Родина бонсай — Китай. Первые изображения миниатюрных ландшафтов с деревцами и камнями датируются временем правления династии Хань — 200 годом до н.э.
В средние века китайские монахи завезли вместе с буддизмом искусство создания бонсай в Японию. Как и в Китае, это занятие стало привилегией богатых. Японцы переняли у китайцев их методы создания бонсай, использующие бамбуковые палочки, бечевку и железные кольца. Популярность бонсай росла. В Японии создавались собственные методы и стили. Культивирование бонсай стало неотъемлемой частью японской культуры. Это искусство подвергалось влиянию многих философских течений, но в стране Восходящего Солнца оно всегда было связано с каждодневной жизнью. И только в наше время — в 20-м веке — многовековые японские традиции бонсай начали проникать на Запад. Первые выставки бонсай были проведены в начале века в Англии и Франции, в это же время появились и первые книги на эту тему.
Долгое время на Западе бонсай оставался приятным занятием для избранных. В последние несколько лет его популярность возросла. Многие любители садоводства и цветоводства устремили свои взоры на красивейшее из творений человека — бонсай. http://bonsai.narod.ru
Анатомия дерева
КорниВ искусстве бонсай большое значение придается наличию выразительных, мощных корней, которые японцы называют нэбари. При выборе миниатюрного дерева желательно, чтобы среди многочисленных мочковых корней были и мощные, структурные, которые в перспективе можно использовать для создания системы выступающих и располагающихся на поверхности субстрата корней. При работе над различными стилями этот элемент считается очень важным.
СтволВегетативная сфера растения также должна отвечать определенным требованиям. Ствол и ветки - центральные, основные элементы дерева. Им придается очень большое значение, ведь именно они создают необходимый образ. Ствол должен быть выразительным, со старой, шершавой корой, без повреждений, способных повлиять на продолжительность жизни дерева. Мощное основание ствола постепенно уменьшается к кроне.
Ветви
Распределение ветвей на стволе японцы называют эдабари. Хорошо сформированный бонсай имеет красивые мощные ветви с сетью разветвленных веточек. Нижние ветви должны быть более тяжелыми и хорошо облиственными. Размер ветвей от основания к верхушке дерева уменьшается, равно как и промежутки между ними. Каждая ветвь сохраняет наибольшую толщину у основания ствола, по мере удаленности от него она уменьшается. Ветви дерева разветвляются, образуя более мелкие боковые побеги. Как правило, первая ветвь отходит от ствола вправо или влево на расстоянии 1/3 его высоты, следующие располагаются в таком порядке: вторая - выше с противоположной стороны по отношению к первой, третья - с задней стороны. Эта триада ветвей повторяется последовательно.
ЛистьяОдно из основополагающих понятий в бонсай - хасё - размеры листьев, их окраска, расположение в кроне дерева. Листья должны быть мелкими, густо расположенными в кроне, иметь красивую окраску, живой и здоровый вид. Размеры листьев не играют большой роли, когда речь идет о молодых растениях. Основным считается направленное формирование внешнего облика деревца. Для этого необходимо обеспечить мощный рост растения, что в свою очередь вызывает образование листвы нормальных размеров.
Чем меньше листья, тем легче получить оптимальные пропорции между их размерами и размерами самого деревца. Миниатюрные деревья в силу своей природы уменьшают размеры листьев в результате ветвления кроны. Чем больше ответвлений, тем мельче листья. Обрезка листьев является важным способом, с помощью которого можно добиться уменьшения их размеров путем активизации процесса ветвления кроны растения.
ЦветкиЦветки являются прекрасным дополнением миниатюрного дерева, однако само по себе цветение мало что может сказать о качестве бонсай - ведь даже недостаточно сформированное миниатюрное деревце начинает через несколько лет цвести. Таким образом, основное внимание следует уделять дальнейшему формированию кроны для того, чтобы получить прекрасный бонсай, а цветки на нем в нужный момент появятся. В период цветения в большинстве случаев отмечается замедление роста бонсай. Интенсивно развивающееся растение цветет очень мало. При внесении эффективного азотного удобрения для усиления роста деревца происходит задержка его цветения.
Поверхность субстратаКрасивый бонсай должен иметь также нарядно оформленную поверхность субстрата. При содержании растения на открытом воздухе в теплое время года поверхность субстрата покрывают ковром из мха. Но в домашних условиях мох быстро засыхает, прежде всего из-за низкой влажности воздуха. Поверхность субстрата нередко украшают различными почвопокровными растениями. Хорошо зарекомендовала себя солейролия (Soleirolia soleirolii), которая удачно сочетается с тропическими видами бонсай при их содержании в домашних условиях. Можно приобрести специальные виды папоротников, которые пригодны для украшения поверхности субстрата в контейнере с миниатюрным деревцем. Естественным дополнением композиции станут камни. http://bonsa-i.net/dir/anatomy/
Философия бонсай
Искусство бонсай принципиально противостоит поверхностным, массовым видам искусства. Оно по природе своей диалогично - обращено к «своему» зрителю, который поймёт его с полуслова.
В исконной религии японцев не было изображений божеств в образе человека. Божество для них – это Нечто, не имеющее человеческого обличья. Японцы могли поклоняться дереву, цветку, воде и камню. И даже императора – живого синтоистского бога - не было принято изображать. При необходимости императора Японии рисовали скрытым за облаками. Так продолжалось до правления императора Мейдзи (1868-1912), портреты которого появились в каждом японском доме.Основой искусства бонсаи стали вера в живой дух растений и понимание источника этого животворящего духа, на котором держится вся Вселенная. Поэтому можно считать, что миниатюрное деревце бонсаи зримо и рукотворно воплощает основы национального мировосприятия японцев. Это и мировое дерево, и его ипостась – гора, символ учения – чаша, а ствол и ветви – целое и часть целого.
[319x254]
С начала семнадцатого века буддизм стал в Японии единственной официально разрешённой религией. Но, как и все «заморские» духовные ценности, буддизм был превращён японцами в «широко говоря, синто этого периода». Таким образом, японцы не противопоставляли свою исконную веру буддизму, а лишь включили Будду в сонм своих вездесущих божеств синто. Дерево и его ветви считаются в буддизме ритуально чистыми. Буддийский культ дерева Бодхи (под которым, согласно преданию, Будда Шакьямуни достиг просветления) во многом предопределил не только особенности структуры, но и глубинный символизм бонсаи.
Буддийская святыня, называемая пасана-ведика, представляет собой дерево Бодхи, обнесённое каменной оградой. В широком смысле эта святыня являлась прообразом для создания бонсаи.
С деревом у японцев также связан культ женского божества (или супружеской пары). Порой в легендах это божество является дочерью дерева. Важную смысловую нагрузку в этом культе несёт, в частности, выбранное для поклонения дерево расщеплением в стволе или дерево с раздвоенным стволом. Поэтому деревья с такими отличительными элементами японские мастера бонсаи использовали в своих работах как формообразующие.
Важнейшей геометрической формой в бонсаи является треугольник во всех его вариантах. Треугольник символизирует:
• плодоносящие силы Матери-земли;
• гору, священную буддийскую гору Сумер (Сумеру, яп. Сюмисэн);
• троицу, триаду (Небо – Земля - Человек);
• трикайя – три тела Будды (самбхогакайя, нирманакайя, дхармакайя);
• рождение – жизнь – смерть;
• тело – ум – душу.
Бонсаи призван вселять в человека веру в жизнь и бодрость, несмотря на все жизненные разочарования и вопреки им.
В японской мифологической традиции гончар создаёт человека (или даже весь мир) из глины, поэтому гончарное ремесло воспринималось как божественное творение. Таким образом, и глиняный сосуд, в котором выращивали миниатюрное дерево, при восприятии бонсаи японцами также приобретал символическое значение.
Несмотря на религиозный символизм, присущий бонсаи, японской традиция считает его более «приземлённым» видом искусства по сравнению с икэбаной. Это связано с тем, что бонсаи всё же представляет весьма конкретный миниатюрный пейзаж, в то время как икэбана полностью символична и условна.
Реальный возраст дерева в бонсаи не имеет большого значения, поскольку понятие «древнего» в японской традиции не связано со временем создания конкретной формы из конкретного материала. В сущности, единственной подлинной ценностью в бонсаи обладает сама художественная идея, лежащая в основе этого живого произведения искусства.
В традиционных бонсаи предстают в своеобразной овеществлённой форме основы японской классической эстетики:
• моно-но аварэ – скрытое очарование вещей;
• югэн – глубинная красота тайного;
• сибуи – красота скромности и натуральности;
• ёдзё – искусство отклика, отзвука или намёка;
• ваби – внутреннее совершенство при внешней неброскости и простоте;
• саби – патина древности, заброшенности, печаль одиночества.
http://bonsa-i.net/dir/philosophy/