой записи неизбежно падает. К чему работать над техникой, если звукорежиссёр может тебе легко врезать тот или иной фрагмент? Так думают слишком многие... 
В противоположность прежним материалам, наш новый студийник "Тотальная война" мы писали порядка 1, 5 лет (с перерывами, разумеется). Связано это со стремительным возрастанием количества разнообразных семейно- бытовых дел, из- за которых значительно труднее находить время для творчества, и тем более, для длительного и кропотливого студийного процесса, в идеале требующего полной концентрации и абстрагирования от любых отвлекающих факторов. Жизнь вынуждает всё меньше и меньше времени уделять творчеству, потому что, его, этого самого свободного времени практически не остаётся. 
Если при записи старых альбомов была возможность к примеру, писать гитары 10- 15 смен по 8 часов с перерывом на 2 выходных, то сейчас такой временной возможности нет, и однозначно больше никогда не будет. 
X.Будет ли "К" в дальнейшем использовать сэмплы,как это было в песне"Смерть Системы"? 
K. Вряд ли.. Трудно найти действительно хорошие, натурально звучащие семплы. Они все как правило только у аранжировщиков на попсовых студиях с расценками сорта 100у.е./час. Кому такое по карману?! Точно, не нам. 
В то же время идеи по семплам есть, всякие аранжировочные решения, органичные для драматургии некоторых наших новых песен. 
Тут опять же нюанс финансовый. Бюджеты у нас относительно небольшие, с аранжировками не развернёшься, да и спецэффекты по нашей музыке в целом, не нужны. Денег в обрез хватает, чтобы всё необходимое записать, относительно вдумчиво свестись и отмастериться. Да и в целом, наша музыка имеет постоянную тенденцию к упрощению. 
Наигрались уже во всякие навороты.. 
Моща, кач, напор и мочилово- вот наши сегодняшние предпочтения, завёрнутые аранжировки- в прошлом. В свете подобной расстановки приоритетов говорить о каком- либо мудром использовании семплов не приходится. Ну разумеется, за исключением семплов речей нашего бессменного вождя и учителя- дядюшки П., это естественно!:) 
Х.Не мог бы ты рассказать об обложке с нового альбома? Для многих она стала довольно неожиданной… 
К. Оформление наших релизов никогда не отличалось изощрённым дизайном, мягко скажем; мы не считаем это важным для достижения наших целей. В то же время наши буклеты всегда достаточно содержательны и информативны, вот это для нас как раз существенно. 
Однако, совершенно очевидным и несомненным минусом оформления прошлых релизов "Коловрат" было отсутствие эксклюзивных обложек. В связи с недостатком финансов мы были вынуждены зачастую использовать репродукции плакатов и картин, но при подготовке оформления альбома "Радикальный голос" мы заказали иллюстрацию у профессионального художника, который является нашим соратником, в связи с чем, работа была им выполнена за минимально возможное вознаграждение. Этим же замечательным человеком и профессионалом был отрисован гаммированный крест для оформления накатки на сам CD. 
Действительно, обложка "Радикальный голос" для многих стала неожиданностью, но на самом деле, это только лишь позитивно- старым группам, к которым за годы работы все привыкли, важно уметь удивлять свою аудиторию какими- то новыми, ранее непривычными для коллектива деталями, как в лирике/музыке, так и в подаче материала, в данном случае, в оформлении своих релизов. 
О смысловой нагрузке кавера "Радикальный голос" и его тесной взаимосвязи с содержанием альбома, на мой взгляд, исчерпывающе сказано в традиционном для наших релизов обращении, размещённом в буклете, смысла повторяться нет. 
Оформление буклета было сделано нашим новым дизайнером, очень одарённым соратником. Думаю, не будет преувеличением сказать, что он проделал очень значительную по объёму работу, ведь объём буклета- 24 стр., и сделал всё на надлежаще высоком, достойном наших стандартов уровне. 
Как бы то ни было, наш грядущий новый альбом, вообще оформлен фотоснимками военных лет, и никакие эксклюзивные обложки и навороты (типа коллажей из картин в качестве подложки как в "РГ") там не нужны, поскольку попросту не вяжутся с концепцией дизайна, по- военному аскетичного. 
Х.На предстоящем сплите Коловрат/Hassgesang будут совершенно новые песни или перезаписанные старые хиты? 
К. 4 наши ранее ещё нигде не публиковавшиеся новые песни + кавер на лучшую песню "HG" "О ленивом антифа- дуроплясе":) ("Brot und Spiele"), будет супер- хит!;) 
Сплит получил название- "Unity in action" ("Единство в действии"). 
"HG"- отличная группа. Германы- вообще, сильная, злая нация, живучая. Достойны всяческого уважения. А "НG".. Они такие сырые, гневные, лютые.. в плане музыки. У них также есть и более зверский проект- "Anger Within" (SxE хэйткор), а есть и помелодичнее- "Аgnar". Также парни из "HG" имеют самое непосредственное отношение к ещё одной отличной hatecore формации из Германии- "Daily Broken Dream" (экс- "Race Riot"). "HG"- это очень активные ребята. Сейчас они находятся под судом за своё творчество. Вокалист- стрейтер, это у меня лично также вызывает объективное уважение. Не совсем конечно, нашего уровня группа, но очень правильная, а это главное, основной критерий при подборе партнёра для сплита был именно таким. Ну ещё и музыкальное сходство некое у нас присутствует, это весьма важно для того, чтобы обе группы в формате одного совместного альбома слушались органично. 
А тексты у "HG" какие есть! "AH, der Kampf fuer unser Land.."- нужно иметь смелость и мужество, чтобы исполнять такие песни в Германии, и это однозначный респект, ребята! 
Кроме того, во многих своих песнях "HG" критикует современное Движение, причём не огульно, а конструктивно и по делу, вообще молодцы! У них и в целом, весьма достойная лирика! Очень важно хотеть (и уметь) говорить и о недостатках, не боясь навредить своей репутации как группы в целом, что может получиться запросто, поскольку тупость, зашоренность мышления и ханжество в нашем Движении и на его сцене распространены весьма широко, к сожалению. 
Вообще, продолжить эту невероятно важную тему русско- немецкой солидарности и единства, начатую нами сплитом с "Nahkampf" (давно к сожалению, распавшимися, а их вокалист Hannes, также известный как фронтмен хулиганской группы "Kategorie C", вообще предал Движение) всегда виделось мне крайне важным. И партнёра для сплита мы искали давно, со многими немцами говорили: "Faustrecht", "Agitator". "Hauptkampflinie" (моя любимейшая немецкая группа, наряду с "Кraftschlag" (скажу сразу: мы не разделяем их анти- польских настроений)) и т.д... Но все они по тем или иным причинам не могли. "HG" откликнулись сразу, прониклись важностью идеи, уважуха им! Сделаем отличный сплит, будем надеяться! А главное- стратегически важную тему лишний раз продвинем. 
Пластинка должна выйти летом или в сентябре. 
Х.На сборнике"No one like us,but we don`t care!",выпущенным Streetfight Records были представлены два эксклюзивных трека-"Clockwork Army"&"Adrenaline Factory".Не мог бы ты подробно рассказать об этих песнях? 
К. В предверии ЧМ по футболу сразу несколько немецких лейблов кинулись делать ОФ компиляции. Идея сборника нашего лейбла была не тупо "за чистый хулиган", а протестная- против произвола полицейских структур по недопущению хардкора на ЧМ (эта история общеизвестна, так что не буду на ней заострять) и коммерциализации футбола. Кроме того, нам прислали трек- лист компиляции: все группы правые, а некоторые притом весьма радикальные. В общем, всё как надо: и идея неглупая есть, и подбор участников достойный. Кроме того, шефа лейбла зовут Бельмондо, что тоже примечательно!:) Ничего не оставалось как согласиться!;) 
Дальнейшее уже стало историей: были написаны 2 дико мощных и злых хэйткор/ металкор трека с англоязычной лирикой, и вперёд в студию! Дело знакомое: раз- два, и всё готово!:) У нас всё быстро: год- два- три, и результат!;) Получилось очень энергично, и что важно в контексте компиляции, злюще и агрессивно. А названия то какие.. "Фабрика адреналина", экстремизм в чистом виде!:) Мощные песни, тексты грубые, уличные такие.. Короче, всё как должно быть.. Это "Коловрат"!;) 
Х.На сплите Коловрат/Guarda de Ferro есть песня ,написанная Big Ed of Bound For Glory.Во многих интервью как-то скупо говориться об этом.Как у Эда возникла идея написать текст для песни Коловрат? 
К. Очевидцем развития ситуации не был, по уважительной причине, так что могу ошибиться в деталях. По- моему было так: Эд в процессе почтовой переписки с нашим тогдашним администратором (не знаю как точно назвать его "должность" в тогдашнем окружении нашего коллектива, обзовём примерно таким образом) выразил желание написать нам добротный текст (или его об этом попросили).. И сделал это!:) М., наш тогдашний клавишник, сделал аранжировку, очень удачную, привлёк свою знакомую (обладательницу прекрасных вокальных данных), записали всё это добро, получилось отлично. Всем огромное спасибо, все свободны!;) 
Я никогда не спрашивал у Эда о возникновении идеи написания этой замечательной песни, но полагаю, он сделал это из уважения к нашей великой нации и её трагической истории. Он и сам славянские корни имеет, наш человек, в общем!:) 
Эд- это конечно, вообще, глыба.. Эталон правого музыканта, лично для меня, по крайней мере. 
Х.Ваш отличный гитарист М.Р. давно покинул группу.Вы контактируете с ним и не помогает ли он писать/записывать музыку сейчас? 
К. Да, М.Р.- это был талантище, однозначно! Великолепный мелодист, и в целом, человек, очень одарённый музыкально, импровизатор просто высший. Самый лучший гитарист, когда- либо игравший в "К.", без вопросов! И очень самобытный, с оригинальной мелодикой своей. Помню, как я его встретил в начале 1997го: лысая голова, камуфляжный бомбер, малиновые ботинки- орёл!:) 
Да, сынки, были времена!;) 
М. играл у нас с начала 1997 по лето 2003, но на альбоме "Пробивая молотом.." писал уже всего лишь пару соляков и некоторые риффы в своих (в основной части) песнях "Славянский дух" и "Демократия свинца". Мы с ним здорово дружили, понимали друг друга хорошо, очень плотно общались и ещё плотнее, репетировали, сыгранность была отличная. 5 лет очень активно и вдумчиво играли с ним на дому, бывало, что и ежедневно на протяжении недели. Вообще, в те времена мы вонзали несравненно более технично и слаженно, чем сегодня (всё достигается упражнением). Отменно играли. Время было для постоянных реп. Дважды в неделю на базе по 4 часа стабильно занимались в 1997- 2000гг. Бывало, по 6, по 8 часов рубились. Сейчас и вспомнить то страшно зверство такое!:) А уж сколько мы этих репетиционных точек поменяли, и как назло, ни разу такой не было, чтобы меньше часа до неё ехать.. Жёсткие мы парни, короче!:) Помню первую базу, на "Бабушкинской", зал огромный, звук мощнейший, друзей соберём, и вперед! Цены позволяли- 5 руб./ час . 1994 год.. 
М. фактически ушёл ещё в 2002. Он уже давно хандрил. У него очень сложная ситуация сложилась: работа+ учёба, и то, и другое- весьма плотно, времени постоянно не хватает. Музыка наша его со временем тоже перестала устраивать, всё слишком просто, прямолинейно, незатейливо для его слуха. Он то всегда был поклонником прогрессива ("Dream Theater", "Fates Warning", "Symphony X"), техно- треша всякого чёткого типа "Annihilator", инструментальной гитарной музыки в духе работ от Shrapnel Records.. "Коловрат" тут и рядом не стоял. Кроме того, в группе его постоянно ограничивали, не давали делать откровенно метальные аранжировки, к чему он стремился (на правой сцене нас считают очень металлизированными, но вы будете удивлены, узнав, что в 1994- 2000 мы просто запрещали своим барабанщиком активно играть второй бочкой, чтобы всё звучало более в традициях именно скинхед- музыки). 
Оно понятно, что форма значительно, даже несравненно приоритетнее содержания, но мы всегда ориентировались на грубую, по- хорошему прямолинейную музыку, а с М. в этом плане у нас вкусы расходились, его привлекало творчество более завёрнутое, "интеллектуальное" что- ли, "Коловрат" же- это по большому счёту, очень "прямая" группа в музыкальном плане. 
Ну так вот.. если поначалу М.Р. искренне верил в какие- то перспективы группы в плане "выхода на широкую аудиторию" и прочие по определению несбыточные вещи, и первые несколько лет самозабвенно рубился на энтузиазме, тексты идеологические даже писать пробовал, то потом, когда насмотрелся на то, в каком андерграунде мы сидим, и то, что возможностей выхода из него никаких априори, стал постепенно отстраняться от коллектива, и в результате совсем потерялся в рутине обычной жизни. Дело известное.. Обычная ситуация, таких сценариев много было, они в каждой группе происходят. 
Таким вот образом личные переживания, моральные сомнения всякие наложились на бытовые проблемы, и произошло расставание. 
Слишком быстро в нём огонь погас, слабо горел изначально, видать.. 
С 2003 я его не слышал. В 2004 наш старый вокалист Т. (альбом "Национальная революция") встретил М. в парке, тот в него на велике врезался:) А не так давно наш барабанист его на каком- то музыкальном мастер- классе отловил, да ещё вместе с нашим старым драммером С. Оказалось, те скооперировались, и на пару мочат какой- то лютый прогрессив, но так, чисто для себя, и без политической подоплёки. Дурь, короче. 
В целом, всё довольно- таки скучно.. 
Х.Сколько в общем Коловрат посетили Европейских стран с концертами?Какой был прием?И как ты оцениваешь западную и отечественную организацию концертов? 
К. Мы очень мало играли за рубежом, хотя предложений было достаточно много. 
Ещё весной 1995 нас пригласили в Польшу люди из "Konkwista", но ни у кого из нас не было ещё загранпаспортов. И позднее не складывалось то одно, то другое.. 
Не везло ужасно в этом отношении, как и во многих других.. У нас вообще ничего никогда не шло легко. 
По разным причинам мы проманали немецкие, венгерские, словацкие приглашения, и впервые за рубежом выступили лишь в 2003, что для группы, активно играющей с 1994, конечно же, очень поздно. Причём, что забавно, мы и в Польшу чудом попали- опаздывали на поезд, а нас, лысых и с сумками, на улице повязал патруль ДПС на гостеприимной "Газели", приняли за домушников, только что выставивших хату и уносящих в сумках навар:) А когда показали им билеты и ваучеры в Польшу, они дико загорелись желанием и самим туда поехать, пришлось отвечать ещё и на занудные расспросы о ценах на алкоголь, отелях и жрицах любви.. Как будто мы в теме.. Жесть.. 
Гиг был правда, дико крутой! Весь польский хардкор, человек 300. Мы как- будто в видео из "Kriegsberichter"'а попали. И дико зажгли на том концерте, помню, весь зал на ушах стоял. Не посрамили русскую сцену, короче.. Хотя инструменты нам достались просто чудовищные (и то выбрали лучшие, что были у групп на концерте), сложно на них играть было. Бас реально у Пола Маккартни эпохи "Битлз" похоже, подрезали:)! Я ни разу не видел, чтобы струны так высоко стояли над грифом, труба! Пришлось строить эти горе- инструменты прямо перед концертом.. 
"Brigade M", бывшие тогда на европейском туре, тоже хорошо откидались. Музыка простая, но весьма энергично, подача правильная, всё зрелищно. Мы с ними пообщались неплохо, хорошие люди, знающие, содержательные, Тим и Яшпер особенно. 
В Чехии оба раза было круто! Но там "NOP", братья.. Что тут ещё сказать.. 
"NOP" есть "NOP".. 
Чехи также весьма круты в плане уровня организации гигов (но естественно, они курят по сравнению с итальянскими мега- монстрами "VFS", "BH UK" в Великобритании или 28/ 318, делающими фесты в Германии и Бельгии- это лучшие европейские организаторы), мы это сполна оценили. Первый раз играли одни, почти 4 часа, начали засветло, закончили в темноте. Чешские камерады в шоке. Говорят: "Мы такого ещё никогда не видели!", мы им: "Коловрат. Россия"!:) 
Немцев там много было, на втором гиге. Хорошо песни наши знают, подпевали. В Польше и Чехии просто оголтелые фаны подходили, все альбомы знают. Приятно мы удивлены были, и за честь нашей страны было очень радостно. А вот это самое главное как раз. 
В начале 2005 наш тогдашний администратор (условное название) выступал в Венгрии вместе с музыкантами "Сокира Перуна" под названием "Коловрат", кавера играли. 
Строго говоря, это не концерт конечно, вообще, а нам до сих пор пишут люди с того концерта: "вы тогда дали жару!":) Труба.. 
На опенэйре "Fest der Voelker" в Йене должны были играть летом 2006, но его запретили. В Сербию на 11- летие тамошнего"БХ" не попали, там уже совсем мрачная "детективная" история была, не для публичного интервью. Т.н. "старший брат" не дремлет, короче, лишний раз в этом убедились. 
Однако, всё это безусловно, только начало, мы ещё непременно поедем в разные страны!;) Азия, Африка, Китай, Монголия ещё не охвачены!:) На другие планеты полетим, всё будет!:) 
Что касается уровня организации правых гигов в Чехии, и особенно в Польше- с моей точки зрения, он значительно превосходит уровень отечественный, это объективно. Тому существует ряд причин: значительный опыт, обусловленный более продолжительным, чем в России, развитием правой сцены; соответственно, более взрослое и основательное отношение к процессу подготовки мероприятия- это как правило объясняется возрастом организаторов; более значительные финансовые возможности; в целом, следование зарубежной полицией букве закона (за исключением пожалуй, Словакии) 
при мониторинге и контроле проведения правых концертов. В общих чертах, это основные причины. Безусловно, существует и масса второстепенных факторов, и чисто субъективных обстоятельств, таких как элементарное везение к примеру, но всё это уже не столь важно. 
Х.Многие соратники хотят пригласить Коловрат отиграть концерт в их городе,но не знают с чего начать организацию мероприятия,не знакомы с техническим райдером и как найти контакт с группой.Мог бы ты разъяснить как и что делать? 
К. Вопрос неоднозначный, т.к. в связи с гнётом тёмных сил ЗУГ и перманентно возрастающими активностями милитантного крыла Движения (и неизбежным нарастанием ответных репрессий) провести достойный полномасштабный концерт "Коловрат" (да и в целом, любой известной правой группы) хотя бы человек на 150 в регионах фактически не представляется возможным. Времена сейчас уже не те, всё предельно сложно.. Особенно применительно к нашей максимально демонизированной всякими медиальными бумагомараками группе. Крайне затруднительно.. если не сказать, что практически нереально, по ряду известных и очевидных причин. 
Помимо этого, на данный момент мы не видим организаторов, способных (и заинтересованных) это сделать. Безусловно, время от времени приглашения поступают, но как правило, от совсем молодых и недостаточно опытных (если ещё имеюших опыт организации 
мероприятия вообще) парней, у которых ни зала, ни нормального бюджета (для аренды достойной площадки/ аппарата); и разумеется, в процессе общения люди понимают, что они пока не готовы успешно провести такое мероприятие, мы предлагаем им организовывать кулуарные балладники более молодых групп для приобретения необходимых навыков. Отыграв огромное для андерграундовой правой группы количество концертов, мы на собственном опыте убедились в том, что лучше никакого концерта, чем недостаточно хороший, от которого не получим удовольствия ни мы, ни слушатели. Да и репутации коллектива это отнюдь не на пользу, как и репутации организаторов, впрочем. 
В свете вышесказанного становится очевидным, что освещать какие- либо технические аспекты организации нашего выступления не имеет смысла. Безусловно, мы имеем и технический, и бытовой райдеры, и чётко определённые схемы организации, да и контакт с нашим представителем в целом, найти вовсе нетрудно, но повторюсь, в свете актуальной политической ситуации в нашей стране говорить об этом подробнее- впустую тратить время. 
Разумеется, как бы то ни было, мы по- прежнему развиваем и концертное направление нашей деятельности, мы достаточно регулярно выступаем и планируем выступать дальше: как в электрическом, так и в балладном вариантах, однако приглашения нами реализуются исключительно от известных нам организаторов, себя уже положительно зарекомендовавших, и неоднократно. 
От людей, в которых у нас есть обоснованные сомнения, предложения не принимаются, ну а публичная ликвидация ликбеза для тех, кто бы в принципе хотел организовать наше выступление, в рамках интервью, что будут читать и враги, невозможна. Данная информация не может быть представлена публично, причины опять же вполне очевидны. 
Х.Приближается пятнадцатилетие группы!Что Коловрат готовит к этому событию? 
К. Совершенно верно, нашим "официальным днём рождения":) считается 01.08.1994- дата первой полноценной "электрической" репетиции в полном составе, соответственно, менее, чем через 1, 5 г. у нас юбилей. 15 лет- это уже определённый, достаточно солидный возраст для андерграундовой рок- группы, а для правой особенно. Разумеется, мы не можем оставить эту дату без внимания, и определённые планы имеются, посмотрим, что удастся воплотить, в нашем государстве лучше не загадывать. Хотелось бы к юбилею выпустить новый студийный альбом, двойной сборник лучших вещей (у нас порядком хитов:)), первый официальный DVD, линию памятного мерчендайзинга.. Памятник воздвигнуть нерукотворный..;) Планов громадьё, как всегда!:) Будем работать. 
Х.На X Day Records вышел первый релиз лейбла-Ваш новый альбом"радикальный Голос"(В Защиту Свободы).Как ты оцениваешь работу лейбла и почему Вы выбрали именно этот лейбл для выпуска своего альбома? 
К. Предложение лейбла было одобрено прежде всего на основе дружеских, личностных связей с главой значка, который за продолжительное время нашего общения зарекомендовал себя честным, обязательным и надёжным соратником, с которым можно иметь дело. Уверенность в партнёре- основа для сотрудничества, и особенно в нашем Движении/ на сцене важно быть уверенными друг в друге. Кроме того нас связывают тёплые личные отношения и полное взаимопонимание по всем основным вопросам Движения и сцены, что тоже немаловажно. Мы- прежде всего, единомышленники, соратники, а это залог работы на принципах полного обоюдного доверия и согласия. 
В целом, для нас не представляло труда выпустить русскоязычную версию "Радикальный голос" (альбом (как и наш следующий студийник) записан в 3 языковых версиях: русской, английской, немецкой (2 последние из которых скоро будут доступны через наших немецких партнёров White Noise Records (whitenoise-records.com)) и самостоятельно, DIY, но поступило предложение от X Day Records, и мы решили сотрудничать с ними, поскольку для нас это по большому счёту, первый опыт подобного рода- выпуск нашего студийного альбома на другом лейбле в России. И нужно отметить, мы не ошиблись в выборе!:) 
Работу лейбла на данный момент можно оценить как стабильно хорошую. Она основана на необходимой честности, оперативности, аккуратности. В то же время, наше сотрудничество по сути, только началось, поэтому не стоит делать далеко идущие выводы 
или раздавать авансы. Как говорится: 
поживём- увидим! 
Х.Какие в настоящее время достойные группы на Русской Правой Сцене ты можешь выделить? 
К. Достойные в каком именно смысле? Если под "достойный" понимать "искренний" и "идейный", то таких коллективов у нас, на русской сцене, достаточно. Практически все формации, известные мне, безусловно искренни. 
К примеру, на русской сцене есть ряд групп, которые мне импонируют своей честностью и радикализмом, но вот музыку я люблю более сложную и металлизированную. Это дело личного вкуса, не более. 
Если "достойный"- это"интересный с музыкальной точки зрения", то опять же, по моему мнению, таких групп у нас всего несколько, лично для меня это в первую очередь, "Северный воин" (RIP), "Руский Стяг" и "Гр.Ом". Правда, 2 последние банды пока ещё не имеют студийного воплощения в "электрическом" варианте, поэтому не так легко судить об их техническом уровне и исполнительском мастерстве, но то, что делается ими в акустике, весьма неплохо. Также хороший потенциал имеют "Гарыныч", где играет лучший барабанщик на отечественной правой сцене. Нельзя не отметить стремительный прогресс и развитие проекта "Киборг", который сумел вырасти из околокэтээровского маргинализма в серьёзное, достойное внимания творчество, особенно в лирическом плане. В то же время многие новые отечественные группы я не слышал, вполне возможно, что среди них также немало достойных. 
Х.Сейчас группа готовит новый альбом. Не мог бы ты рассказать как идет работа над будущим релизом? 
К. Наш новый студийный альбом "Тотальная война"- первый в нашей дискографии двойной альбом, он включил в себя 10 собственных песен, 5 бонусных треков- каверов зарубежной RAC (и не только!:)) классики, и очередной сюрприз- басовое соло- вещь, уникальную для правой сцены. Общее время звучания пластинки- почти 74 мин. 
Выпускать двойной альбом в текущей ситуации, когда МР3 убивают все продажи, экономически бессмысленно, поэтому мы скорее всего, будем вынуждены реализовать двойной альбом на одном, забитом под завязку CD. 
Альбом уже записан, по причине личной занятости музыкантов мы работали над ним со значительными перерывами, с осени 2006 по начало текущего года. 
"Тотальная война"- в музыкальном смысле, это достаточно важная веха для нас, поскольку на этом альбоме отчётливо слышно возвращение к нашим RAC корням (особенно это заметно на гитарных риффах и соло), что для нас самих- очевидная тенденция последних 2 лет. Безусловно, на альбоме вы услышите и достаточное количество разнообразных металлических ходов, характерных для нашего стиля, но в целом, эта работа значительно менее металлизированна, чем наши предыдущие студийные релизы "Узник совести" (2004) и "Радикальный голос" (2002/ 2007). Полагаю, наш следующий студийный альбом "в электричестве" (сейчас мы работаем над нашим долгожданным балладником "Имперский флаг") будет выдержан в похожей стилистике. В целом, как известно нашим слушателям, "Коловрат" как в музыкальном, так и в текстовом плане- группа последовательная и придерживающаяся определённых традиций и стандартов. Хорошо это, плохо ли- пусть каждый решает для себя сам, но как бы то ни было, это так. 
Альбом имеет значительно более высокое качество записи, чем тот же "Радикальный голос", который местами пришлось буквально "поднимать из руин". Гитарный звук- весьма плотный и жирный, мы специально брали на запись альбома 2 весьма дорогих инструмента, практически custom класса. Запись барабанов была произведена в одной из 3 лучших московских студий, специализирующихся на записи ударных.. Впрочем, о разнообразных технических деталях и подробностях можно по сути, говорить бесконечно (да об этом и будет подробно сказано ниже ), просто послушайте новый альбом и вы сами всё поймёте!:) 
Что касается продакшна "Тотальная война", он будет выдержан вполне на уровне альбома "Радикальный голос", имеется и развёрнутое вступление- обращение к слушателю, и объёмный буклет с массой информации, и грамотный продуманный дизайн. Будем надеяться, что и пост- продакшн/ дистрибьюция альбома также будут выполнены на надлежащем уровне. 
Необходимо отметить, что в этом направлении предстоит много работы. 
Вкратце по смыслу названия "Тотальная война": альбом посвящён трагедии братоубийственной войны европейских народов (1941- 1945гг)- величайшей (и без сомнения, наиболее кровопролитной) драме в человеческой истории. В честь всех истинных и искренних воинов, павших и живых, мы записали этот альбом. 
Х.Что ты посоветуешь начинающим НСВП группам России? С чего начинать и как развиваться дальше? 
К. Это довольно непростой вопрос.. 
Просто в этом отношении я максималист, и считаю, что если заниматься творчеством, то серьёзно, постоянно, вдумчиво или.. вообще не заниматься. Разумеется, это крайне радикальный взгляд на вещи, возможно и неверный, но такова моя личная точка зрения. Once a musician- always a musician! 
В целом, крайне редки случаи, когда все необходимые для подобной деятельности качества сочетаются в одном человеке. Таким человеком был Ян Стюарт, наш великий герой и мученик! 
Прежде всего, при организации правой группы я бы рекомендовал тщательно поразмыслить над вашей мотивацией; зачем и насколько вам всё это нужно; чем вы готовы жертвовать, чтобы ваш проект жил и достойно/ активно работал; в действительности ли вам есть, что сказать людям, к которым вы планируете обращать послание группы, и насколько это послание существенно. Момент определения и расстановки приоритетов крайне важен; вполне возможно, это вообще самый важный момент при становлении коллектива. Все организационно- технические вопросы по сути, второстепенны, как и исполнительские навыки, которые неизбежно придут с опытом, благо стандарт требований, предъявляемых к музыкантам на правой сцене, относительно невысок. Приоритетны именно человеческие качества претендентов на место в вашей группе, а технические возможности неизбежно разовьются со временем, для этого лишь нужно достаточное время уделять репетициям и персональным занятиям инструментом. 
Таким образом, чёткое определение собственной мотивации и верное распределение приоритетов- это ключевой момент. В дальнейшем это очень поможет и поддержит. 
Как уже было сказано выше, при формировании состава группы важны прежде всего именно личные качества кандидатов, а не их музыкальные навыки, качественные гитары или выдающиеся способности (естественно, всё приветствуется). Но в то же время это на правой сцене, в целом, второстепенно. Был бы человек достойный,а играть и петь вполне можно научиться; разумеется, при известной доле способностей и усердия, ничего непосильного в этом нет. Дорогу осилит идущий.. 
В каждом коллективе должен быть только один лидер, при наличии нескольких лидеров группа в подавляющем большинстве случаев недолговечна, и деятельность её не так активна/ продуктивна как могла бы быть. Соответственно, лидер добровольно берётся делать большую часть работы, а значит, принимает на себя основную долю ответственности, и должен быть готовым ко всем возможным трудностям, которых будет избытке; и чем старше будет становиться ваш коллектив, тем этих трудностей и вопросов будет становиться больше, что неизбежно, вы должны быть готовы к этому. 
Лидер группы должен иметь волю на ежедневной основе заниматься решением самых разнообразных технических, организационных, и даже бытовых вопросов. Это скучная и рутинная работа, ничего общего не имеющая с творчеством, но делать её также необходимо, без неё никуда. 
Группе желательно часто (в пределах разумного) репетировать для поддержания формы и дальнейшего развития, причём репетиционный процесс должен быть стабильным даже, когда у коллектива нет концертных приглашений, и репетировать, казалось бы, незачем. 
На самом же деле, стабильная репетиционная деятельность крайне важна, т.к. именно вследствие неё и появляется пресловутая сыгранность, а из неё в свою очередь возникает такое довольно мистическое, но крайне необходимое каждому музыкальному коллективу, в каком бы стиле он не играл, чудо как драйв. 
Ну и кроме того, лидеру группы не стоит упускать из внимания и весьма важный аспект здорового внутреннего климата в коллективе, которому репетиции (коллективизм, командный дух, дружба между музыкантами наконец) неизбежно будут сопутствовать, если эти репетиции будут правильно организованы. 
Уделите пристальное внимание техническому оснащению вашего коллектива! Безусловно, отнюдь не все имеют финансовые возможности для приобретения дорогих инструментов (у меня самого до сих пор электрогитара за 400 у.е. и акустика за 1500 руб.:)), в первую очередь, в регионах эта проблема стоит остро, но всё же, по возможности, старайтесь не экономить- инструмент должен качественно звучать и быть комфортен, удобен, вам должно хотеться на нём играть. К сожалению, дешёвые инструменты, как правило редко соответствуют этим необходимым требованиям. 
В завершение данной темы, если кому- то будет интересно (возможно, данное инти будут читать и музыканты из правых групп, в том числе и начинающих, которым нужны советы), я могу порекомендовать оптимальные марки инструментов для исполнения музыки в стилях RAC и Hatecore: 
Микрофон (вокальный)- Shure SM58 
Цена- 80 у.е. 
Гитары: ESP (Eclipse), LTD (Deluxe)- вообще, любые модели ESP/ LTD с фиксированным бриджем и активными звучками, Gibson (Les Paul, SG) (только при установке вместо оригинальных бриджевых датчиков мощных современных хамбекеров типа Di Marzio, EMG, Seymor Duncan)), Epiphone (только дорогие модели). 
Средняя стоимость такой гитары- 1500 у.е. 
Бас: Warwick (любые рок- модели типа Corvette), Fender Jazz Bass (только США, желательно старый инструмент, с сухой деревяшкой, 70- 80х гг) 
Средняя стоимость- 2000 у.е. 
Ударные: Tama Rock Star, DR, Ludwig, Mapex, Yamaha 
Средняя цена установки: 2500 у.е. 
Снер: Tama, Premier, Yamaha 
Cредняя стоимость- 400 у.е. 
Информация естественно, самая общая; насколько её возможно дать в формате интервью. 
И разумеется, здесь можно долго говорить и о палочках, педалях/ карданах, железе, гитарных струнах, гитарных и басовых комбо, примочках и иных обработках, но в этом вам предстоит со временем разобраться самим, т.к. всё это индивидуально.
Х.В последнее время появилось несколько так называемых "Интернет Воинов",которые на правых(и не только) форумах вводят в заблуждение людей относительно Русского НС-Движения, и в частности его музыкального крыла.Твои комментарии по этому поводу? 
К. Если этих людей, позиционирующих себя принадлежащими к нашему Движению, в реале и можно к какому- либо движению причислить, то только если к "движению" .. "Клерки за увеличение оклада и бонусов"!:) По большому счёту, эти люди вообще не стоят внимания, и уж тем более- их подробного обсуждения в рамках данного интервью. Группа "Коловрат" успешно делала своё дело, когда подавляющее большинство этих персонажей ещё ничего не знала ни о нашем Движении, ни о его сцене, и если обстоятельства сложатся удачно, наша группа будет продолжать свою деятельность и тогда, когда всех этих "ЖЖ активистов" здесь и близко не будет. Я видел много подобных людей, и увижу ещё немало, увы.. 
Появятся новые позёры.. но что они из себя представляют? Ни о чём.. Вообще реально ни о чём.. Всё это очень дешёво.. Круговорот дураков в природе.. Суета сует, скучно.. 
Некоторые из них мнят себя музыкальными критиками, по большому счёту ничего не понимая в музыке, другие пишут какие- то нелепые сочинения, интересные разве что для пары десятков их ЖЖ друзей, третьи делают какие- то передачи о Движении, к которому они недостойны иметь отношения априори. Откуда взялись эти люди? Кто их знает? Насколько им всем можно верить? И масса других вопросов.. 
Раньше было не так, все основные люди, делавшие разную работу для Движения и его сцены, каждый на своём отрезке, знали друг друга отнюдь не на основании писанины в ЖЖ, и мы могли действительно доверять друг другу, полагаться друг на друга, делать дела вместе. Возможно, для соратников более молодого поколения это и прозвучит как брюзжание ретрограда, но лично у меня нет доверия к интернетчикам (за исключением немногих отдельных людей, хорошо и давно знакомых мне лично) , мне совершенно непонятна их интернет- самодостаточность, апломб и самонадеянность. Я привык к тому, что так ставить себя в обществе и в коллективе имеют право такие люди, что в реале доказали свою состоятельность, а здесь то что? Вообще чушь какая- то.. 
Не стоит продолжать, и так всё ясно. 
Вот какую тему действительно следует затронуть отдельно, так это тему т.н. "субкультурности"/ "антисубкультурности", "легальности"/"нелегальности", усиленно педалируемую отдельными активными деятелями правого рунета. 
Начать следует с того, что само понятие "легальность" (в данном контексте- намеренная легальность агитационно- пропагандистских активностей правого лагеря, и соответственно, работа на максимально возможную аудиторию) в стране, где изначально, исторически культивировалось отсутствие элементарного уважения к личности и её основным правам; в стране, где правосудие до сих пор действует по принципам "телефонного права"; в стране, где сотрудники ОМОН избивают на Русском Марше депутатов ГД РФ, предъявляющих им свои удостоверения, гарантирующие неприкосновенность..в такой стране "легальность" любого рода оппозиционных политических активностей не только весьма условна, но и зачастую- по сути, просто фиктивна. Любой из участников правого Движения, пусть даже ориентированный на сугубо легальную борьбу, в любой момент может быть с лёгкостью превращён в "нелегала" и "экстремиста", со всеми последствиями. 
Исходя из этого, легальность правой сцены (да и правых сил как таковых), или перспектива таковой легальности, в России абсолютно иллюзорна. Мы например, вполне бы могли играть и легально, у нас допустим, большую половину балладного материала по радио крутить можно и с детьми на уроках музыки в школах разучивать, при достойной рекламе мы бы на концерт тысячи людей собрали, не исключено, но какой имеет смысл говорить о том, чего не может быть априори?! 
Ну а менять название и играть "хиты" аля "Руки вверх" (пущей пропаганды ради, ага) с правыми текстами, чего от нас хотели бы отдельные сетевые премудки- утописты, мы разумеется, никогда не будем, потому что у нас есть честь и гордость за то, что мы делаем, за нашу сцену, и прежде всего, за наше Движение! А вышеописанной "пропагандистской" 
деятельностью пусть занимаются "антисубкультурные" проекты.. Только нам в августе 14 лет, мы во всём мире русскую правую сцену и наше Отечество прославили уровнем своего отношения к делу, а всех этих "антисубкультурных" проектов что- то хватает лишь на десяток концертных выступлений для их же друзей из беспрецедентно "антисубкультурных" и аж до невероятия пропагандистски ценных закрытых ЖЖ. Вот уж где пропаганда и агитация, мощнейшая просто, два десятка друзей гонят другу телеги ни о чём. Форменная "антисубкультурность". 
Х.Как обстоят дела со сплитом " Триединство"? Все ли три группы-участницы проекта записали свою часть сплита? 
К. К искреннему сожалению, дела не обстоят по сути, никак- ситуация изменилась к худшему в последние несколько месяцев. 
Договорённость о выпуске совместного альбома была достигнута между нами и "Сокира Перуна" ещё в 2002 , год спустя к нашему проекту присоединились наши белорусские сябры из "Молот", и было принято общее решение о выпуске уже непосредственно сплита "Триединство". В 2004- 2005 гг. мы записали свою часть материала для сплита, чуть раньше это сделали "Сокира Перуна". "Молот" же долгое время не могли записать свои песни для этого проекта, по разным причинам, и соответственно, мы были вынуждены ждать. В конце концов в 2007 "Молот" начали работать над своей частью сплита, это затянулось также на достаточно продолжительный срок, во время которого мы занимались оформлением, согласованием лирики, поисками лейбла для зарубежного переиздания проекта и прочими сопутствующими делами. Естественно, анонсировапся и скорый релиз долгожданного сплита, поскольку была полная убеждённость, что в течении ближайшего времени "Молот" сдадут свои песни. 
По прошествии более, чем полугода ожидания завершения работы "Молот" над их материалом для сплита, их музыкант, на которого была возложена подготовка и запись всей инструментальной части, признался, что оказывается всё это время он ничего не делал, и вообще, не заинтересован продолжать своё участие в коллективе, за что и был резонно исключён из коллектива. Он просто тупо обманул своих коллег по группе, которые на него понадеялись, и соответственно, обнадёжили нас, а мы в свою очередь, многих людей. Пользуясь случаем, приношу извинения! 
После этого у парней из "Молот" возникли серьёзные трудности с полноценным составом, способным записать новый материал в студии, и к большому сожалению, эти проблемы не решены до сих пор. 
Таким образом, ситуация по реализации проекта "Триединство" на данный момент находится в фактическом тупике. Без "Молот" мы бы не хотели выпускать данный сплит, поскольку в таком случае нарушается его триединая концепция, да и договорённость об этом проекте была достигнута между тремя конкретными группами, что означает невозможность выпуска "Триединство" при отсутствии одного из оригинальных учвстников. Ввиду того, что вопрос записи материала со стороны "Молот" пока ещё не решён, нам ничего, кроме ожидания, не остаётся, и даже более того- не исключён вариант отмены данного проекта как такового, что безусловно, будет очень жаль, т.к. всеми его участниками, и нами особенно, как инициаторами идеи сплита, затрачена масса времени, сил и средств на его реализацию. В сложившейся ситуации сложно что- либо загадывать, поживём- увидим. 
Х.Так же по этой теме:когда и на каком альбоме ожидать песню"Мельница Слухов"? 
К. Эта старая (написана в 2000), но к сожалению, до сих пор актуальная вещь, войдёт в наш следующий "электрический" полноформатник, даже примерный срок релиза которого пока назвать затруднительно, т.к. сейчас мы планируем сосредоточиться на достойном студийном воплощении нашего балладного творчества- записи 3 балладных альбомов ( "акустическая" программа "Коловрат" включает в себя 35 песен, 180 мин.) в инструментарии полного состава рок- группы. Это потребует значительных временных затрат, и возможно, следующий "электрический" альбом "Коловрат" выйдет лишь в 2009 году. Он уже имеет название и подбор песен. 
Х. 10 твоих любимых ВП групп и 10 молодых команд,которые тебе понравились за последнее время? 
К. 
1. Bound For Glory 
2. Skrewdriver 
3. Razor's Edge 
4. Squadron 
5. Kraftschlag 
6. Blue Eyed Devils 
7. Konkwista 88 
8. Hauptkampflinie 
9. Warlord 
10. Edelweiss 
1. Selbsteller 
2. Inborn Hate 
3. Nuechtern Reich 
4. Blizzard 
5. WRE 
6. Hatelordz 
7. Outrage 
8. Гарыныч 
10. Hate For Breakfast 
Х.Почему на твой взгляд в России так мало RAC и Hatecore групп? 
К. С моей точки зрения, на отечественной правой сцене сегодня настоящий бум: образовывается большое количество молодых групп, и практически в каждом крупном городе сейчас уже есть более- менее стабильно действующая правая банда. Очевидно, что этот процесс будет лишь набирать обороты, и так может продлиться достаточно продолжительное время, пока мода на это направление активизма в нашем Движении не спадёт. 
Сегодня в России не играет только если самый ленивый или уж совсем бесталанный. Групп немало, отнюдь! В целом, из пропагандистских соображений, это неплохо, даже несмотря на то, что материал большинства молодых команд и оставляет желать лучшего (но на то они и находятся лишь в начале пути). 
С моей точки зрения, при рассмотрении любых вопросов, связанных с Движением и сценой, стоит акцентировать именно на недостатках и критике, поскольку позитив того, что сегодня в России правая сцена стремительно поднимается, и без того вполне очевиден, и не нуждается в каких- либо дополнительных хвалебных коментариях, как и то обстоятельство, что любая искренняя правая группа, пусть даже и неважно играющая, это уже само по себе, определённый плюс. Итак, поговорим о недостатках русского музыкального сопротивления. 
К сожалению, явно недостаточно групп, интересных с музыкальной точки зрения, и дело здесь даже не в специфике правой сцены- приоритете лирики над музыкой (что нередко вообще фактически нивелирует музыкальную составляющую), а в том, что отечественная сцена по сути, ещё очень молода. 
Кроме того, в России всегда был популярен именно классический английский RAC (музыка простая и нефантазийная сама по себе, но весьма энергичная и драйвовая), однако, по понятным причинам, есть очень существенная разница между тем как эту музыку играет и подаёт, к примеру, Razor's Edge, и какой- либо отечественный коллектив, ориентированный на исполнение традиционного RAC. Есть много над чем поработать, это очевидно. Дело прежде всего в практике, все технические навыки появляется именно из регулярных занятий. Мы кстати, тоже не исключение в этом плане, хотя и играем несколько иную музыку. 
Основной же проблемой отечественной сцены является отсутствие у большинства групп оригинальности, собственного почерка, своего лица. Слушаешь такой коллектив и чётко можно идентифицировать моменты, взятые оттуда или отсюда. Безусловно, это существенный минус. Слишком много на правой сцене групп, играющих одинаковые риффы и орущих заштампованные фразы. Это весьма скучно.. 
Лично мне прежде всего, импонируют команды, стремящиеся развивать свою музыку, работающие над своим звучанием, использующие нетривиальную лирику и затрагивающие в своих текстах новые для правой сцены темы (или заставляющие посмотреть на всем известные вопросы по- новому, с неожиданной стороны). 
Х.После выхода каждого нового альбома Коловрат и других известных правых групп,злоумышлинники оцифривают диск в формат МР3 и выкладывают в сеть.Что скажешь этим действительно реальным паразитам движения? 
К. Я бы не назвал их "злоумышленниками", это слишком громко сказано.. Безусловно, в "правом" рунете есть отдельные мелкие проказники, подобные некоей ЖЖ- "лимоновке" из ближайшего окружения одиозного "музыкального репортёра" , выложившие тот же "Радикальный голос" в МР3 намеренно, из вредительских побуждений (:)), но в целом, те люди, что публикуют записи отечественной правой сцены в МР3, делают это отнюдь не "со зла", а с благими (в их понимании)намерениями, которые вкратце сводятся к тому, чтобы сделать пропаганду доступнее, особенно для региональных соратников. По крайней мере, так они сами мотивируют подобные поступки. 
Однако, проблема в том, что эти "помощники", по сути своей профаны, и не только в силу своего возраста. Их рассуждения- дилетантские, прежде всего потому что, они не понимают ни элементарных механизмов функционирования правой (впрочем, нижеследующие схемы типичны для любой андерграундовой сцены) музыкальной сцены, ни самой её сути. 
Рассматривая эту тему подробнее, будем исходить из очевидного и всем надеюсь, понятного: каждый музыкальный коллектив, желающий делать своё дело серьёзно и представлять своё послание слушателю надлежаще убедительно (что особенно важно для пропагандистских групп), имеет достаточно внушительные расходы, и не может постоянно существовать на средства самих участников команды, особенно, если коллтив играет продолжительное время. Такие группы, где музыканты готовы по десять лет платить за все свои активности сами, мне неизвестны, а я знаю очень много правых коллективов. Поскольку финансовые затраты прежде всего необходимы для записи студийных альбомов, детально поговорим об этой теме. 
По понятным причинам я не стану принимать во внимание "альбомы", записанные в домашний компьютер с бытовой звуковой картой, убогой (и примитивно забитой) драм- машиной вместо живых барабанов, соответствующим гитарным "звуком", и как следствии, общим отвратным саундом. Это детство (причём сиротское), позавчерашний день, и агитационная ценность подобных альбомов равняется полному 0, потому что, пропаганда не может быть направлена на уже распропагандированных "друзей правой сцены" с правых музыкальных форумов, априори счастливых появлению любой новой подобной "группы". Музыкальная пропаганда должна быть направлена не на тех, кто уже и без того с нами, а исключительно на новую аудиторию, и соответственно, подобная пропаганда должна быть сделана в достаточной степени профессионально (в хорошем смысле этого слова), т.е. выглядеть серьёзно, достойно, респектабельно, дабы быть способной привлекать новых людей, лишь начинающих знакомство с правой сценой. Стоит ли говорить, что у такого рода людей знакомство со сценой и Движением может быть и закончено на прослушивании первой же минуты "песни" некой "группы" "НС СС Питбуль 88 14", записавшей свой "альбом" со звуковой картой от игровой приставки, взятой у друга с соседнего двора. 
Для получения адекватного результата, способного вызывать достаточную уважуху, чтобы привлекать людей, необходимы не только энтузиазм и определённые навыки, но и значительное вложение финансовых средств. Устраивает нас то или нет, но это аксиома. 
Для ясности, на примере нашей собственной работы, я приведу пример того как делается серьёзный (но всё же андерграундовый) альбом; разумеется, при изготовлении мейнстрим- продукта (предположим какой- нибудь радиоформатной группы) фигурируют цифры совершенно иного порядка. 
Обычная трёхчасовая репетиция на нормальной базе в Москве сейчас стоит 500- 700 руб. Для аранжировки и отработки 1 песни (а в альбоме их как правило минимум 10) к примеру, нам требуется 4- 5 трёхчасовых репетиций. Таким образом, бюджет подготовки программы на репетиционной точке равняется приблизительно 1000 у.е. (по минимуму) Это в нашем случае, а я полагаю, вы понимаете, что работаем мы быстро, собранно и чётко понимаем, где и как навести фазу. 
Закончив подготовку программы группа приступает к её студийной реализации, которая традиционно начинается с записи ударных. В нашем городе (а в данном контексте, и в стране) сейчас пока существуют лишь 3 студии, способных действительно качественно, мощно и драйвово (как говорят музыканты, "жирно") записать "рок- барабаны". Средняя цена- 800 руб./ час. Для настройки барабанов и записи партий ударных по программе из 10 песен (45- 50 мин.) нам требуется не менее 4 восьмичасовых смен. Группе, не имеющей нашего опыта студийной работы, понадобится больше времени. 
В идеале бас пишется вместе с барабанами, это даёт фонограмме дополнительный "воздух, "живяк", так называемый "грув". Однако, это требует не только отличной сыгранности ритм- секции, но и изначально правильного построения её партий (в части совпадения ритмических рисунков бас- гитары и драмс), чего я не слышал ни у одной правой группы на мировой сцене (естественно, включая и "Коловрат"). 
Если вас заинтересовало как же в идеале должна звучать ритм- секция, послушайте любой альбом, к примеру, "Iron Maiden". Таким 
образом, бас приходится писать отдельно, и это в нашем случае ещё часов 30 студийного времени дополнительно. 
После записи ударных вы отправляетесь в другую, более дешёвую (при расценках сорта "800 руб./ час" бюджет альбома будет равняться 6- 7000 у.е., что совершенно неподъёмно), студию для записи всех остальных инструментов (вокал в принципе, можете записать и дома в тот же ноутбук с хорошей, профессиональной звуковой картой, ни к чему для этого арендовывать студию; но для записи вокала нужен действительно качественный микрофон (студии уровня "800 руб./ час" оснащены как правило, ламповыми "Neumann" стоимостью 3000€)): баса, гитар и возможно, клавишных. Если учесть, что для записи достойного и плотного звука в каждую вещь требуется записать как минимум 3 гитарные дороги (это отнюдь не предел, к примеру, группа "Чёрный Обелиск", имеющая очень качественный и "мясной" гитарный саунд, пишет по 6- 8 чёсовых дорожек), то несложно представить, что для записи всех треков альбома вам понадобится не менее 100 часов студийного времени и ещё как минимум 50- 70 для качественного, внимательного и вдумчивого сведения вашего материала. Это не считая всех технических работ по чистке ваших исходников, обработке записанных треков- подготовки к сведению, возможного участия платных сессионных музыкантов, возможной аренды дополнительного оборудования/ инструментов (к примеру, стоимость гитары студийного уровня - от 1500 у.е., мало отечественных правых групп имеют инструменты подобного класса в личном пользовании). 
Дабы не утомлять читателей дополнительными техническими подробностями, закончу на том, что на настоящий момент стоимость более- менее адекватно записанного (как в случае с "Коловрат") альбома правой музыкальной группы в нашей стране будет равняться 3500- 4000 у.е., а вовсе не тем пресловутым "300 баксам", которые время от времени упоминаются на отечественных форумах людьми, учащимися настраивать гитару и держать медиатор. Впрочем, вы действительно, можете всё самостоятельно зафигачить в домашний комп, в таком случае бюджет записи будет равняться стоимости CD- r, на который вы нарежете свой шедевр, и это отнюдь не 300 баксов, а 7 руб. Результат правда, будет вполне адекватным затратам, что абсолютно закономерно, естественно, и более того- совершенно неизбежно. 
Теперь другой вопрос- как много русских правых групп имеют подобные студийные бюджеты? Одна группа- "Коловрат". Но как много отечественных правых банд сейчас вообще пишется в полноценных и адекватных студиях? Навскидку не назову ни одной. Нужно ли отечественной правой сцене качественное звучание, добротная запись, достойная студийная реализация материала? Однозначно! Будет ли у нас это когда- либо? Обязательно, в перспективе! Та же самая соседская польская сцена тоже начинала отнюдь не с поздних альбомов "Honor" и "Konkwista", по своему качеству вполне конкурентноспособных и на мировом уровне (в рамках правой сцены). 
С другой стороны, если вы действительно считаете, что правая сцена- это только лишь пропаганда, безусловно, заморачиваться не стоит, ведь пропаганда бывает разная (в том числе и в плане своей серьёзности/ респектабельности- степени воздействия на умы), вполне можно ухватить дедовский баян, мочить от вольного по клавишам и орать в мегафон (зачем микрофон то?) пропаганду, музыка и качество её звучания ведь вроде как и не важны.. Утрирую ли я? Безусловно! Но не преувеличивают ли и те люди, что утверждают, будто бы правая сцена- это только лишь пропаганда? Прежде всего пропаганда, но не только, отнюдь! Не стоит забывать, что помимо всего прочего правая сцена- это сцена и музыкальная. 
Вот вам наглядная иллюстрация к тому, почему например, всемирноизвестная группа "Slayer" была замечена в футболках "Bound For Glory", а вот в атрибутике корифеев из "Питбуль НС СС 14 88" вы их (и других людей, не относящихся к нашему Движению) вряд ли когда- либо увидите.. 
Для информации: средняя звукозаписывающая студия в Москве сегодня держит свои цены на уровне 500- 600 руб./ час. 
Итак, к чему мы подошли: для производства музыкального продукта, серьёзно звучащего и вызывающего объективный респект/ заинтересованность у ещё незнакомого с правой сценой слушателя (а значит, мы говорим о продукте, способном такого неподготовленного слушателя успешно агитировать), необходимы не только энтузиазм, идеологическая выдержанность, музыкальные навыки и т.п., но и весьма значительные финансовые средства, получить (или отбить) которые на правой сцене возможно только с продаж альбома, т.е. реализации его оригинальных копий, чему МР3 пиратство вкупе со сканированием буклетов отнюдь не способствуют, мягко говоря.. 
Все приведенные выше расценки имеют тенденцию к стабильному и неуклонному повышению, и я решительно не понимаю демпинговую политику отдельных отечественных лейблов, с 2004- 2005 продающие отечественные правые релизы в розницу по 150 руб., когда ещё в 2003 они стоили по 200, а цены на репетиционное и студийное время с 2003 по настоящий день повысились в 2,5- 3 раза (и будут повышаться впредь). Разумеется, лейблы, продающие свои диски дешевле, так или иначе, неизбежно навязывают свою ценовую политику другим значкам, оказывающимся в глазах общественного мнения некими "барыгами". Специфика здесь заключается в том, что лейблы, продающие свои собственные (подчёркиваю, собственные) релизы по более низким ценам, имеют меньшую себестоимость (прежде всего, меньший студийный бюджет, т.к. производственные расходы у всех отечественных значков относительно одинаковы, и варьируются незначительно) этих самых релизов. 
Подводя итог по данной теме, я скажу, что совершенно не верю в улучшение ситуации с МР3, поскольку знаю отечественное Движение достаточно, чтобы со всей ответственностью утверждать, что процент действительно сознательных и благодарных людей, способных воспринимать данное послание, в нём крайне низок, к сожалению. 
Когда мы ещё имели возможность (и потребность) держать наш официальный сайт, в начале 2003 на нём была опубликована программная статья "Пиратство на НС сцене" (её и сейчас возможно найти в сети), где в том числе рассматривалась и вся эта МР3 проблематика.. Какую посещаемость имел наш ресурс, думаю говорить излишне. Весьма высокую. Статья висела на сайте не менее 2 лет. Так вот, я абсолютно уверен, что напиши ещё хоть 1000 сколь угодно разумных и аргументированных статей, ничего не изменится. Это факт. Нет никаких иллюзий. 
Публикация альбомов (в первую очередь, новых) в МР3- это не только неуважение к труду своих же соратников из музыкальных групп и их лейблов, это косвенное принуждение правых групп к стагнации- когда речь не идёт даже о возврате средств, вложенных в запись и производство альбома, можно ли говорить о развитии группы, выходе её на новый уровень посредством записи нового, более качественного диска? Наши группы просто не имеют возможности вырваться из прокрустова ложа низкобюджетной записи, со всеми вытекающими отсюда обстоятельствами. И если мы в "Коловрат" имеем достаточно высокий бюджет, записывая изначально убыточные альбомы, то это ещё не означает, что молодые, но перспективные группы готовы/ способны на это, не имея имени, способного заинтересовать лейбл, имеющий возможность инвестировать солидную сумму в студийный бюджет. 
Спросите у любого отечественного лейбла/ дистро, сколько тех же зарубежных оригинальных релизов они продают ежемесячно? Думаю, вы будете очень удивлены, услышав цифры. 
И всё это притом, что заказать оригинальную копию сегодня вообще ничего не стоит, а весь этот бред о нежелании "палить" адрес (да кому вообще нужны ваши адреса, о абсолютное большинство слушателей правой сцены?!) - детский лепет с музыкальных форумов, оправдывающий собственную ленность, косность и истинно совковую страсть к разного рода халяве. Люди, делающие дела, о которых пишут на тех же форумах,