Настроение сейчас - Хочу что бы эта ночь длилась ещё несколько днейСтатья не моя, автора точно не знаю, но очень интересно.
Что случилось с образованием.
Итак, высшее образование. Оно не может быть хорошим по определению (как и среднее). Потому что оно – массовое. В массе произведения искусства не штампуются, штампуются пуговицы. А какое образование может быть хорошим? Элитарное. Частные платные школы? Нет. Поясню на примере. В Средние века было большинство было неграмотным, грамотность была не нужна при тогдашнем уровне производства. Переписчиков книг готовили индивидуально, в монастырях, затрачивая на подготовку массу времени и усилий. Система «Ученик-Мастер» со всеми последствиями и философией. Результат Вы можете видеть в музеях: рукописные Евангелия, фолианты в массивных кожаных обложках – радующие глаз миниатюры, каллиграфическое письмо, вечный пергамент. Качество. Продукт элитарного образования – качество. Потом, после буржуазной революции, появилась необходимость в людях, обладающих знаниями в пределах выполнения четырех действий арифметики, занесения записи в приходно-расходную книгу, проставления подписи под документом и составление простых документов типа расписки. Эти люди должны были быть образованными однотипно – для облегчения взаимодействия друг с другом. Единый стандарт, Ян А. Каменский, средняя школа и педагогика. Ничего более от средней школы не требуется. Главная ее задача – не воспитание хорошего, вечного, доброго, а социализация – производство новых членов общества. Через школу общество воспроизводит (или изменяет) самого себя. Это суть, все иное от лукавого. Что нужно для жизни в обществе. По минимуму – уметь читать, писать, выполнять четыре действия арифметики. Это безусловный минимум. Потом вокруг этого по наворотили горы литературы про первую учительницу, святой труд педагога, лучшие школьные годы. Вся педагогическая литература – по сути об одном и том же, как заполнить tabula rasa новой человеческой единицы так, чтобы информация была запечатлена в сознании намертво и не подлежала удалению ( уж чем заполнять – дело другое). В связи с технологическим прогрессом потребовалось введение дополнительных предметов, потом одних школ стало недостаточно, появились университеты. Связь «социум-система образования».
(В данном месте нужно сделать отступление. Появление массы грамотных рабочих – не прихоть самих рабочих. Это требование хозяев заводов, которые полагали что для повышения продуктивности необходима грамотность. А школ еще нет. Ради такого дела можно и потратиться. Организовываются первые школы – появляется прослойка грамотных рабочих. Далее в связи с прогрессом машинной цивилизации хозяевам требуются рабочие, имеющие еще какие-то дополнительные знания. Общество не меняло себя, общество менялось – направлено. По необходимости элиты, менялось общество – менялся характер взаимодействия масс с элитой. Изменения в массах через несколько поколений продуцировали(при наличии обратных связей) изменения в элите. Которая опять таки меняла общество под свои требования. Вот так оно и шло. Схема упрощена, однако устраняет некоторую шероховатость и объясняет почему именно система росла и ширилась.)
(Автору кажется, что его могут обвинить в элитаризме. Во-первых, под элитой автор полагает не человека с деньгами, а человека с системным мировоззрением и возможностями реализовать собственные цели, осознанные на базе наличествующего системного мировоззрения. Разница как между «олигархом» местечкового разлива и Бернардом Барухом. Во-вторых, если Вам кто-то что-то говорил о демократии – плюньте ему на пиджак и предъявляйте претензии в различии построенного на территории пост-СССР и древнегреческой демократией городов-полисов ему. Пирамида – весьма устойчивое тело, и отказываться от его применения при проектировании социальных конструкций смысла нет.)
Система разрасталась вширь и вглубь, каменела, местами впадая в маразм. Пример: объем предметов школьной программы едва ли позволяет изучить их в требуемой полноте. Да это в принципе и не нужно. Вам часто в обыденной жизни было необходимо знание о структуре ковалентной связи?
Итак, мы установили, что через систему образования (среднего и высшего) общество воспроизводит само себя. Именно в этой точке путем приложения усилий можно менять общество. Именно здесь начинаются процессы, завершающиеся либо деградацией общества либо изменениями в сторону гуманизма, терпимости, либерализма, прогресса (нужное подчеркнуть). Именно воздействуя на систему образования, можно менять структуру общества. А какое общество Вам нужно? Намеренно спрашиваю – Вам, а не нам. Если Вы думали над этим, то ответить на вопрос Вам будет не трудно. Не затруднит Вас и указать на изменения, которые желательно привнести в систему для достижения результата. Думали ли Вы о том, какой системой знаний должен обладать Ваш ребёнок для социализации и как следствие – дальнейшей успешной жизни? Если да, то можете активно вносить коррективы в процессе образования Вашего ребенка. Если не думали – не беда. За Вас уже подумали те, кто правят Вами. Они уже решили, какой тип общества нужен Им и активно достигли поставленной цели. Результат Вы можете наблюдать уже сейчас, а Ваши дети будут жить в нем. Остался не разобранным вопрос об элитарном образовании. Конечно, безопасная школа с чистыми коридорами и туалетами, хорошей столовой, непьющими, приветливыми и доброжелательными педагогами, с изучением английского как основного (русский – факультативно, матрешки и балалайками прилагаются), учебниками с красивыми картинками, отпечатанными на качественной бумаге стоит того, чтобы за нее заплатить. Но – это не элитарное образование. Элитарное – образование, созидающее в голове человека комплексное знание, системную картину мира, и научающее человека активно работать с этой системой для постановки и достижения жизненно важных целей. Именно так: сначала ставим цель, потом достигаем с помощь соответственного инструментария и методологии. Цель – достижение цели. Так Вы действуете в жизни. А образование? Достижение цели. Цель поставлена не самим учащимся. Хорошо, если его родителями (Закончить школу с медалью, научиться грамотно писать). Если нет – правителями государства. При постановке цели естественно отвечать на вопрос «зачем?». Мой ребенок должен закончить школу с медалью, потому что медаль дает льготы при поступлении. Родителей, руководствующихся размытыми общегуманистическими соображениями и имеющих соответствующие размытые общечеловеческие цели при образовании ребенка, вынесем за скобки. Вы определяетесь – моему ребенку нужно такое и такое образование, затем что …когда он вырастет он будет химиком, физиком (президентом, резидентом и т.д.). Далее – достигаете цели. Это – Ваша цель и Ваша задача ее достигнуть. Опять повторюсь: если Вы не ставите цели, ее поставят и достигнут другие. Ваш ребенок будет образован и социализован так, как нужно руководству государства, возможно даже во вред себе и Вам. Претензии относительно продолжительности рабочего дня и того, что заниматься образованием ребенка нет сил, возможностей, желания по причине запоя, забоя, недоступности чего-то направлять не АВТОРУ этой статьи, а Вашему правительству как автору социально-экономической ситуации в стране, поставившей Вас в неудобное положение. Претензии направлять устно, письменно, в электронном виде, написанными на транспарантах и булыжниках. Повторюсь – правительству, а не автору. Ваш ребенок – это Ваша ответственность, Ваше будущее и только Вам и никому иному решать его судьбу. Общая школа и учитель-госслужащий не должны заботиться о Вашем ребенке больше Вас! У них другие цели.
Продолжим. Элитное образование – создает системное видение мира в голове человека. Видящий и объемлющий целое видит и может больше видящего часть. Банально? Старые истины – они проверенные временем. Что из этого следует? Во-первых, (истинная) элита образована соответственно (элитарно). Во-вторых, массовое образование анти-системно (в мировоззренческом плане). Почему? Во-первых, повторюсь – хорошее массовым не бывает. Во-вторых, зачем элите элитарно образованный народ?
Итак, промежуточные выводы: массовое образование должно социализовать человека, и одновременно создать у него в голове этакую кашу, лоскутное одеяло вместо цельного видения мира. [1]
Сейчас Вы получите ответ на вопрос – «почему покупают дипломы и что из этого следует?». Для наглядности рассмотрим пример в юмористическом ключе. Правительство с бодуна утвердило цель «астрофизика – наше все!». Программы государственного масштаба, расширение, финансовые вливания. Зарплаты ого-го, престиж зашкаливает. И некий Петя с образование газосварщика решает внедриться в стройные ряды профессиональных астрофизиков путем покупки фальшивого диплома. Сказано – сделано. В результате нехитрых телодвижений Петя принят на работу в научно-исследовательский институт. Через неделю у начальства возникают многочисленные вопросы, через две Петя вылетает из института. Вслед за Петей на престижную непыльную работу претендуют Вася, Иван, Сидор. Повторяют тот же маневр, с тем же результатом. В результате тысячи итераций успех маневра только в сотых долях процента незадачливых претендентов. Как результат, люди вступают на соответствующие факультеты, штудируют учебники и проходят практики с последующим трудоустройством. Попутно яростно борясь за качество образования. Так как качественное образование сегодня – достойная зарплата и престижная работа астрофизика завтра. Во-вторых, продажа паленых дипломов астрофизиков прекращается. По причине бессмысленности – без соответствующих знаний работать в обсерватории нельзя, диплом за Вас работать не будет. Логично? Вместо слова «астрофизика» читатель волен подставить любое другое вроде менеджмент, экономика, международные финансы. И вроде ничего не должно измениться? А меняется заметно. Почему? Как устраиваются сейчас на хлебное место? Через знакомства чаще всего, через взятки-откаты, через лизание задниц. Лучше меня знаете, не маленькие, сами устраивались и устраивали. По всякому бывает. Однако примечательно, что уровень знаний и умений здесь играет последнюю роль. Хлебные места – они какие? Не только доходные, но и «ненапряжные» так сказать. «Стала Мурка содержанкой заправилы банка». А заодно (по штатному расписанию) зам. старшего зав. малого сектора крупного аналитического прогнозирования эконом-социал-финансовых взаимодействий. Что-то вроде этого. Как создается должность под человека, не буду вам рассказывать – сами знаете. И так получается, что структура государства, общества [2], многих фирм и организаций позволяет существование хлебных мест, которые не требуют от человека никаких знаний/навыков работы. А также структура государства, общества, многих фирм и организаций позволяет существование множества не-хлебных мест, на уровне подай-принеси-заверни гамбургер-позвони и согласуй, которые не требуют от человека знаний/навыков работы. В обсерватории Вы должны излучение мерить, результаты наблюдений обрабатывать, звездные модели рассчитывать. Знания и умения нужны [3]. А толочь воду в ступе можно и с фальшивым дипломом. Или заполнять анкеты. Потому что диплом влияет на процесс дальнейшего трудоустройства, но не влияет на процесс работы и ее оплату. На это влияют другие факторы, не связанные с суммой знаний, полученных в процессе высшего образования. Потому что человек идет по пути меньших затрат энергии и времени. Он покупает диплом менеджера, прочитывает «Введение в» и «Основы» с «Методиками» и устраивается работать на фирму, где занимается разнообразными делами, не требующими особых знаний, но требующих стальной хватки, луженого горла, нервов и острых клыков.
Что из этого следует? Много что следует. Вот некоторые уже заговорили – перекос получается. Образовали менеджеров, экономистов, финансистов и прочих сродственных профессий – Венеру и Марс колонизировать хватит. А рабочих, для более приземленных простых и в тоже время жизненно необходимых работ, нет. Почему? А потому что все хотят жить красиво. И я тоже, а як же. А в это время по телевизору вам показывают молодого человека в изящном костюме, на дорогой машине, владеющего виллой и содержанкой. Когда он на работе – следуют кадры просторного шикарного офиса, и легкое порхание пальцев по клавиатуре ноутбука. Он – менеджер (эффективный) [4]. О! После тысячекратного повторения в СМИ на вопрос «Куда нужно идти, чтобы хорошо зарабатывать и не напрягаться?» ребята, а также их родители ответят хором «В менеджеры!!!»(экономисты, финансисты). Одновременно Вам по телевизору показали грязного шахтера, беззарплатного офицера, челнока – кандидата физ.-мат. наук, нищего инженера и подобный видеоряд. Слово «ПТУшник» становится синонимом фразы «умственно отсталый». Все эти картинки были повторены неоднократно – чтоб дошло до тугодумов и скептиков. А тут как по волшебству вырастают вузы с блестящими названиями и громкими перечнями предметов. От эффективного менеджера до стилиста-визажиста. Полный современный набор. Имеется рассрочка, господа. Контрактное обучение, прощу прощения. Для тех, кто еще стыдится или не имеет возможности купить диплом сразу. Одновременно – урезание бюджетных мест, расширение мест контрактных, привилегии контрактников.
Для тугодумов: есть система «знания не гарантирут высокую зарплату» - «для высокой зарплаты не обязательно тяжело работать» - масс-медиа тщательно формируют картинку о том, что такое хорошо(менеджер) и что такое плохо(инженер) – размытость новых специализаций, системные перестройки в вузах (появление контрактного обучения и пр.) – как следствие всего появление купли-продажи дипломов. Если выкинуть хотя бы одно звено(требуется высокий профессионализм, работа трудна, деньги даются упорным трудом, гордый инженер с золотой цепью в костюме «Hugo Boss» с распальцовкой, шахтер на крутом «Мерсе» [5], одновременно повышение престижа и оплат жизненно необходимых, государственно важных специальностей, четкая система трудоустройства, конкретика специальностей) система покупки дипломов разрушится, не сработает. Сложность и скоординированность произошедших процессов поразительна и оставляет широкое поле для исследований в области синергетики. Что дальше? Машина по выкачиванию денег у населения будет работать, люди понемножку будут понимать что их обманывают, тысячи менеджеров и экономистов переквалифицироваться, само образование по сути будет деградировать, аппроксимируя к уровню ПТУ, по форме становясь все более неприглядным.
Наконец о науке. Поделом!!! Поделом, господа-не-товарищи!!! Где травили антисоветские анекдоты во время чаепитий, откуда расползался самиздат, где он множился (не на институтских ли копировальных машинах – или это слесаря копировали Солженицына в бойлерных?). В чьих недрах зародилось и подписывалось и находило сочувствие диссидентство? Наука, наука. И слово «ученый» стало синонимом слова «интеллигент». И слушали голоса. Где критиковали более всего и жаждали более всего распада Советского Союза? Задыхаясь под гнетом тоталитаризма и выпивая галлоны чая со слоном (заваренного в колбах). Там же, там же. Еще никем не описана и не оценена деструктивная роль ученых в распаде Союза. Однако же, получайте результаты полновесной монетой. Господа ученые – ваше интеллигентское недовольство умные и циничные люди использовали среди прочих орудий по развалу Союза. Союз распался и Вы стали не нужны. Вы сами во многом виноваты в случившемся. Чая со слоном и с сахаром для Вас у правителей государства нет. Можете подписать письмо в поддержку Синявского.
Опять простая цепочка: какая страна/общество Вам (нам) нужно через 20-50-100 лет? Что для этого нужно изменить? Какие технологии усовершенствовать-внедрить-изобрести-отказаться от? Какие области науки становятся приоритетными? Какие задачи нужно поставить для достижения цели перед учеными? Кого нужно вычистить, где увеличить штат, придать оборудования, вкачать денег – по уму, не чрезмерно. Как наладить систему «учета-контроля», чтоб избежать чаепитий, самиздата, лишнего Интернет-траффика, в конце концов? Вот так примерно это и делается, от глобального к конкретному, по системе «вопрос-ответ». Вы не думали над этим вопросом, вам не нужно какое-то конкретное общество, вы не заглядывали через 20 лет? Не беда, за вас уже все сделали – и будущее спрогнозировали, и все распланировали до человека и копейки!
Общество через государство должно ставить конкретные цели перед наукой и контролировать их выполнение. Называется «общественный заказ». Нет заказа - закрываем лавочку. Потому что наука – это не слезинка ребенка, не удовлетворение любопытства за государственный счет. Это работа на общество. На общество работают все – дворник, слесарь, инженер, врач, ученый. Ученые не имеют права ставить себя выше остальных. Наука должна быть прикладной. То есть прикладываться на благо общества! Не должно быть никаких разделений на фундаментальную и прикладную, потому что это – оправдание чьего-то безделья и неоправданной траты народных денег. Читали «Попытку к бегству»? Там есть герой, именующий себя «структуральный лингвист», и описывавший свою деятельность следующим образом: «прихожу в институт, ложусь на вычислитель и думаю, ухожу гулять, снова думаю, ломается вычислитель, вычислитель чинят». На самом деле это страшно, это болото, это фундаментальная наука в рафинированном виде. Вам нужно это? Чтоб за Ваши налоги кто-то вот так вот приходил в институт, ложился на машину и думал, исследовал флуктуации П-поля при Х-параматрах? Здесь я упрощаю картину до едва позволительной грани, за которой можно скатиться в отрицание всего и вся. Однако нам нужно разобраться и для этого знание основ в их простоте необходимо. Любая наука в принципе аппроксимирует к вот такой «структуральной лингвистике» под маркой «фундаментальности». С неконтролируемой тратой денег и законодательно оформленной возможностью в качестве результатов предоставить отчет. Наука – это тоже пирамида. Потому что пирамида устойчива. Все сливки получают те, кто находится на вершине. Всю работу выполняют те, кто находится внизу. Хотите блага для младших научных сотрудников? Измените пирамидальность структуры. Так уж получается, что любая общественная конструкция в процессе самоорганизации формирует пирамиду. Хотите на вершину залезть? «Э-э, внучек, у генералов тоже свои внуки есть…»
Вот было написано, что советская научна школа мертва. Ну поднимем рюмку за упокой! А что Вы еще хотите? Что та наука значила в Вашей жизни (если Вы, конечно же, не ученый и не читаете эту статью из института). Не нужно повторять, что наука – двигатель прогресса и развитие науки – залог процветания общества. Это очевидно. Но только ученым и людям, близким к. Остальным 95% населения – нет. Потому связь между сидение некоего человека в институте и появлением новой модели мобильного телефона на рынке – не очевидна. Население не интересует адронный коллайдер и синхрофазотрон [6]. Обывателя интересует мобильный телефон и чтобы было интересно. Первое обеспечивает Южная Корея, второе – газета с рассказами про НЛО. Раз нет общественного заказа на науку, она не нужна. Автор не принимает претензий по поводу этого. А Вы, ученые, объяснили – зачем Вы нужны обществу и обывателю. Потому что зачем нужно пиво, футбол, сантехник, маляр и столяр – очевидно для всех. А зачем нужна астрофизика (или квантовая физика) – совершенно очевидно, непонятно, смущает заумностью ученое слово, заставляя обывателя чувствовать некоторую неловкость. А вот если бы обывателю показали красивых картинок с Марсом и Венерой, рассказали про колонизацию Луны – мол, немеряно всякого полезного там. Сказали бы – строим ТОКАМАК, всенародный проект, первыми в мире, дайте человеку гордость за страну, чувство величия – каждому, вот построим – дешевой электроэнергии будет завались, рост производства, дешевизна, блаженство каждого и всех. О! тогда бы вас народ на руках носил [7]. Что-то я такого не замечал? Или, по мнению ученых, автор должен был за Вас все это проделать? Нет, уж, увольте. Спрашивайте с ваших генералов-от-науки!
Напоследок краткое резюме. Относительно образования: задача родителей заниматься ребеком в школе, заниматься его образованием, имея ввиду четко поставленные цели. Учащемуся в вузе – образовываться самому. Имея четкий ответ на вопросы «Какова твоя цель? Что нужно для достижения цели?». Стенающим о «лучшем в мире» фундаментальнейшем образовании бывшего Великого и Могучего, а также желающим что-бы все было как-то вот так хорошо и вообще, «как в старые добрые времена», «говорят же люди что без этого нельзя», ничего посоветовать не могу, кроме как перестать засорять информационное пространство . Дайте мне ответ на вопрос «Зачем Вам фундаментальное образование? А зачем вашему правительству Ваше фундаментальное образование?». Вот здесь, между ответами на два вопроса, как между полюсами, возникает потенциал действия. Я не призываю похерить все и всех, я не сторонник социал-дарвинизма и т.п. Я призываю дать себе четкий ответ на поставленный вопрос и начать действовать, то бишь образовываться! Тоже относительно науки – нам необходим, условно говоря, термоядерный реактор и дешевая электроэнергия. Если этого нет, то институты нужно упразднить, а ученых разогнать. Потому что вилла и иномарка академика очень плохая замена термояду за народные деньги. Потому что «структуральная лингвистика» не поможет ни мне ни вам в случае продовольственного кризиса. Я призываю сбросить шелуху словесных штампов и избитых фраз. И прекратить этот тысячеголосый вой научных страдальцев. Потому что сейчас наука ничего не дает обществу. И не может дать при существующей системе организации и кадровом потенциале. Потому что нет стратегического прогнозирования, нет стратегической цели, нет и задач, которые наука должна выполнять. А если таковые появятся – быть может, легче и лучше государству выделить деньги, арендовать здания, нанять людей и начать с чистого листа, чем реформировать имеющееся научное болото. То, что я говорю – резко, возможно, жестоко по отношению к отдельным научным сотрудникам, которые, как всегда ни в чем не виноваты. Но давайте наконец определимся – или мы с помощью науки как инструмента решаем государственные задачи или мы трудоустраиваем научных сотрудников. Потому что если последнее – вы ошиблись дверью.
P.S. от 06.2008 Отдельного рассмотрения заслуживает использование системы общего образования в Украине с политическими целями, а именно для насаждения лубочной псевдо-националистической идеологии. Необходимо признать, что псевдо- националисты полностью и тотально контролируют систему как среднего, так и высшего образования. К сожалению, также нужно признать, что в рамках закона никакое серьезное противодействие националистам невозможно. Для начала необходимо хотя бы осознание важности данной проблемы и педалирование обсуждения альтернативной программы среднего образования с привлечением всех заинтересованных лиц, не входящих в националистические круги. Так же весьма любопытным является способ деградации и постановки системы образования под контроль националистов. Так, в начале [8] была произведена маргинализация профессии учителя, снижение престижа данной профессии, вытеснение мужских кадров и почти полная замена их женскими [9], далее – массированная замена этих же кадров провинциалами. Одновременно с этим происходит создание массивной контролирующей надстройки и последующее насыщение ее антисоциальными субъектами, маргиналами, а также явно патологическими личностями. Факт качественной деградации системы образования (как высшего, так и среднего) с параллельной установкой тотального идеологического контроля можно считать свершившимся.
Массивная контролирующая надстройка образовательной системы, возглавляемая националистами, делает невозможным любое противодействие со стороны критично настроенных педагогов, подавляя его административными мерами. Кроме того, массовое появление среди учителей новой формации людей карьерно настроенных (а проще говоря, лизоблюдов) готовых поддакивать любому официозу, еще более снижает возможность такого противодействия. Как видим, националисты грубыми методами массированой пропаганды успешно достигли той цели, ради которой когда-то и была создана система общего образования, а именно – изменения общества. Они уже изменили общество в нужную для их хозяев сторону. Наличие массовой пропаганды националистической идеологии в учебных заведениях делает необходимой контр-пропаганду со стороны родителей. Однако не все родители осознают этот факт, а те, кто осознают, не всегда имеют возможности для ее проведения. Массовая пропаганда вынуждает родителей (при проведении контр-пропаганды) учить детей двоемыслию: притворяться и произносить правильные слова в русле господствующей идеологии, дабы не быть подвергнутыми репрессиям со стороны педагогов/одноклассников. В результате, мы уже имеем ни к чему не годное поколение с промытыми мозгами.
Националисты четко осознали потенциальные возможности изменения общества через систему среднего и высшего образования и принялись методично осуществлять поставленные задачи (постулат «Через школу общество воспроизводит (или изменяет) самого себя.»). По состоянию на 2008 год украинское общество находится на пол-пути к тотальному насаждению националистической идеологии. Так, взята под контроль система образования в целом, активно создаются новые учебники истории, происходит пересмотр всего, что имеет отношение к политике, истории, обществоведению; частично замещены национально-ориентированными низовые кадры (т.е. учителя); продолжается активная подготовка низовых кадров путем их рекрутирования из провинции и соответствующей идеологической обработки; перерабатывается учебная программа, сроки обучения в средней школе растянуты до 12 лет для обеспечения более полного охвата детей соответствующей пропагандой, разработан комплекс официозных мероприятий, призванный усиливать действие пропаганды. Весь комплекс пропаганды очень удачно направлен на детей как на наиболее некритично мыслящий слой общества. Украинское общество находится на полпути, так как уже существует новое поколение, обработанное националистической пропагандой, которое в будущем составит костяк украинского общества и в значительной мере ускорит тотальное преобразование. При сохранении текущего политического курса, а также неизменности внешнеполитической ситуации абсолютное переформатирование украинского общества в националистическом ключе будет завершено через 20 лет (maximum, а возможно и быстрее). Кроме того, происходит активное формирование новоукраинского языка, который должен отличаться не только от русского языка, но и от исходного прототипа. Этим в будущем будет обеспечен культурный изоляционизм, так как люди новой генерации, воспитанные с помощью существующей системы обучения, скорее всего будут достаточно функционально неграмотны для того, чтобы быть лишенными возможности работать с русскоязычной литературой советского и нового времени (как с литературой художественной, так и естественнонаучной, что гораздо хуже). Таким образом, можно считать состоявшимся факт культурного отделения будущего украинского общества как от советского наследия [10], так и от современной России.
«А что народ? Народ безмолвствует…»
М.А. для "Политэ"
[565x699]