[426x291]
режиссер: Жан Люк Годар
сценарий: Франсуа Трюффо
художник-постановщик: Клод Шаброль
1960, комедия
в ролях: Жан Поль Бельмондо, Джин Сиберг, Жан Пьер Мельвиль
.
лучший фильм Берлинского кинофестиваля в 1960
.
самый первый фильм "Новой волны" + считается одним из самых шедевральных фильмов в истории киноиндустрии. Кадры этого фильма растащили все известные клипмейкеры (особенно быстро-бегущее шоссе), а многие мизен-сцены фильма попадали в ТОП-100 лучших сцен в истории кино…
Фильм снят как эталон "арт-хауса" 60-х: деголевская шпана + парижский нахальный гопник Бельмондо, в своей лучшей роли + Сиберг, цитирующая Фолкнера, и мечтающая быть похожей на одну из ренуаровских красавиц + светлая и воздушная экскурсия по Парижу (прямо дрожь берёт) + импрессионизм (если кто-то до сих пор уверен, что сёмки дрожащей камерой и безнравственно кривой монтаж придумал Ларс фон Триер со своей догмой — то "ха-ха" на вашу седую голову) + редкая сыгранность между актёрами, интерьером и декорациями + диалоги, которые цитируют все уважающие себя синефилы. Почему? Потому что Годар словно схватил снующие кругом мысли.
трейлер: http://www.youtube.com/v/jeP3XYylpTc
сюжет очень простой — молодой и жизнерадостный маргинал Бельмондо ворует в Марселе крутую тачку, за ним гонится полиция, и он убивает сержанта. После этого едет в Париж, чтобы взять одну из своих девчонок с собой в Италию. Ехать с ним никто особо не хочет, тогда Бельмондо начинает весело бегать по парижским закоулкам, грабить девиц и прохожих, выбивать "долги", красть дорогие тачки, задирать юбки и приставать к своей подружке Джин Сиберг, с которой спал до этого 5 раз и которая приехала во Францию учиться из Америки… Он пытается объяснить ей, что любит её, она пытается понять, любит ли она его, в итоге, она походила, подумала, поняла, что не любит и сдала его полиции! Какая умница. Какая хорошая американская девочка. ))))))))))
О чем собственно этот фильм? Об отношениях любви и не любви? Об улицах и кинотеатрах Парижа? О непонимании двух людей, и необъяснимой привязанности, от которой хочется избавиться? А может это кино об отчаянии, об обреченной свободе?… Мне кажется, достаточно хорошо показан страх людей перед близостью на фоне суеты. Об автоматически вытекающем из этого страха предательстве…
"есть две важных вещи в жизни — для мужчин — это женщины, для женщин — это деньги"
Бельмондо обречен, так сказать, страстью. Молодой он конечно, и совершенно бескрышный — стреляет полицейских, угоняет машины, грабит в публичных местах, но попался, что называется — по глупости. Из серии как сволочная женская природа мужика в гроб свела. Финал забыть невозможно: Бельмондо с пулей в спине переворачивают, а у него изо рта вырывается облачко дыма от честерфильда, а Сиберг тем временем смотрит на него и проводит большим пальцем по губам, как Богарт. Каждый остался при своих? Подсказка Годара? Не знаю, не знаю…
"я хотел увидеть тебя, для того чтобы понять — хочу ли я тебя увидеть"
да, очень много цитат — и литературные, и кинематографические, и дружеские... Но это смутное "чувство цитаты" не помогает, когда ты не знаешь, что именно и зачем цитируют. К примеру финал, это кино-цитата из фильма Бертолуччи "Последним танго в Париже". Смерть героя Брандо (когда его убивает французская сучка) — это перевертыш смерти героя Бельмондо (когда его по сути убивает американская сучка).
еще в фильме был чудесный момент, когда ни с того ни с сего подбегает девушка с табличкой и вопросом: "Как Вы относитесь к молодежи?". А на табличке всего-то — название журнала — "Кайе дю Синема", из критоков которого пришли в кино сам Годар и Трюффо + практически все "нововолновики".
если вам понравился этот фильм, посмотрите также "римские каникулы"