За годы исполнительство Кобейна обросло самыми невероятными слухами и домыслами. Говорили, будто бы в студии использовались специальные процессоры. Или все партии за него играл кто-то другой. Думаем, что настало время рассказать правду. С этой целью мы связались с самыми надежными и компетентными источниками: продавцами, у которых Кобейн покупал музыкальный инвентарь, звукооператорами и продюсерами, с которыми он работал в студии, техниками, которые обслуживали его оборудование во время гастрольных поездок. Кроме того, в Интернете существует несколько «страничек», посвященных этому вопросу: сайт Криса Лоренса (Chris Lawrence) (http://www.geocities.com/SunsetStrip/Towers/8712/kurtseq.html) и сайт Брайана Хабермана (members.aol.com/bhabes/private/nksequi.htm). Много интересных деталей можно найти в книге Майкла Аззерада (Michael Azerrad) «Come As You Are - Story of «Nirvana». Несколько раз мы интервьюировали Кобейна. Вероятно, что идея рассказать об аппаратуре и гитарах Кобейна рассмешила бы его самого. «Я никогда не относился к своему инструментарию, как к чему-то священному», - сказал он однажды. Но для тысяч фанов, гитаристов, которые преклоняются перед «Nirvana», важно знать, как он делал свою музыку
Nevermind
До формального подписания контракта с «Geffen Records» 30 апреля 1991-го года группой был получен аванс в размере $287.000. Эти деньги позволили группе не чем не стеснять себя при выборе инструментов и аппаратуры. Однако, Кобейн неохотно расставался со своими панковскими привычками.
«Курт в очередной раз зашел к нам магазин и купил несколько гитар и эффектов, - вспоминает Рик Кинг. - Как обычно: несколько «левосторонних» японских «Стратов». Да, он не особо раскошеливался на гитары».
Вероятно, что к «Фендеру» Курт созрел незадолго до «Nevermind». «Мне нравятся узкие грифы у этих гитар, - скажет он позже. - У японцев - неплохие «левосторонние» гитары».
Тогда же был приобретен «левосторонний» «Jaguar» 65-го года выпуска, на котором стояли «хамбакер» «DiMarzio Super Distortion» (у верхнего порожка) и «DiMarzio PAF» (у грифа), и «`69 Fender Mustang».
«Fender Mustang» является моей любимой гитарой, - сказал Кобейн в интервью для «GW». - Они дешевые и абсолютно «деревянные». Звучат дерьмово. И очень маленькие. Они ужасно держат строй. Система по регулировке высоты струн отвратительная. Кто бы ни придумал эту гитару, он - придурок». С целью избежать проблем с настройкой Кобейн оборудовал свой «`69 Mustang» «машинкой» Gotoh tune-o-matic. Та же участь постигла и все остальные «Мустанги».
Как говорят, покупка дешевых гитар для Кобейна было ни что иное, как панковские понты. «Я не «предпочитаю» их, - сказал он. - Просто могу себе позволить. Я - левша и найти «левосторонний» инструмент хорошего качества не так-то просто».
Прежде, чем приступить к записи, приобрели рэк из предварительного усилителя «Mesa/Boogie Studio», усилителя «Crown» и нескольких кабинетов «Marshall» 4x12.
«Никак не могу найти достаточно мощный усилитель, - пожаловался Кобейн «Guitar World». - Неохота возиться с «Marshall». Я по натуре ленивый и хочу, чтобы все было компактно. В качестве преампа я использую «Mesa/Boogie», на котором до упора выкручиваю середину».
«Mustang», «Jaguar», японский «Strat», «Boss DS-1» и «Electro-Harmonix Small Clone привезли в студию «Sound City Studios», где записывался «Nevermind».
«У Курта был «Mesa/Boogie», но мы использовали также «Fender Bassman» и «Vox AC30», - вспоминает звукооператор Батч Виг, - Лампы дают объемный «дисторшн» с плотным низом. «Small Clone» создает «водянистое» звучание, с небольшим «хорусом», что можно услышать на «Smells Like A Teen Spirit» и «Come As You Are». Для мрачного звучания «Lithium» мы использовали «фузз» «Electro-Harmonix Big Muff», который заводили в «Fender Bassman».
«Stella» нашла применение в «Something In The Way». Виг записал эту песню, когда Кобейн играл, расположившись на диванчике в рубке звукооператора. Гитару на «Territorial Pissings», несмотря на протесты Вига, записали прямиком, сразу в пульт.
Еще один интересный момент - «скрытый» трэк «Endless, Nameless» (его нет на первых 50 тысячах копиях альбома). Здесь можно услышать, как Кобейн разбивает свою гитару.
[298x328]