[434x289]
режиссер: Тони Гатлиф
2004, этника-артхаус-роуд-муви
в ролях: Ромен Дюри, Любна Азабал
.
пальмовая ветвь Каннского фестиваля за лучшую режиссуру
.
парень и девушка, оба - французские арабы, живущие в бетонном блоке парижского пригорода нормальной жизнью маленьких людей, решают найти свои корни и отправиться на землю предков, потому что Дюри якобы не дают покоя воспоминания: он вмуровывает в кирпичную стену скрипку своего отца, но сердце не перестает болеть… Вместе с Наимой, своей возлюбленной, он отправляется в путь: из Франции в Испанию, потом пароходом в Марокко, а оттуда в Алжир на родину предков. Причем отправляются туда ну не то, чтобы автостопом, на чем попало и как попало, нелегально, имея лишь какую-то небольшую сумму денег на дорогу и плеер с музыкой. По дороге встречают кучу разных людей, нанимаются на поденную работу в Испании, и потом, после целой серии мытарств, все таки пробираются нелегально в Алжир через марокканскую границу. Алжир в это время - зона стихийного бедствия, люди оттуда бегут, как тараканы. Но тем не менее, они находят дом, в котором жила семья главного героя, и люди, которые его заняли, дают ему коробку с фотографиями его родных… То есть фильм как бы наглядно говорит о том, что человек без корней везде чувствует себя чужим. Но «изгнанники» - это как бы путь цыган наоборот: от изгнания к корням. Вернувшись в Алжир Дюри и Любна, уехавшие когда-то отсюда, словно прикоснулись к роднику и ожили… и остался только свет внутри и солнце вокруг. Этот же путь подчеркивает музыка: от хип-хоп транса, через фламенко и цыганские гитары, до такого же бешеного ритма на сеансе "экзорцизма" у алжирской колдуньи - тот же сумасшедший ритм, но спасающий и очищающий. Потому что он настоящий, искренний, неподдельный... То есть грубо говоря пара мало того что ищет свои корни, пара еще и ищет себя через музыку. Каждый из них постоянно думает о чем-то своем, но они вместе едут в Алжир, который для них не просто страна, точка на карте, а «земля обетованная», где должно произойти Нечто. Что, в общем-то и происходит. Но происходит абсолютно не так, как вы ожидаете. И это несоответствие внутреннего и внешнего, полный снос надстроек психики на фоне абсолютно приземленных картин нищего города - бьет по голове, как обухом.