К сожалению, приходится открывать свой дневник с грустной записи. Как мне недавно стало известно, скончался князь Григорий Ангуладзе, представитель первой волный Белой эмиграции, с коими мне довелось познакомиться два года назад.
Понмню тогда я был просто очарован тем, как в одном человеке могут легко уживаться врожденный аристократизм и простота в общении. Поговоирил с ним, и будто бы пообщался с той Россией, которой не стало в далеком и проклятом 1917 году. Помню, как он иронизировал над своим княжеским титулом, мол еще его мать в свое время говорила, что в Грузии всякий, кто имел фамильный надел - уже князь...
Я слушал его с таким наслаждением, все больше и больше попадая под обояние этого человека. Он должен был снова навестить Казань, однако все сложиось иначе. На закате жизни его добил рак горла. Князь умер тихо, незаметно, не оставив после себя ни больших денег и фамильных драгоценностей (их у него просто не было), ни детей (единственный сын умер молодым). Но его изящный образ - истинного аристократа и вместе с тем веселого, открытого, доброго и по-настоящему интеллигентного человека, навсегда отложился в моей памяти.
Вечная ему память!
А теперь приведу текст моего материала, написанного два года назад, по ссылке вы сможете увидеть фотографию князя Ангуладзе, сделанную мной в его гостиничном номере, на ней он в джемпере с надписью "Россия".
Смотрите, кто приехал
Трех товарищей в Казань привела любовь к русской драме
Счастливый билетик в Марсель
Три чрезвычайно интересных человека посетили на днях наш город. Одного двадцать лет назад знала практически вся Казань, во всяком случае, молодежь. Другой - представитель древнего аристократического рода, потомок первой волны русской эмиграции. Третий - знаменитый французский актер, режиссер и поэт. В шестидесятые годы он в знак протеста висел вниз головой на подъемном кране - чтобы выбить у марсельских чиновников здание под свой театр. В Казань их привела любовь к русскому драматическому театру.
Общаться с Валерием Минеевым и Георгием
Ангуладзе - сплошное удовольствие. Жаль,
не удалось поговорить с Ришаром Мартеном -
будить его друзья не стали.
В маленьком и довольно убогом номере гостиницы президент Французско-русского культурного альянса князь Георгий Ангуладзе смотрится довольно нелепо.
- Ничего не смогли найти получше, - разводит руками этот подтянутый, бодрый и чрезвычайно подвижный человек, совсем не похожий на восьмидесятилетнего старца. - Во всех отелях сплошной хоккей с мячом.
- Разве обстановка способна испортить истинного аристократа, - Валерий Минеев, бывший в конце семидесятых - начале восьмидесятых директором концертного зала и организатором всевозможных культмассовых мероприятий в Молодежном центре, с гордостью смотрит на друга. - Ну скажите мне, кто теперь с таким изяществом может повязать галстук-бабочку? Только недобитые князья!
Они собираются смотреть спектакль Качаловского "Американская шлюха, или Путешествие по России с папой-алкоголиком" - одну из немногих действительно удачных работ театра за последние десять лет. Впрочем, Георгий Георгиевич эту постановку уже видел в прошлом году на театральном фестивале в Нижнем Новгороде. Теперь хочет показать ее своему марсельскому другу Ришару Мартену, художественному руководителю театра Турски. Тот - личность по-настоящему легендарная. До его приезда во французском портовом городе не было ни одного профессионального театра. Теперь их тридцать, да еще действует столько же небольших экспериментальных студий. В конце восьмидесятых Мартен увидел спектакль московского театра на Покровке и буквально заболел русской драмой. Он решил организовать на площадке своего театра ежегодный Русский театральный фестиваль. К этому он привлек сына белого офицера, инженера, но большого любителя театра и друга марсельской богемы Георгия Ангуладзе - Жоржа, как называют его друзья. Потому, что тот знал русский язык. В Москве французские театралы познакомились с Валерием Минеевым, который, уехав из Казани, стал продюсером известного во всем мире комик-театра "Лицедеи". Тот тоже подключился к работе. В этом году Русскому театральному фестивалю в Марселе исполняется десять лет, и он пользуется огромной популярностью у марсельской публики.
- Наши театралы - народ капризный, - говорит князь Ангуладзе. - Многие ходят только в один театр, а другие принципиально игнорируют. Но русских любят все и буквально носят на руках.
В 1993 году Валерий Минеев решил показать Казань, город с которым в его жизни так много связано, другу Жоржу. Для этого арендовали теплоход. Предполагалось, что поедет всего шесть человек - наши герои с семьями и одна французская семья. Однако весть о волжском круизе быстро разнеслась по Марселю. В итоге в Казань приехала команда из 93 охочих до экзотики французов. В тот год Валерий Махмутович познакомил князя Ангуладзе с директором Качаловского театра Григорием Первиным. Теперь они крепко дружат ("А как пьем!" - не без гордости говорит потомок аристократического рода). Несколько лет спустя на конференции Международной ассоциации русских театров Ангуладзе представил Первина Мартену, и с тех пор Качаловский театр несколько раз участвовал в фестивале в Марселе...
- Ришар ждет в машине, пора ехать на просмотр, - слышится голос из распахнувшейся двери. Прощаюсь со своими собеседниками и договариваюсь о встрече на завтра.
На следующий день нас снова трое. Мсье Мартен отсыпается после бурно проведенного "по-русски" вечера. Двое других моих собеседников бодры и веселы. Спектакль принят. В Марселе его покажут в следующем году, фестивальный график очень плотный.
Князь Ангуладзе рассказывает мне о своей семье. Он родился в 1921 году в Константинополе, куда его родители отступили с остатками белой армии. Крестным отцом мальчика был генерал Беляев. Тот самый Беляев, что стал национальным героем Парагвая, сумев мобилизовать население этой страны против агрессии соседних государств. В двадцать третьем году отец Георгия получает контракт на работу во Франции, начинает работать в Марселе грузчиком на сахарном заводе. Мать, графиня Белимова - потомок знатного крымско-татарского рода, которая "не могла даже яйца сварить", научилась шить и работает портнихой. В 1928 году мальчик поступает в русский Кадетский корпус под Парижем, которым руководит друг отца генерал Римский-Корсаков. Белая эмиграция готовит кадры для возвращения в Россию. Отец не разрешает Георгию учить грузинский, поскольку не любит пришедших к власти в Тифлисе меньшевиков-националистов и считает себя русским. В годы войны молодой человек работает на британскую разведку...
- В Марселе регулярно проводились русские балы, я играл в любительском русском театре, - вспоминает Жорж Ангуладзе. - Но мои внуки уже с трудом говорят по-русски. За границей русские не держатся друг за друга, в отличие от тех же грузин. Наверное, это наша национальная черта.
А Валерий Минеев сожалеет о потере Молодежного центра:
- На днях встречался с бывшим директором МЦ Зуфаром Бухараевым. Он говорит, что здание отобрали, потому что была какая-то нелепая ошибка в бумагах, когда акционировались. Неужели городу был нужнее банк "Ак барс"? Он был уникален, таких в стране было раз-два и обчелся. Скажите, сейчас хоть один казанский клуб собирает по 25 тысяч людей на дискотеки?
Разговор обрывается, им пора покидать Казань. Жаль, что так и не удалось пообщаться с мсье Мартеном. Но три товарища обещают приехать еще.
Алексей ТОПОРОВ
http://www.evening-kazan.ru/article.asp?from=number&num_dt=05.02.2005&id=17604