режиссер: Эжен Грин
в ролях: Наташа Ренье, Жереми Ренье, Матье Амальрик, Оливье Гурме
2004, музыкальный артхаус
*
фильм, через который можно вытянуть целую историю французского кино, и даже самую любимую ее часть: Брессон, Годар, Трюффо, Риветт, Акерман, Гаррель, Штраубы. Все снято фронтальными планами, все смотрят в камеру, в диалогах-восьмерках нет предусмотренного стандартной кинограмматикой сдвига камеры.
Париж, конец 70-х. История про покончившую с собой юную академическую певицу, спрыгнувшую с Моста Искусств и оставившую после себя пластинку, прослушивание которой возвращает к жизни стоящего на очереди самоубийцу, ее приятеля. Достаточно простой сюжет, из серии «музыка связующие звено между жизнью и смертью» но со сложной нарративной конструкцией (то есть кино принципиально остраненно от характеристик персонажей, что часто вызывает реакцию неприятия и даже раздражения) + намеренный маньеризм (показушная холодность героев и излишняя интеллектуальная загруженность каждого в отдельности) + барочная музыкальная вычурность, выдержать которую сможет далеко не каждый киноман (см трейлер под катом)
начало фильма: он на постели, она напротив, выговаривает ему что-то по поводу занятий. не говорит, а как бы декламирует с небольшой камерной сцены (так говорили текст у годара и и в какой-то степени у трюффо), потом следующая пара в точно такой же мизансцене. общие планы жестко центрированы: слева и справа приблизились к центру фронтального кадра, поцеловались, вышли строго один налево, другой – направо. все четко на раз-два, повествование раскладывается на сегменты, не сливаясь в единый поток. кадр плоский, интерьер минималистский (но маркированно парижский по фактуре стен, скрипу паркета на вычищенном саундтреке), воздуха в кадре нет, разве что книжно-антикварная пыль (книг все время читают как у годара – держа руку на отлете). между фигурами оставлено место, пространство, между четко выговариваемыми словами тоже оставлено пространство. залитый солнцем париж пустой, как уснувший (такой же, которого добивалась акерман в la captive по прусту). героини не красивы, как некрасивы марсель и альбертина в акермановской «пленнице», наташа ренье могла бы вполне заменить селви тестю в альбертине. главный герой вроде бы красив, но декадентски-дегенеративно, и похож иногда на жан-пьера лео, другой герой тоже похож на жан-пьера лето.
атмосфера: метонимичность. удавшееся самоубийство героини: мост, брошенная сумка, брошенная партитура, ноги. звук, план с партитурой. прерванное самоубийство героя: музыка за кадром, ручка газовой горелки, рука, ручка, рука, окно. герой, заочно влюбленный в уже мертвую певицу, идет смотреть японский спектакль. от спектакля – только звуки и только лица в зале (все неслучайные, режиссеры из поколения 30-х и кинокритики, такое камео в духе новой волны, но гипертрофированное), перебиваемые титрами с сюжетом.
заявленная с самого начала принадлежность к определенному стил. выдержена идеально, практически ни одного сбоя, ни одного плана не вписывающегося в избранный диспозитив. строгое соблюдение формы, ее отрефлексированность – сама по себе достижение.
один из любимых мной фильм!