режиссер: Михаель Ханеке
2001, драма, перверсии (по роману нобелевской лауреатки Ельфриды Елинек)
в ролях: Изабель Юппер, Бенуа Мажимель, Ани Жирардо
.
Гран При каннского кинофестиваля 2001
.
Все достаточно банально — мать выросла в кошмаре про Золушку, поэтому воспитала дочку в ежовых рукавицах, и даже когда той уже 38 лет, ей все равно запрещается покупать не только новые модные одежды, но и приходить домой позже десяти. Ясно ведь, что при такой мамаше, которая свое чадо прямо таки упаковала сургучом от мужчин и вообще от всего мира, у Юппер образовалась проблема с непрожитым сексом — поэтому она и ходит поздно ночью подсматривать у кого с кем и в какой машине секс, а затем собирает и нюхает чужие салфетки со спермой, словно они пахнут Шанель №5. Юппер — такой себе внутри исковерканный ребенок, который в 38 лет продолжает жить в женском теле, оправдывая ожидания своей матери, но ничего не знающий о чувствах, о женственности, о любви, но зато будучи профессором в консерватории, у которой вся жизнь по плану — музыка, музыка, музыка… и вечно болящие суставы пальцев, от проклятого, осточертевшего пианино. Она видимо лет с 15 сходила с ума от скопившихся в ней чувств, поэтому не мудрено, что в 38 у нее нет ничего кроме оглушающего одиночества. У нее даже дома нет личного пространства — в собственной квартире она вынуждена прятаться от матери! Ясное дело, что все это завалилось за обшивку личности, посему и произошло омертвление органов чувств, а когда нарисовался озорной ученик Мажимель — она на него накинулась с откровенным письмом и всеми адскими желаниями, на что он ей говорит: "да ты больна, лечись дорогуша, я просто любви хотел, кто бы мог подумать чтоу тебя такие тараканы!"
трейлер: http://www.dailymotion.com/video/x2d4nr_music
.
Cлышала мнение, что мол у героини Юппер психологическая патология. Чушь конечно. Какая такая патология, где? Юппер продукт ошибки воспитания — у матери нет мужчины, соответственно у Юппер нет отца, поэтому у нее с детства уже были мысли типа "меня бросил отец, значит я не достойна любви — я отвратительна и ничтожна, так что бей меня и заткни рот кляпом, а потом сядь мне на лицо и разреши всунуть язык тебе в задний проход!". Любой психолог скажет, что все эти садо-мазо желания родом из детства, Фрейд не зря описал стадии психосексуального развития. Вот и у Юппер все по Фрейду, посему и хочет она себе унижения, как бы признаваясь себе самой в своей полной жизненной несостоятельности.
Кстати не даром Юппер Шуберта любила — он ведь под конец жизни тоже сошел с ума. Вот и Ханеке почти такую же концовку приделал — Юппер прямо перед собственным концертом протыкает себя ножом и выглядит так, словно у нее к чертям съехала крыша. Зачем? Что случилось? Ну потому что в соотношении с тем же Мажимелем, который был таким хорошим, таким любящим, так бегал за ней, а потом оказался обычной скотиной, Юппер выигрывает. Она прямо не выдержала осознания того, как нормальность выворачивается наизнанку, и она словно берёт на себя всю его вину и уходит по ночному проспекту с кровоточащей раной в груди, без сожалений и с пониманием как все устроено в этой жизни.