режиссер: Матье Кассовиц
1995, остро-социальная драма
в ролях: Венсан Кассель, Бенуа Мажимель, Карин Виар, Юбер Кунде
Гран-при Каннского фестиваля 1995 года за лучшую режиссуру + лучший молодежный фильм Европы + премия “Феликс” за “лучший молодой фильм” + 3 “Сезара” + 2 премии “Люмьер”
Это история погибающего общества, которое во время своего падения, чтобы успокоиться беспрестанно повторяет: "Все хорошо. Главное — не падение. А приземление". Сам фильм про пессимизм по поводу развития общества, расизм, жестокость, молодежь и беспредел парижский полиции на окраинах. Это неведомый для многих, совсем иной Париж, заселённый преимущественно детьми эмигрантов — ребятами из рабочих кварталов: арабами, африканцами и евреями, которые нередко настроены враждебно по отношению к властям и особенно ненавидят полицейских. То, как это показал Кассовиц на экране, на целых десять лет предвосхитило массовые волнения арабской молодёжи во Франции. Фильм по прежнему актуален каждые 2-3 года во Франции, потому как Кассовиц сумел вывернуть все французское общество наизнанку, соединяя вместе дискурс парижских гетто и критический стиль «новых левых», при этом принципиально снимал на чёрно-белую плёнку и смонтировал в чрезвычайно нервном ритме, отлично показав расовую ненависть, смешанную с классовой — стержень трагедии молодого поколения.
сюжет: еврейский гопник Винсент слоняется по парижскому спальному району в компании араба и негра. Их троих гнетет и злит насилие — Венсан поэтому ввязывается в драки, носит с собой пистолет и мечтает убить мента. Чернокожий боксер Юбер, ослепленный злобой к бесхребетной общине, бьет очкариков-религиозников, учится стрелять и пытается взорвать синагогу. Тем временем, белый полицейский застрелил арабского подростка, живущего в их районе, что и вызвало серьезные беспорядки. Друзья убитого: Юбер, представляющийся самым умным и уравновешенным из троих, молодой араб Саид, который моложе, но уже озлобленнее остальных, и хулиганистый Венсан хотят отомстить. Ясно, что и у араба, и у негра за спиной — этническая братва которые помогут в трудную минуту, а вот у Венсана — только спизженное оружие. Еврейство предало и бросило его, как бросило убитого Дэнни. Далее показывается 24 часа из жизни троих парней: безработица, гашиш, драки с полицейскими и скинхедами, пистолеты, угоны, поджоги — показывая все это, режиссер, тем не менее, убеждает зрителя в правоте ребят, и моральной, конечно, и в исторической. У них есть вполне реальная линия фронта, которой не замечает «респектабельная» часть французского общества. «Посмотри на покорных овечек этой системы. Они все выглядят такими милыми в своих причудливых прикидах. Но они все пидорасы. Они едут по эскалатору, перевозимые своей системой. На выборах они голосуют за Ле Пена, даже если они не расисты. Они не могут двинуться с места без эскалатора». В том же ключе, только еще злее — выпады Кассовица против современного искусства. Герои попадают на вечернику в центре Парижа, посвященную открытию выставки какого-то модного художника-концептуалиста. Картины, обстановка, богемная публика вызывают у них смех — ребята чуть было не устраивают погром, движимые совсем не яростью, а элементарным раздражением.
Дух фильма отлично передает в одном эпизоде микс DJ Cut Killer'а из двух бесспорных хитов разного времени:
N.W.A. "Fuck Thе Police" & Эдит Пиаф "Je ne regrette rien"
саундрек: http://www.youtube.com/watch?v=3O755qFavQ4
трейлер: http://www.youtube.com/watch?v=hI_TGcLZB1Y
трейлер: http://www.commeaucinema.com/bandes-annonces=2405.html
[410x425]