• Авторизация


Ах, Маришка, Маришка!.. 11-12-2013 04:24 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Дочери моей Любушке
в день ее тринадцатилетия.

Делай только то, что любишь, - и в жизни всё получится!


Ни-ни-ни! "Маришка" - отнюдь не имя девочки. Совсем наоборот: это, во-первых, фамилия, а во-вторых, мужчины.
Знакомьтесь: Эрнст Маришка, австрийский режиссер середины ХХ века. Оперетта (роскошная, дамы в перьях, мужчины во фраках, шик-блеск-красота), прочий театр и, к нашему счастью, - кино.
Трилогия об императрице Сисси - помните, надеюсь?

[420x] [420x]

[420x] [420x]

Да, именно Маришка сделал из Роми Шнайдер звезду. Вот и посмотрим - и его, и ее.
К сожалению, не так много Маришки у нас хоть как-то переведено. "Дом трех девушек" (биографический фильм о Шуберте), "Молодые годы королевы" (о Виктории - и он заслуживает отдельного поста!) и "Марш для императора". Ну и "Сисси" в трех экземплярах ("Сисси", "Сисси, молодые годы королевы", "Сисси, трудные годы королевы").
Что ж, будем наслаждаться тем, что есть.

Признаться, я хотела сделать очерк по всем фильмам. Но взявшись нарезать кадры из "Марша", я с ужасом обнаружила, что их уже за полсотни... Так что "Маршем" и ограничимся, поскольку посмотреть кино вы и без меня можете, а мне интереснее рассказать, как этот прекрасный режиссер работает.

Итак, "Марш для императора", 1955 год. Режиссер - сами-знаете-кто, в главной роли - Роми Шнайдер.

[420x]

Фильм начинается с пейзажа, и - под бодрую песню идет вереница крестьян. Тра-ля-ля-ля!

[420x] [420x]

При таком начале вы можете быть твердо уверены, что картина будет про торжество Естественного над Социальным. Драздравствует свобода и выражение чувств! Быть собой - хорошо, быть воспитанным - плохо.
Идея, на сегодняшний день довольно сомнительная (пора бы уже и хорошим манерам поучиться), но тогда более чем востребованная.

А вот и Роми дошла до камеры. ИМХО, то, что она красива (Дисней называл ее "самой красивой девочкой в мире") - это мелочи жизни. Она - очаровательный бесёнок. И это сочетание прелести и озорных глаз делает молодую Роми просто сказкой.

[480x]

По сюжету, пришли селянки на ярмарку и вытянула девушка пророчество, что ждет ее любовь и щщщастье в Вене, а поможет ей в том лично государь-ампиратор.

[420x]

Стоп. Про сюжет. А сюжет-то старенький... И кое-кому хорошо знакомый.
Прошу любить и жаловать: звезда кинематографа более раннего времени, Дина Дурбин. И фильм "Весенний вальс".
Слева - из финала. Справа - она получает свое пророчество.

[380x] [380x]

Там, где Голливуд снимает фильм про военного, осмелившегося написать вальс, там Австрия снимет кино про марш тевтонского полка! Равняйсь! Смиррррна!!
Чувствуем разницу менталитетов, ага :)

[380x] [380x]

[420x] [420x]

По сюжету героиня должна попасть в Вену. У Маришки это никак не обыгрывается, взяла - и приехала, тетя ее еще давно ждала. А вооот в старом голливудском фильме эта "переправа" - совершенно изумительный сюжетный ход.
На ярмарке героиня спорит с неким селянином, и они решает разрешить спор состязанием: кто кого... перетанцует.
И начинается чардаш!

[380x] [380x]

[380x] [380x]

Ох. Не уверена, что смогла нарезать скрины так, чтоб хоть немножко это неистовство пляски передать...
Героиня, разумеется, выигрывает, но дотанцевавшись в прямом смысле до упаду - падает на воз сена, он вечерней лошадью отбывает в столицу, где наша барышня и обнаруживает себя поутру.

Дина Дурбин - звезда той поры, когда актер должен был уметь делать ВСЁ. Главная роль в музыкальном фильме - ОК, пой, танцуй, будь красавицей и хорошей актрисой заодно. 50-е годы уже совсем другое дело. От Роми требуется только одно: быть очаровательной. Прочее за нее сделают другие.
Но не дублеры, нет. Режиссер.
Смотрите, как филигранно Маришка решит вопрос чардаша.

[480x]

По совершенно опереточному стечению обстоятельств героиня Роми попадает на бал, где знать нарядилась селянами и танцует народные танцы. Ну и у нашей барышни, ясное дело, самый аутентичный костюм.
От Роми особого мастерства танца никто не ждет, поэтому режиссер делает две вещи:
- добавляет в танец кучу комедийных моментов (сюжетных и нет, просто забавных движений)
- камера целеустремленно любит развевающиеся юбки.

[480x]

О, "развевающиеся одежды в кино" - это песня. С припевом: "И тогда зрителя танец восхитит!"
Пример из совершенно другой "оперетты": "Мемуары гейши". Есть необходимость восхитить американского зрителя танцами "гейш". И есть полная невозможность восхитить его подлинными танцами гейш, которые (танцы) статичны в своем изяществе. И что делает режиссер "МУМУаров"? - праааильно, заставляет "гейш" кружиться. И с Саюри красиво слетает кимоно. И плевать, что на реальные танцы гейш это похоже примерно как страус на белку. Главное - краааасиво!
...несмотря на всю иронию, я не осуждаю. Художественный фильм - он тем и отличается от документального, что должен создавать свою реальность, а не идти на веревочке за фактографией.

Вернулись к Маришке. Восхитив нас танцем Роми - ну разве она не чудо! -

[480x]


- он дает просто чардаш. Берем ансамбль, расчищаем зал, приостанавливаем сюжет... камера, мотор, начали!

[420x] [420x]


На балу героиня Роми встречает комедийного персонажа. Пока просто запомните его.

[420x]

Но мы наконец добрались до тёти, а тётю играет Магда Шнайдер.

[420x] [420x]

Мама, милая мама...
Она играет у Маришки много - во всех фильмах, которые я смотрела. Если там играет Роми - Магда или мама, как в "Сисси", или самая близкая женщина, как в "Молодых годах королевы" и в "Марше".
(Слева - "Сисси", справа - "Молодые годы королевы")

[420x] [420x]

А в "Шуберте" она мать тех трех девушек, которые в заглавии фильма.

[420x]

А в самом первом фильме с Роми "Когда вновь расцветет белая сирень" - она играет опять маму Роми. Вывела дочку в люди.

[420x]

Все фильмы, где Роми при маме, - великолепны. Но я позволю себе сказать, что маме нельзя было отпускать дочку на съемочную площадку одну.
Ибо без мамы огонек Роми - гаснет... Даже в ранних фильмах - уж какие хвалебные отзывы я читала о "Кристине", а вот нечего там смотреть. Приятный фильм, но никакой. Единственный фильм, где молоденькая Роми без мамы великолепна - "Девушки в униформе". Но о нем разговор настолько отдельный, что не сейчас. Совсем не сейчас.
...а потом Роми вырастет. И огоньки в ее глазах погаснут. И останется... а что, собственно, останется? Красивая женщина? Да, красивая, очень, но во Франции таких полным-полно. Зрелую Роми можно заменить любой красивой французской актрисой. И это очень грустно.
И не надо мне говорить, что, дескать, у женщин за 40 огоньки в глазах гаснут от возраста. Посмотрите на Магду! Всё на месте!
И ей даже крупный план для этого не нужен, - сияющие глаза и издалека видны! (кадр из "Дома трех девушек")

[420x] [420x]

[420x]

Здесь сюжет разветвляется. Линия номер раз - лирическая - про героиню и барабанщика, про записочку, отправленную в булочке императору, про бравурный марш и прочие семейные счастья. Думаю, видеоряд уже ясен. Вот разве героя посмотрите. Молодой человек, от которого требуется одно: быть милым. Ну и по сюжету - сочинить новый марш полка.

[420x] [420x]

Зато вторая линия... Она типо-комедийная. Оч. смешно: аристократ принял крестьянку за знатную девушку, ошибся в ее поисках и нечаянно женился на знатной жеманнице.
Но!
Прежде всего, эта линия феерически красива. Ибо австрийская знать - это впечатляет.

[420x] [420x]

Опять же о режиссерском мастерстве Маришки. Ну вот демократЦЦкий сюжет: племянница хозяйки булочной и молодой солдатик. Оч.романтишно. Она в ситце, он - в сукне. А гламур где, где гламур, я спрашиваю??? Где наряды для восторга зрительниц?!
Не-е, так не пойдет! Подать сюда красивую жизнь, бриллианты и кружева!
Просили? Пожалста, извольте :)

[420x] [420x]


Прием, замечу, достаточно тонкий. Режиссер избегает сюжета "золушки", он ни разу не одевает Роми роскошно, и получается весьма любопытно.
Высший свет - показан. Героиня в него не входит и не войдет (ее тетя, хоть и поднялась в статусе, но осталась булочницей).
Но. Героине туда и не хочется.
И при этом высший свет не осуждается. Он красив, но параллелен.
Много ли вы знаете фильмов, где героиня встречается с миром бриллиантов и остается равнодушной к нему? Более того, зритель совершенно не замечает, что при наличии кучи знати и аж двух императоров - героиня в Золушку не превратилась и кринолин в финале не надела!
А? Знаете такие фильмы? Я вот нет...

Но есть и нечто более серьезное.
Я далеко не первый раз вижу, что комедийным персонажем делают обладателя хороших манер. Самый яркий для меня пример - "Забавная мордашка" с Одри Хепберн, где в паре эпизодов блистает женщина фантастической красоты, но еще более фантастически владеющая своим телом.

[420x] [420x]

И вот ей - ЕЙ! - отведена роль глупышки-модели, проигрывающей милой искренности (и безобразному поведению) героини Одри!
Смотрим внимательно: слева она ведет себя как Она. Фантастическая грация. Справа изображает комическую дурочку.
Я хорошо помню шок, когда посмотрела фильм первый раз. Женщина не может быть так прекрасна!
Спустя несколько лет я узнала имя. Довима. Одна из великих моделей ХХ века.

Или вот к Маришке вернемся. В "Молодых годах королевы" у Виктори, еще принцессы, по расписанию - урок изящества.
И то, КАК движется ее учитель - это песня. Это танец в жизни. Скрины не передадут, но попробуем...

[420x] [420x]

Вы меня спросите, почему нет красивого движения крупным планом? А потому, что его - НЕТ! Позади стульев - сколько угодно, за пучком Магды - пжалста, ибо не дай бог зритель восхитится грацией!
И что говорит Ее Высочество об этом живом чуде? С сарказмом: что чем ты неестественнее, тем больше он это естественностью назовет!
Дело в том, что искусство держать себя было одним из достоинств дворянина. Прямая спина - это по умолчанию. Изящество у дамы и штатского, сдержанное достоинство у военного. Поворот рук, посадка головы... всё это и отличало дворянина от простолюдина.
И этому же служили балы. Тот же полонез по сути - торжественная проходка, это не танец в нашем смысле, это демонстрация грации и достоинства, умения владеть своим телом.

[420x] [420x]

А? Хороша? Нужна гифка для передачи всей красоты ее движений!
И вот это - недостижимо для зрителя-простолюдина. И пока режиссер еще понимает, что такое - грациозные движения в обыденной жизни, он, работая на зрителя, будет это высмеивать. Поэтому обладатель хороших манер (пока он есть в кино, в нынешнем с этим уже, гм, негусто) обречен быть или комическим персонажем (в европейском и американском синематографе), или резко отрицательным (в советском).
...а мы теперь сетуем, шта среди молодежи князь-андреев не найти...

Ладно, хватит о грустном. Поговорим еще немного о красивой жизни.
Маришка - мастер знаковой детали. Во, к примеру, с аудиенции императора выходит некто. И несколько секунд в кадре эта расшитая спина.
Больше ничего не надо! Мундиры гвардии, позолота двери, канделябр за дверью и это шитье. Образ дворца создан!

[480x]


А за дверью героиню ждет Франц-Иосиф. Когда Роми увидела его первый раз, он выглядел так. Но не пройдет и года, и в "Сисси" он будет выглядеть чуть иначе ;)
Вот как может измениться мужчина, если рядом красивая девушка!

[420x] [420x]

Героиня Роми прибежала к Его Велицтву умолять... неважно, о чем именно, но решить проблему может только он один!
И вот посмотрите. Барышня в черном на фоне окна.
Во-первых, черное платье - патамушта проооооблемы держим нервы зрителя в напряжении: неужели катастрофа произойдет?!).
Во-вторых, окно сзади дает прекрасный силуэт Роми со сказочно тонкой талией. Режиссер делает роскошный комплимент фигуре актрисы, в других платьях ее талия так не была видна (а тут, кстати, тугой корсет).
И в-третьих, сделав приятное Роми, Маришка решает и свою задачу: он подчеркивает этим кадром хрупкость и беззащитность уже героини, которую может только ампиратор спасти (до невозможности похожий на что-то Дед-Морозо-образное, не?).
Вот сколько всего можно сделать полуторасекундным кадром!

[420x] [420x]

Ну и финал. Прямо посреди парада героиня притаскивает ампиратору (двум императорам сразу!) своего барабанщика.
Как я и обещала, да здравствуют чувства, долой правила, хорошие манеры и здравый смысл!

[420x] [420x]

[420x] [420x]

Чтобы закончить на более приятной ноте, давайте я покажу общие кадры. Вроде камера смотрит на парад... а на переднем плане то в одном ракурсе, то в другом стоит роскошный красно-золотой дамский зонт. Внимание зрителя - не на него, а дальше, но краешек глаза - задерживается. Делая эпизод для зрителей мужеска полу, Маришка не забывает и о зрительницах. Одна деталь сбоку - и дамы тоже в восторге.
Выше один кадр "парада с зонтиком" уже был. А вот еще, здесь зонтик позаметнее.

[480x]

Мысль напоследок.
Говоря формально, "Марш для императора" - ремейк. Но вот что важно: здесь режиссер более оригинален, более индивидуален, чем в "своем собственном" фильме о Шуберте, да и в "Молодых годах королевы" тоже.
Я хочу сказать банальность, но эту нехитрую мысль почему-то надо доказывать, доказывать и доказывать. Ну, вот еще одно доказательство... Мысль же такова: достоинства произведения никак не определяются тем, "первично" оно или "вторично". Шекспир, вон, ни одного сюжета сам не придумал, тока фанфики писал...

Я скажу больше: если автор перепевает сам себя, из этого тоже не следует низкое качество "второй производной". Снял Маришка "Молодые годы королевы", здорово получилось... захотелось еще что-то прокоролевское с Роми в главной роли. Ну, дубль два. Получилась... "Сисси". Фильм колоссального успеха.

Так вот - нет критерия "первичное=хорошее", "вторичное=слабое". Есть удачное кино, и есть так себе. А вторичность интересует тока зануд-кинологов ;)))
Ведь что такое и знаменитая "Сисси", в конце концов, как ни история о деревенской девушке, встретившей императора Франца-Иосифа?
Вам не кажется, что у Маришки такое уже когда-то было? ;)

[420x] [420x]

----------

автор: профессор Александра Баркова (alwdis)

Данный текст может распространяться свободно,
при условии сохранения имени автора и посвящения.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (2):
Nelyo 11-12-2013-16:28 удалить
Замечательная статья! Отличный подарок). Я поздравляю Любушку с Днём рождения и от всей души желаю огромного счастья!
Теперь точно пересмотрю это кино)). А то прям как-то и подзабыл господина Маришку)).
galkapogonina 11-12-2013-16:44 удалить
Присоединяюсь к поздравлениям - вас обеих.

И маму и дочку целую в щечку.


Комментарии (2): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Ах, Маришка, Маришка!.. | alwdis - Чем богаты, тем и радуем :-) | Лента друзей alwdis / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»