![]() |
Павел Жерданович [слева]
Я попытался изобразить Троцкого перед расстрелом.
Паул Жордан-Смит [справа] |
![]() |
Паул Жордан-Смит (Paul Jordan-Smith) был сыном сященника и получил образование в духовной академии. Он закончил её в 1908 году и стал пастором. Однако, через два года его обвинили в ереси и он подал в отставку. Он стал писателем. В 1924-ом году Паул Жордан-Смит совершил богохульство против иных богов современного искусства.
Восторг (Exaltation)
Он стал убеждён, что современные ему искусствоведы настолько боялись показаться старомодными, что они не решались честно высказать свое мнение о качестве картины, особенно в тех случаях где это качество напрочь отсутствовало. Паул Жордан-Смит решил проучить этих искусствоведов. Он позаимствовал старые кисти и на негодном холсте намазал дикарку, машущую шкуркой от банана. Он поместил эту картину в гостинной, где над ней потешалась его семья, а через несколько дней к ним в гости пришёл искусствовед. Ему предложили посмотреть картину, которую "мы недавно купили." Искусствовед смотрел на картину с близи, из далека, со стороны, и с разным освещением, постоянно бормоча "интересно, очень интересно." В конце концов искусствовед повернулся к Жордану-Смиту и спросил его : "А Вы что думаете?" Жордан-Смит честно сказал: "Я думаю что эта картина - дерьмо." Обиженный искусствовед ответил: "Я не верю, что кто-либо имеет право судить картину когда он не знает, что было в душе художника."
Вожделение (Aspiration)
Вдохновлённый успехом, Паул Жордан-Смит решил эту шутку продолжить. Поскольку фамилия Смит слишком банальна для независимого художника (эта фамилия очень распространена в англоязычном мире), он выбрал псевдоним Павел Жерданович (Pavel Jerdanowitch).
Обожание (Adoration)
Свою школу искусства он назвал "Дизумбрационной", по причине того что он не умел рисовать теней ("умбра" - по-латыни тень). Он заполнил заявление о вступлении в художественную организацию "Без жюри" ("No Jury"). После того, как его туда приняли, он отослал им эту свою картину, которую он к тому времени назвал Восторг (Exaltation). Её выставили в галерее Waldorf Astoria в Нью-Йорке, где её увидел Комте Шабрэ (Comte Chabrier), который написал Жердановичу из Парижа, и попросил прислать фотографию и биографию.
Освещение (Illumination)
Жордан-Смит написал что он родился в Москве и родители привезли его в Чикаго. Он учился в Чикагском институте искусства и там заболел туберкулёзом. Добрые друзья послали его лечится на южных островах, где он и познакомился с дикарями. Он вернулся в Америку и сейчас живёт в пустынях Калифорнии. Жордан-Смит так же послал Шабрэ фотографию, которую он специально для этого сделал и она появилась вместе с восхвалением новой школы рисования во французском художественном журнале Revue du Vrai et du Beau (Обзор истинного и прекрасного).
Оджинение (Gination)
Теперь Жердановича пригласили участвовать в выставке "Без жюри" ("No Jury") в городе Чикаго. Он нарисовал Вожделение (Aspiration) и эта картина была выставлена в галерее Marshall Field в 1926 году. Там её заметил критик С. Ж. Булье (C.J. Bulliet) из Чикагской вечерней газеты (Chicago Evening Post). В своей статье он сравнил Жердановича с Гогеном. Вожделение была единственная картина со всей выставки, фотография которой появилась в этой газете.
Капитуляция (Capitulation)
На следующий год Жерданович выставился в городе Буффало. Там он был открыт ещё одним французским журналом La Revue Moderne (Обзор модернизма). Критик Клемент Морро (Clément Morro) сравнил Жердановича с Сезаном и журнал опубликовал репродукции двух дизумбрационистских картин Вожделения и Обожания. В конце концов фотография Вожделения на целую страницу появилась в изданной в Париже Золотой книге современного искусства (L'Art Contemporain: Livre d'Or).
К 1927 году Паул Жордан-Смит устал от этой затеи и расскрыл розыгрыш газете Лос-Анжелес таймс.
Сопоставление (Collation)
Михаил Симкин
В 1928 году в галерее Воуз (Vose Galleries) в Бостоне состоялась последняя и полная выставка картин Жердановича. Паул Жордан-Смит и Роберт Воуз (Robert Vose) написали листовку с описанием Дизумбрационистской школы и её целей.
Благодаря любезности галереи Воуз (Vose Galleries).
Перевод листовки:
Нам выпала высокая честь представить бостонской публике основателя и верховного мастера Дизумбрационной школы изобразительного искусства Павла Жердановича.
Некоторые из произведений этого искусства, имеющего происхождение в неисследованной области чистой психики, уже выставлялись в других частях страны и за рубежом. Ведущие критики модернисты встретили их с восхищением, которого они, безусловно, заслуживают. Другие картины были нарисованы для этой выставки и до сих пор публично не показывались.
Не следует ожидать что мистер и миссис Посредственность смогут оценить это сверх-искусство. Но у тех, кто часто путешествует в страну мака, кому знаком экстаз Оджинения, у пресыщенных, которым ни что не интересно, если оно не новое, у огромного класса позирующих ("Почему ты этого не понимаешь? Я это понимаю."), у тех, кто понимает что настоящее искусство изображает не то что мы видим, а то что мы слышим, осязаем и чуем, эти откровения вызовут иступлённый идиотский восторг. Другие Сюрреалисты просто позеленеют от зависти когда они увидят насколько глубже них этот мастер-дизумбрационист проник в область подсознательного.
Кроме того, Паул Жордан-Смит объяснил смысл отдельных дизумбрационистских картин:
Восторг - Эта картина символизирует освобождение от оков женственности. Дама только что убила миссионера (на заднем плане виден его череп на колу). Она голодна. Женщинам запрещено есть бананы на этом острове. Она только что проглотила огромный кусок и машет шкуркой банана, празднуя свою свободу.
Вожделение - Птица в правом верхнем углу - это космический петух, символ подавленых желаний. Он сидит на кресте который, естественно, тоже символ. Привязанная к кресту вревка для сушения белья - это небесная связь, которая через очищение ведет к бессмертию, изображеному в виде цветка с белыми листьями, к которому привязан другой конец веревки. Картина является блестящей иллюстрацией закона динамическй симметрии: все в ней напраляет взгляд к центральному символу. И мы, так же как и прачка, которая засмотрелась на космического петуха (поэтому картина называется Вожделение), не замечаем руку жадности, тянущуюся за ее кошельком.
Освещение - Полночь и пьяница ковыляет домой, ожидая бурю от своей возмущённой жены. Он видит её глаза и молнии её гнева. Это совесть за работой.
Оджинение - Эта картина изображает отвратительное влияние алкоголя на женщин из студий Голливуда. Это моральная картина. Заметьте как на лице этой дамы проступает порок. Всё в ней неуравновешено. Добрый джин не всегда до такого доводит, а бульварный - всегда, и даже очень быстро. Картина написана уверенной рукой и смелыми мазками. Я считаю, что это моя самая сильная работа
Из семи дизумбрационистских картин, нарисованных отцом Жорданом-Смитом, который окрестил их "Семь смертных грехов", Вожделение, Капитуляция и Сопоставление хранятся в библиотеке Калифорнийского университета в Лос Анжелесе. Судьба остальных четырёх картин не известна.
http://ecclesiastes911.net/ru/jerdanowitch.html