[444x283]режиссер: Роман Поланский
1965, триллер
в ролях: Катрин Денев
.
серебряный лев берлинского кинофестиваля + премия ФИПРЕССИ
фильм конечно считается культовым, по той простой причине что соперничает он с хичкоковским "Психо". Также фильм в некотором роде приквел дневной красавицы. То есть Бунюэль продолжил начатый Поланским сюжет про холодную и равнодушную к мужчинам красавицу, которой по ночам сняться фантазии об изнасиловании, а на самом деле она близка к нервному расстройству из-за сексуальной подавленности. Поланский вообщем-то на 2 года опережает Бюнуэля, даже в сюрреализме. В конце концов он двойственно показывает подсказки о разрушительных галлюцинациях, причем так что до самого конца фильма остается непонятно, является ли все происходящее реальностью или только фантазией Денев.
сюжет: 20-летняя Денев играет маникюршу, приехавшую в свингующий Лондон и живущую в квартире вместе с сестрой. Денев полностью аутичная особа — может часами молчать или смотреть в одну точку не забывая строить из себя холодную и неприступную девственницу с парнем, который за ней ухаживает. Когда сестра уезжает в отпуск, Денев остается одна в квартире наедине с собой и вместо того что бы поразвлечься с этим самым симпатичным ухажером она становиться буйствующей шизофреничкой у которой начинается мания преследования во всей своей "красе" — с трескающимися стенами, из которых то и дело вырастают какие-то мерзкие руки с той лишь целью, чтобы ущипнуть бедняжку за милую попку. Денев весь фильм мыкается по квартире с параноидальными мыслями, кошмарами, прячась от визитов и звонков от назойливых кавалеров, которые так и норовят проникнуть в квартиру, а цели у них ясный пень какие не хорошие…
Сперва конечно не совсем ясно от чего у Денев реальность и сны смешиваются, едет крыша, и почему она запирает себя в своей квартире. Ну то есть живет себе 20 летняя девушка, ну подумаешь, равнодушна к мужчине, который за ней ухаживает, ну подумаешь, по ночам ей снятся фантазии, в которых любовник ее сестры насилует Денев. Ну бывают же подобные фригидные барышни, которые не любят мужчин, правильно? Так откуда спрашивается этот ужас, эти галлюцинации и крайняя форма шизофрении с наклонностями к убийствам?
трейлер: http://www.youtube.com/watch?v=0NJUwvhi6XE&feature=related
скачать: http://torrents.ru/forum/viewtopic.php?t=217082
.
...
[440x303]Денев ужасно противны мужчины, настолько, что это становится, мягко говоря, навязчивой идеей, перерастая в тотальное отвращение. Мы не видим причин, которые довели Денев до этого состояния в фильме. Почему она стала такой? Потому что сестра ночью бурно занималась сексом со своим любовником и мешала бедной Денев жить спокойно? Почему Денев ненавидит мужчин и особенно любовника сестры, неужели потому что он без ее ведома принес в квартиру сестры зубную щетку? Ну, нет.
Вспомните момент, когда Денев побежала чистить зубы после попытки поцелуя с молодым человеком. В лифте Денев отплевывалась от этого поцелуя, как от грязи, оттирала с силой губы руками... Истерично... Здесь становиться все понятно.
Ее реакции естественны для жертвы психологической травмы. Отсюда замкнутость, болезненный страх, отвращение к мужчинам, мужским прикосновениям. Вывод — налицо сильнейший посттравматический синдром. Последователи дедушки Фрейда, и я в том числе, могу разложить всю предысторию сюжета по полочкам: вероятно, у Денев в детстве были не простые
[441x302]
отношения с через чур властным отцом. Вероятно также, что отец мог ее изнасиловать. Именно на насилие указывают несколько подсказок Поланского:
[444x300]Кажется мне также, что именно это Бунюэль, тоже понял и именно по этому снимал продолжение, сделав уже Денев проституткой, которую то и дело били розгами, закидывали грязью и всячески унижали клиенты в дневной красавице. В этом же ключе, снял и тристану, где Денев насиловал ее дядя, превращая ее медленно в смертельно мстяшую суку.
.
Также имею мнение, что Поланский скорее не до Хичкока пытался дотянутся, а до Антониони с его затмением. Денев точно также потеряно бродит по улицам, как и Моника Вити, практически безмолвно играя весь свой глубокий внутренний мир. Сюда же идут опять таки антонионевские приемы с музыкой, которые Поланский себе вставил как ненужно подсказывающие "бояться здесь". Опять таки схожесть в том, что обе героини аутичные блондинки, у которых сложные взаимоотношения с мужчинами. Плюс и там и там общая атмосфера а-ля twiggy-style...
Вообщем, Поланский создал бесспорно стильный ч/б фильм, но несколько, мне кажется, вторичный.