Священные камни Руси
11-09-2007 11:32
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Текст – (с) Дмитрий Соколов
Журналист – международник
Фото Следовик, озеро Светлояр – Илья Белкин
Цыган камень, Конь камень в Туле – Евгений Трошин
Специально для
«Литературного дома Братьев Песчаных»
Священные камни Руси
«На море, на Океане, на острове Буяне, есть бел горюч камень Алатырь, никем не ведомый, под тем камнем сокрыта сила могуча, и силе той нет конца…»
Такими словами начинается большинство заговоров древней Руси. В то время практически в каждой деревне жила бабка ведунья, которая лечила болезни, наказывала врагов или возвращала возлюбленных. В одних селениях ее любили, в других боялись, но везде верили в ее чудодейственную силу. И дело было даже не в бабке, она просто особым образом умела читать заговор, в котором всегда упоминался загадочный и неведомый Алатырь камень. Наши предки верили в силу этого камня, наделяли его особыми свойствами и искали в реальной жизни…
Мегалиты рядом
Поскольку на карте нет моря-океана, нет острова Буяна, народы средневековой Руси наделяли особыми свойствами практически все большие валуны, расположенные около деревень. Основным строительным материалом в то время было дерево, каменные строения встречались крайне редко. Тем необычней казался каждый большой валун принесенный сюда ледником. А тем более, огромный камень необычной формы со странными отверстиями в нем. Местные жители поклонялись камню, водили вокруг него хороводы, устраивали пляски, а камень все лежал и лежал на своем месте. Сменялись поколения, на смену дедам приходили отцы, а затем уже и внуки резвились вокруг огромного камня. Все менялось, только валун оставался неизменным. Для обычных селян это казалось дивным. Постепенно камень становился для них символом веры, некой третьей инстанцией. Даже веры сменяли одна другую, за язычеством пришло православие, а камням все продолжали поклоняться, некоторым из них поклоняются и сегодня.
Самый знаменитый мегалит Подмосковья – это Синь-камень, расположенный около Переславля Залесского на Плещеевом озере. Этот древний город насчитывает более семи монастырей и большое количество языческих святилищ. Если спросить любого местного жителя, чем знаменит Синь камень? Он ответит: – «исполняет желания».
Разноцветные лоскуты, развешанные вокруг камня на деревьях, говорят о желании людей еще раз вернуться к Синему камню, и о количестве загаданных желаний. Прикасаясь к камню, многие паломники, испытывают странную вибрацию, тепло, исходящее от него. Некоторые из них чувствуют, что «их как бы ударило слабым разрядом тока».
Подобных валунов великое множество разбросано по русским просторам, но Синь камень, в отличии от его почитаемых сородичей, наиболее исследован учеными. Анализы и пробы самого камня и грунта возле него отсылались в Санкт-Петербург на исследования. Они показали: в камне содержится порядка 55 различных химических элементов, а средний возраст мегалита – порядка 2,5 миллиардов лет. Не смотря на ожидания ученых, радиационный слой и прочие характеристики окружающей среды находятся в норме, исключение, как это не парадоксально, касаются только самого места расположения камня, он год от года, то закапывается в землю, то наоборот приподнимается из нее. При этом валун движется и в горизонтальном направлении, к озеру и обратно, от него. Служители православных монастырей негативно относятся к странному соседу, рассказываю про него разные страшные истории, тем не менее, они признают его чудодейственную силу.
По их рассказам в средневековье, когда паломничество к камню было наиболее сильным, а местные жители после церковных праздников всем приходом шли гулять к камню, монахи местных монастырей вывезли его на центр Плещеева озера и затопили. Было это в Петровские времена, а спустя всего несколько десятков лет, камень сам выполз на берег, причем в том же самом месте, где находился ранее, вернулся домой.
Синь камень не единственный на территории центральной России. Существует огромное количество подобных валунов. Среди них видное место занимают мегалиты Тулы. Это два валуна: Конь-камень и Цыган камень. Долгое время они считались потерянными. Однако на самом деле находятся около реки Меча в Тульской области.
Конь камень – это огромный валун внешней формой сильно напоминающий коня. У него массивный верх, который опирается на три опоры. Но в отличии от других камней, Конь-камень имеет недобрую славу. Местные старожилы не рекомендуют приезжим бывать около него, а сами обходят стороной. В одной из книг местного краеведческого музея есть история, связывающая Конь-камень и Алатырь камень в одно целое. Мифический полуконь получеловек Китоврас выстроил на Алатырь камне храм Всевышнего. Поэтому камень - это жертвенник Всевышнему, место, связывающее небо и землю в единое целое. Сравнивая языческую и христианскую веру, а также связанные с ними святые места, можно убедиться, что в большинстве случаев Храмы и церкви строились на именно на местах языческих капищ. А созвучие слов «Алатырь» - т.е. связь с богами в языческой вере и «Алтарь» - место пребывания бога в современных храмах различных религий, говорит о том, что основой связи неба и земли является не та или иная религия, а определенное место со священным камнем на нем. Слово Алтарь, возможно произошедшее от Алатырь, можно встретить практически во всех религиях мира.
Иллюстрацией к такому выводу могут послужить алтари в храмах различных религий мира. В Индии они в форме птицы, в Христианстве квадрат, в древней Греции и древнем Египте – прямоугольные, а в Китае он имеет форму цилиндра. Но какую бы форму не принимал Алтарь в той или иной религии мира, он обязан в своей основе иметь камень. А главным его предназначением всегда было и остается место пребывания или жертвоприношения Богу. Так и Конь-камень, возможно, является застывшим Китоврасом, а где-то под ним сокрыт от глаз человеческих легендарный Алатырь камень. Вот что рассказывают о нем в местном краеведческом музее. Конь-камень не единственный почитаемый камень на территории Тульской области. В нескольких километрах от него, находится другой известный мегалит, именуемый – Цыганская печь, или Цыган камень. Цынганский камень, в отличии, от Конь-камня, несет в себе не отрицательную, а наоборот положительно заряженную энергию. Он придает людям творческий потенциал, побывав на нем, люди обретают многие редкие таланты, начинают сочинять музыку, писать стихи или прозу. Однако как не привлекательна мистическая подоплека этого и других камней, не исключено, что в глубокой древности они были ни чем иным, как древними обсерваториями. К примеру, в отверстие, высверленное в Цыган камне проникают лучи солнца именно в день летнего солнце стояния 22 июня. В нем же имеется ниша, заглянув в которую видно отверстие, направленное на Полюс Мира. Недалеко от него в овраге находятся каменные часы, - древний календарь. Скорее всего, ритуальные камни соединяли в себе и древние обсерватории и места жертвоприношения богам.
Православные камни
Священные камни неотъемлемая часть многих религий. Однако бывали случаи, когда со сменой веры, менялись и духовные хозяева камня. Он переставал быть проводником старых духов и уходил на служение новым. Похожая история случилась с Конь – камнем на острове Коневец. Камень поражающий своими размерами, его вес более 750 тонн, размер 9 на 6 метров, при высоте в 4 метра, в древности служил пристанищем духов этого острова. Когда-то местные жители использовали остров, под летнее пастбище для своих коней. Что бы духи острова были более милостивы к пастухам, они ежегодно приносили в жертву камню лучшего жеребца стада. От чего в последствии камень стал называться Конь камнем, а остов Коневцом.
В конце XIV века на Коневец прибыл преподобный Арсений. Как гласит легенда, он посетил Конь камень и нашел его окруженного целым ворохом бесплотных духов. Целую ночь молился Преподобный Арсений, дабы изгнать духов с острова. А к утру окропил камень святой водой, после чего совершил крестный ход с иконой Богородицы в руках. Тут же, по преданию, злые духи «черными воронами» выпорхнули из камня и улетели с острова на другой берег Ладоги. С тех пор на Коневце не водятся змеи, а место, куда улетели злые духи, зовется Чертовой бухтой. Если кто-то посетит Коневец в наши дни, он сможет увидеть загадочный Конь- камень. А в память о чудесном избавлении острова от духов на вершине камня построена деревянная часовня.
Возможно, может сложиться превратное мнение, что все священные мегалиты на Руси сначала были языческими капищами, и лишь потом часть из них перешла на службу православия, а часть осталась служить древним духам. Это в корне не так. В православии существует свой собственный пласт священных камней. Это так называемые «следовики» - камни с отпечатком стопы Богородицы. По многочисленным легендам, когда тяжелые испытания настигали то или иное русское селение, его жители начинали усердно молиться Богородице, призывая ее на помощь. В тех случаях, когда молитва была искренней и произносилась с душой, Богородица действительно спускалась с небес и помогала страждущим. Если ее нога касалась земли, то по преданиям в этом месте, потом находили камень с отпечатком ее стопы. В последствии эти камни считались священными и к ним совершали паломничества. Один из самых известных «следовиков» находится около озера Светлояр. Именно в это озеро опустился по преданию знаменитый Китеж град. Вот как описывают это событие сотрудники музея в селе Владимирском, находящемся в непосредственной близости от озера. «Когда ратники Батыя подошли к Китежу, и встали осадой, город держался три дня. Его жители неустанно молились Богородице, что бы она встала на их защиту. Спустя трое суток произошло чудо. Богородица спустилась с небес, накрыла город своим покрывалом, и он исчез с глаз изумленных татар, спасая всех его жителей. Место, где Богородица ступила на землю, оказалось тем камнем, на котором впоследствии нашли отпечаток женской ноги, слегка утопленный в камне. Теперь этот камень считается святым. Уже в наше время около него построили церковь, названую Казанской, в честь Казанской Богородицы. Камень со следом Богородицы это один из немногих физических подтверждений реального существования высших сил помогающих человеку.
Камни обеих столиц
Каждое селение славян в древности имело собственный охранный камень. Это мог быть священный мегалит, когда Русь была языческой или камень «следовик», после принятия Православия. Два самых больших и уважаемых города нашей страны это Москва и Санкт-Петербург, тоже имеют собственные священные мегалиты. В Москве - это священный камень в Коломенском. По легенде, рассказываемой местными краеведами, во время сражения Георгия Победоносца со змеем, тот пронзенный копьем, из последних сил махнул хвостом и разрубил коня Георгия на две части, Упали разрубленные части коня в место, которое сейчас называется Коломенским парком. Падая, они превратились в камни, которые ныне считаются почитаемыми. По словам местных жителей, бывающих на камне, он лечит многие болезни и приносит удачу.
Удивительно, ведь и на гербе Москвы изображена битва Георгия со змеем, и с этим же событием легенды увязывают священный мегалит Москвы.
Но еще удивительней история священного мегалита Петербурга, его, как и в Москве связывают с основателем города, точнее с памятником, посвященным Петру 1. Постаментом для Медного всадника послужила огромная скала, привезенная с берегов Финского залива из селения Конная Лахта. Известия о существовании этого мегалита принес в академию художеств Санкт-Петербурга крестьянин Семен Вешняков. Он же сообщил, что называется эта скала - Гром камень. Впоследствии эту скалу доставили в Санкт-Петербург и водрузили на нее медного Петра. Это официальная история. Однако в последствии она обросла странными легендами. Будто бы жители окрестных сел, поклонялись этому камню как богу Грома, еще до того, как он стал постаментом для памятника. Когда же камень был доставлен в Петербург и стал постаментом Медного всадника, его стали почитать еще больше, совершая к нему Паломничества, а Петра принимали за бога Грома. Что в принципе достаточно символично, правление Петра для России действительно было подобно удару грома.
* * *
Скорее всего, древний Алатырь и священный Алтарь – не просто похожие слова, а синонимы одного и того же слова. Нельзя отыскать знаменитый Алатырь ни на земле, ни в океане, он везде, его дух находится в каждом камне на нашей планете. Камень был первым орудием труда, он же является и основой веры, проводником между миром людей и миром богов.
(с) Дмитрий Соколов
октябрь – ноябрь 2003г.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote