Это цитата сообщения
deirdreofamber Оригинальное сообщениеМарк Эрлс - Стадо
Люди – сверхсоциальные обезьяны, и наше поведение состоит из взаимодействия с другими людьми, которое формирует наше поведение с момента рождения до дня смерти.
Человеческим поведением движут не могучие вне - и надчеловеческисе силы вроде экономикм или брендов или травмирующих событий (хотя, возможно, все эти факторы играют свою роль), - им движут другие люди. Индивиды делают то, что делают, в значительной степени не по собственной воле и желанию, а под влиянием других, потому что это делают другие люди. Такова суть модели массового поведения.
Преступник – вовсе не человек, который действует по принципиальным, глубоким, только ему присущим причинам и живет в своем собственном мире (то есть, полный индивидуалист). На самом деле это человек, который чутко реагирует на среду своего обитания, на всевозможные сигналы, вызывающие условные реакции, человек, у которого побуждение к совершению преступлений возникает на основе восприятия окружающего мира. (Вспомним Раскольникова – прим. Локи)
Мы – стадный вид, и каждый из нас делает то, что делает, главным образом по причине того, что это совершают другие представители нашего вида. Мы социальный биологический вид.
Мы постоянно присматриваемся – к людям своего круга, к картинкам в журналах, к кинофильмам и телевизионным передачам – и поддерживаем в себе чувство социальной включенности, нащупывая тот стиль одежды, чтобы выглядеть «как все». Мода и одежда – одно из проявлений влияния, которое оказывают на наше поведение другие люди. Правда, те, кто приходит в содрогание от одной мысли от совей стадности, могут легко отвергать этот пример.
Воздействие других присутствует во всех аспектах нашей жизни, в больших и малых поступках, которые мы совершаем. Все наши претензии, что мы выше постороннего влияния, что мы очень принципиальны и самостоятельны в своих решениях, ровным счетом ничего не стоят. Мы подражаем друг другу с момента нашего рождения. Кто-то первый совершил деяние, а другие повторяют его снова и снова.
«Люди, которых я обожаю или уважаю, делают или покупают это…»
«Люди, такие же, как я, делают или покупают это…»
«Влияние» - переходящее от одного к другому, от потребителя к потребителю – намного важнее «убеждения», исходящего от компаний к клиентам и сотрудникам. Какую бы самодостаточность и независимость вы в себе не ощущали – все представители человечества устроены так, что действия, слова и мысли других людей оказывают глубокое и постоянное воздействие на наши собственные действия мысли и чувства. Многим людям присуще неконтролируемое стремление поделиться с другими своими великими страстями, одержимостью и навязчивыми идеями.
Человеческие вербальные коммуникации являются, в сущности, формой груминга (гигиенический уход, ухаживание, очищение шкуры) у шимпанзе. Когда мы здороваемся с соседями, комментируем погоду, интересуемся здоровьем членов семьи, мы совершаем «ухаживанеие» в предписанных этикетом формах, необходимое для ощущения собственной принадлежности к социальной группе, мы укрепляем связи. Встречаясь с друзьями и членами семьи, мы «ухаживаем» друг за другом в более интимных формах: прикасаемся, обнимаемся, целуемся и похлопываем друг друга. Это создает ощущение причастности, прочности связей, а следовательно, безопасности. Наше речевое общение служит скорее построению и укреплению социальных отношений, нежели передаче информации.
Люди, у которых в детстве неблагополучно складывалась сфера взаимоотношений, вероятнее всего и в дальнейшем будут испытывать трудности формирования своих привязанностей. Не случайно психотерапия, по убеждению большинства, - это разговор о детстве. Люди, имевшие в раннем детстве здоровые и благополучные отношения, обладают гораздо более высокими шансами на успешные связи в течение всей своей жизни по сравнению с теми, у которых в детстве было не так. Индивидам, имеющим опыт неудачных детских «привязанностей», грозит намного большая вероятность прожить жизнь, полную неудачных отношений. Отверженность может быть болезненна даже для примата.
Человеческая память несовершенна и ненадежна, многими человеческими действиями управляет подсознание. Мы изменяем свои воспоминания, знания и убеждения в соответствии с той схемой представлений, которая существует для нас на данный момент. Точка зрения имеет свойство меняться вслед за поведением, а не наоборот. Наша способность запоминать собственные действия зачатую не заслуживает доверия. Истина, по-видимому, в том, что свое отношение к происшедшему или суждение о прошлых поступках каждый человек подстраивает к тому, что делает здесь и сейчас. По принципу: «Соверши – пересмотри прежнее мнение – поверь». Субъект – это иллюзия, необходимая для человеческого бытия. Людям необходимо ощущать будто бы они сами принимают решения, от которых зависит выживание сложных сообществ, к которым они принадлежат. Прежде чем человек принимает сознательное решение двигаться, его мозг уже инициирует процесс движения.
Журналы и телевидение заставляют нас думать, что каждый стремится исключительно к своему личному счастью, к построению жизни, подогнанной под его желания. Все наши потуги быть ни на кого не похожими, в конце концов, тщетны. Любой человек неповторим на этой земле, и каждый ощущает собственную уникальную личность – но только среди других, благодаря другим и через других. Наш индивидуализм и эгоцентризм – результат воспитания в западной культуре. У народов востока силен дух коллективизма. Счастье – а вовсе не ад, как предполагают некоторые, - это другие люди.
Феномен толпы: под защитой анонимности происходит потеря сознательной личности и ответственности за свои поступки, совершаются действия, о которых сами участники как отдельные люди, возможно, никогда не помышляли.
Числа дают нам ощущение безопасности, чувство того, что мы контролируем события и управляем ими, находясь в самом их центре. Числа дают нами ощущение упорядоченности мира, ощущение, что мир понятен и материален. В таком мире нет противоположных точек зрения.
Мы запрограммированы на поиски смысла и цели, именно это стремление сплачивает нас в социальные группы. Люди страдают от экзистенциальной фрустрации, причиной главной жалобы человека является чувство бесполезности, тщетности, опустошенности, чувство бессмысленности и пустоты – экзистенциальный вакуум. Главным симптомом этого является скука.
Как иначе можно узнать, верит ли человек во что-нибудь, если не по его поступкам? Слова стоят недорого. Дела могут стоить вам всего. Сказанное сегодня исчезнет завтра, но сделанное (или не сделанное) может сохраниться очень долгое время. Как гласит пословица, распространенная в школе кинематографии, персонаж – это действие.
Помимо денег, славы и власти (обычных факторов, которые, предположительно побуждают людей действовать, но которые многие из нас считают недостаточными), принципиальное поведение (следование глубоким внутренним убеждениям) приносит и подлинные личные вознаграждения.
Как известно, быть циником и отвергать обязательства, проще, чем верить во что-то. Такое положение позволяет цинику выглядеть более умным и ловким. Современный циник – это человек, который не верит в то, что говорят, не доверяет носителям власти, а в мотивах и намерениях других видит только самое дурное. Можно сказать, что циник – это разочаровавшийся идеалист. Но люди по своей природе действительно хотят верить.
Человек – существо играющее. Как и большинству приматов, людям нравится проводить большую часть своего времени не в серьезном настроении, а в игре с другими людьми.
Если хотите, чтобы люди вели себя по-другому вам самому надо вести себя иначе.
Избранные отрывки из книги Марка Эрлса "Стадо".