• Авторизация


Двуликий Янус 25-12-2013 13:21 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[302x450]

 

Роман Ключник

Вступление

За последние  недели кто только не высказывался о бурных  событиях в Украине, раздирающейся между Востоком и Западом, между Россией и Евросоюзом,  от  различных экономистов до  многочисленных политологов и политиков, кроме  историков… 

А для историков  эти события не являются неожиданными: очередной  повтор, тенденция, старая «хроническая» проблема, подобное  уже было в истории  украинского народа много  раз. Поэтому к подобной ситуации  в Украине  политики  в России должны  быть готовы и  впредь;  и они должны  знать историческую правду,  исторический опыт.

И для этого, как обычно делаю в своих многочисленных  книгах, – я покажу  скрытую  разными сторонами по различным  причинам  историю, табуированную.

Раскрою её – «разгерметизирую», как это делают  аналитики в закрытых докладах для правительства, спецслужб и в западных институтах, фондах и организациях  занимающихся  на международном уровне  политологией, политтехнологиями  и различными «рыжими» революциями.

По степени моей внутренней свободы  мне это сделать легче, чем политикам, зажатым политесными ограничениями  или  академическим ученым, рискующим иметь неприятности на работе и критики со стороны СМИ. К тому же - мне эту тему  осветить  проще других, потому что я об этой истории уже давно писал в своих книгах.

Понятно, что правда бывает неприятной, поэтому её и стараются скрыть, и поэтому  предвижу, что своей «разгерметизацией» наживу немало  недоброжелателей.

Но  без этого не получиться сделать адекватной, верной оценки, и не получиться сделать верных выводов, в том числе  и  на будущее. В любом случае польза будет всем: недовольные  моей трактовкой получат  дополнительный вариант  для  анализа, размышления и, возможно, частичного дополнения; доброжелатели получат  тоже увеличение вариантности и более полную картину, и многие  читатели  получат пользу от просвещения и повод  самим покопаться в интересной истории. 

Многие, вероятно, заметили, что у меня не получается писать коротко, для убедительности пишу  подробно, обстоятельно. На этот раз я представлю два варианта: короткий,  и для тех, кто хочет подробнее рассмотреть или со мной поспорить - более подробный и объёмный (в конце  - в приложении).  Но стоит раз в жизни прочитать этот вариант трактовки, чтобы  в  этой теме  увереннее  разбираться. В конце  выскажу  своё мнение относительно современной ситуации.

Сразу отмечу: исторический  аспект (фактор)  является  только одним  из нескольких, которые  следует  рассматривать  в связи сегодняшней  ситуацией в Украине.   

Итак, почему для историков бурная раздрайная ситуация в Украине  не является неожиданностью? Поясню. Вначале представим славян – как большую славянскую семью, с похожим  языком, культурой, менталитетом, общей историей; где  восточные славяне: русские, белорусы и украинцы – это родные братья, или – один народ, разделенный в ходе исторического  процесса на три части, а остальные славянские народы – это их  двоюродные братья (сербы, чехи, словаки, поляки, болгары и т.д.), которые за последние  30 лет уже отошли от  России, Белоруссии  и Украины  на Запад, примкнули  к  Евросоюзу.  Причины этого  рассмотрим позже, а пока можно отметить, что недавно сербы отошли на Запад в результате  всенародного  референдума, по большинству  предпочтения.

А теперь и один из трёх родных восточных братьев – украинец стал кол***ся: уйти  подальше от России на Запад, примкнуть к Евросоюзу или  нет?  Эту ситуацию спровоцировал Запад, Евросоюз, предложив Украине подписать якобы выгодное соглашение.

Это якобы соблазнительное предложение Евросоюза высветило внутреннюю разность предпочтений  в Украине и раздрай, который мы неравнодушно  наблюдаем. Каждый из трёх восточных  родных братьев имеет свои  некоторые  специфические  отличия  в менталитете, обусловленные  суммой нескольких факторов: немного  историей  и исторической, генной памятью, немного  культурной спецификой, и  даже  в немалой степени эта специфика менталитета  и культуры обусловлена географией  местожительства народа  и особенностями ландшафта, территории  проживания,  это  когда-то  довольно убедительно объяснил  итальянский  ученый Черазе Ломброзо.

Сильное  влияние  имеет также и геополитическое  положение  народа, а молодой украинский  народ  начал  в 17 веке формироваться  и обособляться, как  отдельный народ, в неравных условиях с соседями - окруженный с трех сторон  уже более старыми и более  сформировавшимися  народами: поляками, турками и русскими (москалями) живущие в Московском  царстве,  которые к этому времени создали  мощные государства: Польшу, Россию  и Османскую империю. Поэтому вытекающая  из этой ситуации необходимость  часто заставляла украинских лидеров  «маневрировать».

Специфика  менталитета  белоруса, русского и украинца имеет свои, отличные от других братьев  черты. В данном случае нас интересует специфика  менталитета  только украинца.

Особенности  менталитета связанные  с «хронической»  проблемой 

А каковы  особенности территории Украины на момент формирования украинского народа и  в последующие столетия? Напомню – этот очень молодой народ начал формироваться только с середины 17 века, до этого не было ни Малороссии, ни Украины, ни  украинцев – это бесспорный  исторический факт.

В те времена условия проживания  вдоль Днепра, если не учитывать  периодические  военные угрозы с разных сторон, были замечательными: богатейший  чернозем, шикарное побережье  Днепра и Черного моря и отсутствие границ  на Восток, а последняя особенность - это: потрясающая Свобода, Воля и вольница. Последнее  закономерно  обусловило  такое явление – как Вольное  Казачество и его специфический менталитет.

Принципиально  подобное  явление - казачество  не могло возникнуть  в народах, зажатых  со всех сторон наглухо  границами  и соседними  государствами,  например, у чехов, венгров, германцев, испанцев, голландцев и т.д., и даже у белорусов:  недовольным, обиженным  и свободолюбивым  не куда было убегать от жестокой  власти и  богатых притеснителей, а пробиваться  через другие государства на  вольный Восток с семьёй или даже в одиночку было сложно.

Казачество могло возникнуть  к 17 веку только в России, в Польше и в Османской империи, ибо  у этих государств фактически не было чётких  восточных  границ  - шла вольная  степь, по которой  в основном «гуляли»  донские и запорожские  казаки, или польский  вариант – козаки, и булгарские и крымские  татары и башкиры.

Специфику  образовавшегося  менталитета  славянского народа, жившего  до 17 века на восточном  краю  Польши и у южных  границ (краёв) России  (государства Московского) – украинцев  прекрасно  описал  выходец из мелкопоместной  шляхты Николай Яновский, более известный у нас – как  великий  русский писатель  и  мыслитель Николай Гоголь в своём знаменитом произведении «Тарас Бульба».

Из  этой книги и  соответствующего фильма мы помним  одну из картин: семья мелкопоместного  шляхтича Тараса Бульбы, домой из польского университета (вероятнее – Краковского) возвращаются  два его сына – молодца, сидят они в хате за столом и обсуждают – что делать дальше. Батя (Тарас) не говорит, что теперь им  необходимо помогать ему  по хозяйству:  пахать, молоть или  выпасать скот. Он и сам этого не делает, хотя мы видим, что стол ломится от различных яств. Можно только догадаться, что на этой сверхплодородной земле у него работают нанятые работники (холопы)  или  привезенные  из походов пленные (парабки).

И батя своим сыновьям советует: пока молодые и необременные семьёй, - присоединяйтесь  к вольным  романтикам-грабителям на Сечи. И они туда едут, и он вместе с ними, оставляя мать и дом. А там после разгульного  отдых (веселых пьянок и драк)  решают: куда и кого пойдём  грабить и брать в полон, и решили – ближе и богаче Польша, и поехали к ближайшему польскому городу, и затем попали  на  закономерный  «ответ» с неприятными последствиями.   Эти события описаны  уже после того, как Богдан  Хмельницкий поднял в Польше восстание, сегодня это назвали бы – оранжевой  революцией приведшей к разделу Польши и отделению от неё восточных территорий.  

А далее посмотрим  на  исторические факты – как  этот менталитет  вольницы  и геополитическое положение  отразились  на судьбе украинских  казаков, на их истории и на истории их соседей – русских, поляков, турок и крымских татар, как этот менталитет изменялся и формировался.       

История  метаний  и  «переходов»                                                                        (первый вариант – короткий) 

1. Метания  Богдана  Хмельницкого

 

 Б.Хмельницкий  родился в семье мелкого польского дворянина - шляхтича православной веры, обучался грамоте в Иезуитском коллегиуме в польском городе Ярославе, затем  участвовал в составе польской армии в успешных  походах против Турции, Швеции  и России. За доблестные заслуги под Смоленском (1634г.) в войне  против русских, с Россией,  был награждён  лично  королём  Владиславом Четвертым  именным оружием — золотой саблей.  С тех пор у него было личное  знакомство и доверительные отношения  с польским королём. 

Измена  Польше, обращение к султану

Однако в возникших у Хмельницкого личных, сердечных и семейных  неурядицах  польский король, после обращения к нему Хмельницкого,  не захотел ему помочь. И Б.Хмельницкий  взбунтовался : вместе с сыном Тимошей в декабре 1646 года поехал в Запорожскую Сечь поднимать  казаков на  восстание против  короля. То есть – произошла измена польскому королю.

Но тогда  запорожские  казаки  призыв  Хмельницкого на бунт против короля не поддержали.  Тогда в начале 1647 года Б.Хмельницкий  поехал  к заклятому врагу Польши  -  к «басурманам»  в Османскую империю, в Константинополь  подбивать на  войну с Польшей турецкого  султана Ислама Гирея. Попытка организовать  иностранную интервенцию – это была  измена уже всей Польше.

Султан  не спешил осуществить идею Б.Хмельницкого. Более года Богдан  Хмельницкий  провёл в столице Османской империи, уговаривая  султана развязать войну с Польшей. Но затем согласился и дал ему 40-ка тысячную армию  крымчаков, с которой он  в 1648 году пришёл на Сечь с повторным предложением к казакам на бунт против польского короля. На этот раз, казаки, увидев такую силу, согласились, присоединились.

Возвращение  к польскому королю

После  нескольких  побед этой  большой смешанной  армии  над  правительственными  войсками Б.Хмельницкий  сильно удивил своих соратников-казаков и союзников – крымчаков и турок во время осады польского города Замостье в конце 1648 года.

В это время в Польше был избран новый  король - Ян Казимир, которого Хмельницкий знал лично как хорошего военноначальника, с ним вместе воевал  и  имел с ним хорошие личные отношения. Узнав об этом, Хмельницкий  неожиданно  распорядился убрать осаду  и отступить.

Своих лихих  казаков  и крестьян-ополченцев он ошарашил  объявлением: что он, Богдан Хмельницкий, является  подданным и слугой  польского короля  и они тоже, поэтому теперь они должны повиноваться  приказам нового  польского  короля. Отправленные по домам  крестьяне-повстанцы  пытались  что-то сообразить, а турецкий султан понял, что Б.Хмельницкий  «передумал» - и вернулся к польскому королю; и армия татар-крымчаков вернулась в свою страну.

 

Хмельницкий увел свою  казачью армию от Замостья на Восток, к Киеву. В этот период к нему приехала  делегация из Константинополя, которая  привезла  предложение патриарха Паисия создать  на отделенной  от Польши территории «Православное Русское княжество», но Хмельницкий эту идею  не принял. А к очередному большому удивлению своего окружения с радостью принял от посланника польского короля  атамана Киселя грамоту от короля, в которой было  официальное  назначение  Хмельницкого  гетманом  Запорожской  Сечи, которая  по-прежнему считалась в составе Польши.

Хмельницкий  просил  посланников  передать благодарность  королю за признание его «достоинства»  и написал  ему верноподданное  письмо, текст которого нетрудно найти в интернете.

Вынужденный  союз  опять  с султаном

По здравомыслию на этом эта история  должна была закончиться, однако, - члены  влиятельного в стране польского Сейма не одобрили решение короля, заблокировали его решение, желая наказать предателя; и гражданская  война в Польше на этот раз  по их инициативе  продолжилась. А Хмельницкий опять обратился к султану Османской империи за военной помощью.

5 августа 1649 года во время  большой сечи, битвы  казацкого войска с правительственным под  городом Збаражем (Зборов) на помощь казакам  с огромной  90-тысячной армией подошёл с опозданием союзник Хмельницкого  султан  Ислам Гирей. Видя явный перевес сил, правительственные войска  предложили  остановить битву и заключить мир.

Опять  мир с польским королём

В этой ситуации отсроченной  победы Хмельницкий опять сильно удивил своих соратников и союзников – согласился на предложение польской стороны.  В результате переговоров  в комфортной ситуации  казаки  выторговали  у польского короля ряд уступок, которые были закреплены  в соглашение — «Зборовский трактат», по которому оставшиеся в живых  после казацких погромов  евреи и шляхта, принявшая сторону короля, выселялись-изгонялись с казацкой территории, и впредь им было запрещено там поселяться; и Ян Казимир  поставил на денежное  довольствие — в реестр польского войска  вместо 6 тысяч - 40  тысяч  запорожских  казаков. А огромная  турецкая армия за свои союзнические  труды и затраты  жутко  разграбила  захваченную казаками территорию и казацкие земли, захватив в полон несколько  тысяч крестьян и казаков, вернулась в свою империю.

И, казалось бы, на этом  эта трагическая  история должна была закончиться, но…

Попытка  перехода в Россию

Но всё тот же многовластный  польский Сейм  с представителями  гоноровой  и задиристой  польской шляхтой после  годовой  волокиты  осенью 1650 года  не утвердил, не  ратифицировал  замечательный  для казаков Хмельницкого Зборовский договор, и опять пригрозил  бунтарю и предателю  расправой.

В предвкушении  скорых  очередных  сражений Б.Хмельницкий опять обратился за военной помощью к турецкому  султану. Но на этот раз султан захотел большего – предложил  казакам  стать подданными Османской империи, перейти со своими землями к нему, тогда, он их, как своих подданных, обязан будет защищать.

Озадаченные  запорожские  казаки во главе с Б.Хмельницким зачесали озабоченно чубы: без  помощи  султана с королевской армией им не справиться, и тогда их ждёт жуткая расправа, а под  власть султана,  иноверца, с его жесткой манерой правления  идти не хотелось, не хотелось терять свободу.  Поэтому пришли к единственно верному в этой ситуации решению:  в конце 1650 года Б.Хмельницкий обратился к московскому царю А.М.Романову  перейти «под  московского царя» со своей территорией; всё же славяне, причём православные, а не союзники – бусурмане.

В Москве  это заманчивое предложение обсудили, поспорили,  и поскольку вопрос очень важный  - с большой вероятностью очередной войны  с Польшей, то решили весьма разумно — посоветоваться  с народом:  и 19 февраля 1651 года по этому вопросу в Москве  созвали Земский собор. На котором предложение запорожских казаков  всесторонне  обсудили и пришли  к взвешенному  выводу — не стоит, авантюрно,  хлопотно, опасно; и о своё отказе оповестили  Б.Хмельницкого. Который  с казаки попал в опасную ситуацию, так как  Сейм своим  решением стал формировать против бунтовщиков очередную армию, с учетом прежнего неудачного опыта.

Опять союз  с турецким султаном 

Ничего  другого не оставалось Б.Хмельницкому – как попытаться  опять уговорить на военный союз, о помощи,  турецкого султана. И ему это удалось совершить. Султан на этот раз  свою армию не послал, а послал  на помощь Хмельницкому  40-тысячную армию  крымчаков Тугай-бека.  

19 июня 1651 года по городком Берестечко  началось  грандиозное  сражение двух армий: правительственной  польской армии со  смешанной армией крымчаков и казаков. Три дня  с переменным успехом  шла жестокая  битва. После двух дней кровопролитного сражения  начал проявляться перевес польской стороны. Особенно большие потери  понесли татары, был даже убит друг и старый соратник Хмельницкого  мурза Тугай-бек. После чего в самый разгар  сражения татарский фланг не выдержал напор поляков и дрогнул,  и  крымчаки   бросились  бежать с поля боя, внеся заметное расстройство в  рядах казаков. Но самое неожиданное было то, что с поля боя вместе с  татарами ускакал Б. Хмельницкий, обезглавив этим казаков, – якобы чтобы  остановить скачущих татар и вернуть их на поле боя…

Принудительный  возврат  в Польшу

После сокрушительного  разгрома казаков  и татар под  Берестечко, правительственные войска  совершили жестокую  «зачистку»  казацкой территории.   И в сентябре 1651 года под Белой Церковью Запорожская Сечь вынуждена была  подписать  новый договор с польским королём на его условиях. Договор оказался довольно  компромиссным  и примирительным, так  как польский король  20 тысяч запорожских казаков поставил  на довольствие  в правительственный  реестр.

 

Измена Польше  и переход в Россию    

Река времени течёт быстро. И в результате различных  бурных  событий в Польше  к осени 1653 года Польша перестала существовать как суверенное государство: вначале  оказалось под шведской  оккупацией, а затем началась длительная затяжная война поляков со Швецией на территории Польши.

Этой  геополитической ситуацией благоразумно решил воспользоваться  московский  царь Алексей Михайлович  Романов, чтобы прирасти землями и народами.  По этому поводу в Москве 1 октября 1653 г. собрался очередной  Земский собор (кстати, к сожалению — последний в истории  России) и принял решение:  пригласить и принять  Богдана Хмельницкого  с его народом и территорией по левому берегу  Днепра в состав России.

Узнав о решении Земского собора в Москве, казаки  решили собрать в начале 1654 года Раду (Народное Вече)  в городе  Переяславе, чтобы  вынести  этот  вопрос на всенародное обсуждение и решение. 

8 января 1654 года Переяславская Рада, после бурных дебатов и требований клятвы от российских послов,  большинством приняла решение «волим под царя московского», то есть — перешли в российское  подданство. Против вхождения запорожских казаков в состав России  были такие авторитетные атаманы как Иван Богун, Грицко Гуляницкий,  Иван Сирко, которые  отказались присягать московскому царю.

 То есть, запорожские казаки очередной раз предали польского короля, Польшу, и во время тяжелой  войны Польши со Швецией перешли в подданство России.

Царь А.М.Романов взял на службу в свою армию - в реестр, на денежное довольствие  60 тысяч запорожских казаков и оставил  им  относительно  большую автономию, своё самоуправление  во главе с гетманом.

Тогда названия «Украина» не было, хотя это название подходило — ибо эти земли находились  на краю двух государств:  у края территории России и Польши, но эти земли в Москве решили назвать Малороссией, и следовательно жителей — малороссами. По моему мнению – название  было подобрано  неудачно.

Воспользовавшись  удачной политической ситуацией  царь А.М.Романов  забрал у Польши и  вернул России обширные западные земли от Смоленска до древнего города Гродно. Таким образом при успешном Алексее  Михайловиче Романове  Россия приросла двумя Россиями, и  московский самодержавец стал себя величать: «Государь Всея Великия и Малыя и Белыя России».

 И, казалось бы, на такой  положительной  ноте история с запорожскими  казаками  наконец-то  должна была закончится, однако…   

Не ужились… 

В 1656 году  недовольный московской властью  Богдан Хмельницкий  уже публично высказывал  суждения — а не вернуться ли обратно под польского короля... Что  случилось? А случилась закономерная ситуация:  перешли в  Россию, следовательно — это уже российская территория, Россия, и следовательно  на ней должны работать российские власти и российские законы. Из Москвы в Малороссию стали приезжать чиновники, воеводы, выстраивать «вертикаль» из Москвы, в  украинских (малоросских)  городах стали строить управы и военные  гарнизоны, московские чиновники  стали пересчитывать горожан и казаков и объяснять им какие они должны платить налоги и т.д. — «москали»  пришли  править с полным правом, по обоюдному мирному согласию.

А в 1657 году отношения Хмельницкого с Москвой ещё более усугубилась.  Российский царь решил  прекратить войну с Польшей и в 1656 году подписал с поляками мирный  договор. Это был стратегический манёвр  российских властей, чтобы ослабить Швецию, чтобы «не отвлекать» поляков от их затянувшейся войны против Швеции. Понятно, что в результате взаимной жестокой  борьбы оба государства сильно слабели.

В этой ситуации  Богдан Хмельницкий, считавший почему-то себя самостийным,  в 1657 году самостоятельно заключил договор со шведским королём  против  уже союзника России – Польши, и решил  послать на помощь  терпящей поражения  от поляков  Швеции  свою казачью армию, естественно, не за спасибо, а за деньги и долю в добыче. О своих  самостоятельных  дипломатических  и  военных бизнес-манёврах Хмельницкий российского царя  не известил. Когда об этом с опозданием узнали  в Москве, то закономерно произошёл скандал.

Из Москвы прибыли  высокие посланники  царя и с возмущением набросились на него, подданного царя, и приказали ему  срочно вернуть обратно казачью армию. Это уже затрагивало честь и достоинство Хмельницкого перед шведским королём Карлом Х и всей  Европой. Хмельницкий был не просто возмущён, он был в бешенстве. Ссора  разразилась грандиозная.  Хмельницкий после этого скандала  загадочно резко занемог,  тяжело заболел  и умер.

2. Метания Гетмана И.Выговского. Выход  из России и возвращение в Польшу

27 июня  1657 года запорожские  казаки избрали  новым  гетманом Ивана  (Яна) Выговского(1657-1659). Москва  эту кандидатуру  утвердила, и Выговский присягнул  на верность российскому царю. Но через три месяца  - 11 октября 1657 года под Корсунем (Херсон) новый гетман Иван Выготский  созвал Генеральную Раду, пригласил послов из Швеции, Австрии, Трансильвании, Молдавии и других стран  и устроил мини-спектакль: положил перед  казаками гетманскую булаву  (символ власти)  и сказал:

«Не хочу быть  у вас гетманом. Царь отбирает у нас древние наши вольности, и я в невольности  быть не хочу… Под  руководством московских воевод  не желаем быть, волим  владеть своими городами как владел Хмельницкий» (когда-то) — объяснял свою  позицию Выговский.

Его инициативу поддержал  православный  митрополит  Киевский  Дионисий (Балабан), который был готов  идти  и под татар и под поляков. Впечатлённые  речью гетмана его  атаманы, полковники и казаки  дружно вскрикнули:

«За вольность будем стоять вместе!» (М. Грушевский, «История Украины-Руси»).

 

Запорожские  казаки на этой Генеральной Раде  приняли решение  выйти из состава России. Таким образом, через 2,5 года после исторического  решения  Переяславской Рады о вхождении Запорожской Сечи в состав России -  это решение было перечёркнуто, аннулировано  в одностороннем порядке  запорожскими казаками. Неслучайно современные либералы у власти в Украине увековечили в названии улиц  имя Ивана Выговского.

После корсуньского решения  1657 года запорожские  казаки начали убивать московских воевод, громить  русские гарнизоны, убивать  своих  же казаков и атаманов, которые хотели остаться под Россией.

Куда после ухода из России пошли казаки – под  кого?  Или стали самостийными, суверенными? Опять начались бурные обсуждения этого вопроса -  «…Лучше поддаться крымскому хану. Московский  царь всех вас драгунами  и  вечными невольниками сделает, жен и детей ваших  в лаптях лычных водить станет, а хан крымский в атласе, аксамите  и сапогах турецких…», — агитировал  крестьян  и казаков  казачий  полковник Лесницкий.

Но казаки  с татарами и турками не захотели связываться, пожелали  вернуться под польского короля, в Польшу.  16 сентября 1658 года Ян(Иван) Выговский подписал  договор с Польшей, по которому Левобережная Украина  уже  не как Малороссия, а под более величественным  новым названием -  «Великое княжество Русское» вернулась  в состав Польши. Москва ожидала  решения  польского Сейма о ратификации этого договора. И в начале 1659 года польский Сейм  утвердил  правомочность этого договора. Всё  окончательно  прояснилось.

Попытка  Москвы  вернуть  казаков в Россию

У российского  царя Алексея Романова  - «Тишайшего» было три варианта:  тихо  проглотить эту неприятность приключения с запорожскими казаками и забыть поскорее эту историю,  или попробовать  их  вернуть, образумить «братьев по вере»  или образцово наказать за измену и вернуть силой.

Дипломатические  старания ни к чему не привели, кроме потерь.  И негодующий  московский царь  выбрал  третий  вариант -  отправил  в поход  в Малороссию,  против уже «Великого  княжества  Русского»,  армию под  командованием  князя  Алексея Трубецкого.  Причём с учётом казацкой армии и возможных их  союзников: татар, турок и поляков  царь отправил  огромнейшую 150-тысячную армию, чтобы  «убедить» казаков  наверняка. Началась братоубийственная  гражданская  война между  Россией и запорожскими  казаками с их союзниками.

Поляки продолжали воевать со Швецией, поэтому  серьёзно помочь  казакам  не могли, но казаки опять смогли договориться с турецким султаном.

В июне 1659 года под городом Конотопом  произошло большое, решающее  сражение российской армии  с малоросской, в которой было 50 тысяч казаков и 40-тысячная армия крымского хана.  Неприятно звучит  для русского уха, но в  грандиозном  Конотопском сражении русская  армия сокрушительно  проиграла  украинским  казакам и татарам. По оценке Москвы  - русские  в этом сражении  потеряли 15 тысяч воинов, а по оценке украинцев — 30 тысяч. Точные потери трудно  оценить, ибо русская армия несла большие потери в ходе отступления  и длительного преследования казаками и татарами, когда большое количество русских попало в  плен к казакам и затем были проданы в рабство.

Поражение 150-тысячной армии для Москвы было шоком. Кроме того, казаки и татары, преследуя  русскую армию,  опасно  продвигались в сторону Москвы, оказавшейся без армии, без защиты. Поэтому Алексей Романов, опасаясь дальнейшего продвижения  врагов, приказал срочно укреплять российские города по направлению к Москве, готовиться к обороне, а сам был готов вместе с окружением  и казной покинуть Москву. Но казаки  с татарами лихо порезвились, пограбили жестоко  южные российские  области и с огромной  добычей, которая и отягощали их дальнейшее продвижение на север, вернулись  к себе на Днепр. Таким образом  попытка  вернуть запорожских казаков в Россию  не удалась, и очень дорого обошлась Москве во всех смыслах.

Ещё  одна измена Выговского,  и  расстрел его  польскими  властями

Через некоторое  время  после победы над  москвичами  под Конотопом  и захвата большой добычи  запорожские атаманы  перессорились между собой и переизбрали гетмана, сняв с этого поста Выговского и выбрав  гетманом  Петра Дорошенко.    

Снятый с высокого поста  Иван (Ян) Выговский  считал, что сделал для Польши огромное дело: вернул казаков в Польшу и разгромил огромную московскую армию и рассчитывал на максимум  почестей для себя с польской стороны, которых в полной мере не получил.

Надеялся получить высокий пост в Польском  государстве за свои  большие заслуги,  но не получил.  Возможно, поэтому обиженный на польского короля Выговский  обратился с тайным  предложением  к православному митрополиту Иосифу с покаянием и с горячим желанием перейти на сторону России, попросил  митрополита  быть  переговорщиком-посредником между ним и  российской стороной, и даже  выразил готовность  исправить свои ошибки  перед Москвой «искупительными  подвигами». И Митрополит Иосиф благословил  Выговского  на  ратный искупительный подвиг против Польши. Но Выговский  не успел навредить  Польше, так как  поляки  узнали о его измене  и спешно расстреляли.

Часть казацких  атаманов выразила недовольство польскими властями и пожелали вернуться  под московского  царя, в Россию, и фактически вернулись. Этими  переменами  решил  воспользоваться  московский  царь, начав войну с Польшей  из-за Малороссии.

 Очередная  измена и очередная  трагедия  российской  армии

На этот раз  в 1661 году московский царь послал  в Малороссию (или в Русское Княжество, или в восточную часть Польши) армию во главе с бывшим тобольским воеводой

Боярином  Василием  Шереметьевым, который  перед  войной с Польшей в 1656 году  был послан в Вильно в польский Сейм «лоббировать» перед  польскими  делегатами избрание королем Польши  московского царя  Алексея  Михайловича Романова.

 

Сражение  между враждующих сторон готовилось  в 1661 году на Волыни под Чудново, куда отступила после неудачных сражений российская армия Шереметьева в союзе с отрядами крымчаков и  казацкой  армией во главе с сыном Б.Хмельницкого – атаманом Юрой Хмельницким  и атаманом Тетерей. В знаменитом произведении  Николая  Гоголя «Тарас Бульба»  сильно  негодующему отцу мудрый еврейский  шинкарь Янкель объяснял причину предательства, перехода к Польше, его сына: «…Он перешёл по доброй воле. Чем человек виноват?  Там ему лучше, туда и перешёл».

Этот  «гибкий»  принцип «где лучшее, где выгоднее»  трагически  сработал на этот раз под Чудново  и привёл к трагедии многих тысяч русских людей. Ночью перед сражением  прошли  успешные  тайные переговоры польских военоначальников и  вышеназванных  казацких предводителей.  Юрий Хмельницкий и  казачий полковник  Тетеря перешли на сторону Польши и  присягнули польскому королю. В результате этой измены утром русская армия оказалась в полном окружении, полное фиаско. Русская армия  вынуждена была  сдать оружие и сдаться в плен.

Поляки якобы  решили поступить благородно и  одновременно коварно — безоружную  русскую  армию отпустили домой, в Россию. Коварство состояло в том, что они  знали  предприимчивых  казаков и  татар и были уверены, что они не откажутся от такой добычи и  обязательно нападут на возвращающихся безоружных русских и продадут своих единоверцев  и сородичей  из России в рабство. Так оно  и вышло. Только самая ленивая  казацкая  и татарская  шайка, возможно, этим не воспользовалась.

Огромное количество пленных  русских казаки продали в рабство татарам и туркам, а те перепродали их дальше. Цены на рабов на  средиземноморских  рынках опять рухнули  вниз.  Предводитель  русской армии  Василий  Шереметьев  провёл в плену  у крымчаков, как ценный политический пленник,  в тяжелых условиях более 20 лет и умер там в 1682 году.

3. Метания  гетмана  П.Дорошенко    

Очередной  уход  из Польши,  в  турецкое подданство

И на этот раз союз казаков с Польшей долго не просуществовал. Через два года после трагических  событий для  русской армии  под Чудново – в 1663 году Гетман Дорошенко с казаками  приняли очередное судьбоносное решение — уйти  из Польши  в Османскую империю под  Турецкого  султана, попросить его подданства, и султан их принял.

Это решение гетмана  Дорошенко  привело к многочисленным  трагическим  последствиям.

Кстати,  из  всего того, что мы выше наблюдали, очень сомнительно, что  запорожские  казаки  написали  турецкому султану хотя бы одно  шутливое, издевательское  письмо -  как мы это  помним по известной картине И.Репина, а вот  то, что они писали ему много серьёзных любовных писем, в которых клялись ему в любви, дружбе и верности  - это бесспорный факт.

 

Турецкий султан  не верил в надежность  запорожских казаков, поэтому потребовал от казаков гарантию верности ему. И казаки, послали султану  свою гарантию  верности  -судьбу и  жизнь сына знаменитого  гетмана -  атамана Юрасика Хмельницкого в качестве заложника-гаранта,  которого турки, как ценный залог, заточили в своей столице под охраной  в крепостной башне, а через несколько лет султан Мухаммед Четвертый  провозгласил его гетманом Правобережной Украины.

После гетмана Дорошенко новый гетман Иван Брюховицкий вместе с православным митрополитом Мифодием также  поддержали переход  запорожских  казаков  под турецкого султана.  Переход  казаков под  турецкого султана  означал  большую вероятность  вовлечение в войну  против сильно ослабленной  Польши и России  мощной Османской империи. И если бы очередной раз спровоцированная  казаками огромная турецкая армия вместе со своими крымскими  татарами двинулась бы на Россию или Польшу, то обеим  славянским  государствам  большой беды было не миновать.

Это понимали и в Москве и в Варшаве. Кроме того, вероятно, в обоих столицах посчитали – сколько  раз  оба государства воевали между собой из-за запорожских казаков и как много оба потеряли, ничего не приобретя… Накопилось, «достали» казаки обе стороны, назревало соответствующее  решение.

Сговор  против  казаков  московского царя  и польского  короля                    

В это время в России нашёлся мудрый боярин по фамилии Ордын-Нащёкин, который  в 1664 году предложил  царю Алексею Романову провести переговоры с Польшей по поводу не только прекращения  войны и подписания  мира, но с целью разобраться окончательно с запорожскими казаками,  и возможности объединения против потенциальной угрозы со стороны   Турции.

Поляки тоже проявили здравомыслие, убрали свой шляхетский гонор, и обе стороны приступили к переговорам, которые успешно закончились  в 1667 году. Как раз в этом году  польская армия под предводительством  коронного  гетмана Яна Собесского одержала победу  под Подгайцами над объединенными  армиями казаков и  крымских татар. И в деревне Андрусово (на Смоленщине) без  руководства  украинских  казаков  в 1667 году было подписано двухстороннее  мирное соглашение сроком на 13,5 лет – Андрусовский договор, который нетрудно найти  в интернете.  По этому договору  Запорожская  Сечь переходила под  совместное  российско-польское управление:

 «Запорожским Козакам быть в послушании обоих Государей… дозволяя всякому из них свободное своей веры исповедание; также вновь  городов не строить и с поселений никуда людей не водить».

По этому договору Польша  отказывалась претендовать на Смоленскую и  Северскую земли, черкасская территория была поделена по Днепру: слева — русским, справа - полякам; а находящимся на правом берегу  большим  прекрасным  городом  Киевом  обе стороны  решили  владеть-управлять поочередно по  графику — первые два года русские, затем два года поляки и т.д.

 

Гетмана Запорожской Сечи Брюховецкого обе стороны оповестили о решениях Адрусовского договора  только через полтора месяца, поставили перед фактом. Казаки тогда, а теперь «оранжевые» и украинские националисты возмущаются, что со стороны России и Польши это было нарушением  предыдущих договорных условий с казаками, «забывая» о решении казаков на Корсуньской Раде.

Османская империя  защищает своих подданных  и теряет их 

Российско-польский договор 1667 года  ущемлял права казаков – подданных  Османской империи. Поэтому неудивительно, что на их защиту Османская империя  двинула огромную  120-тысячную армию. Первой географически  на её пути была Польша, которая  сильно  от этого  пострадала. Когда  армия  султана Мухаммеда Четвёртого пришла в Украину и соединилась  с армией казаков, то образовалась огромная сила.

Эта объединенная  армия  в мае 1672 года легко  разгромила  армию пропольского казачьего  гетмана Михаила Ханенко, укрепленную  польскими  отрядами, и затем стала захватывать и грабить города правобережной Украины, дойдя до Львова, и взяв его в осаду. Полякам пришлось предложить мирные переговоры на непростых для себя условиях, попросту – откупиться, чтобы спасти красивый Львов от разрушения, разграбления и уничтожения его жителей. Но турки не уходили с польской территории и продолжали совместно с казаками грабить.

Вскоре поляки собрали  сравнительно  небольшую  - 50 тысячную армию, но собранную из  закаленных в многочисленных сражениях воинов во главе с талантливым полководцем гетманом  коронным  Польши  Яном Собесским («Рокоссовским» того  времени), которая в 1673 году под Хотином  в затяжной сече  каким-то чудом нанесла сокрушительное  поражение  в три  раза  превосходящей  армии турок и казаков. После этой громкой  победы в 1674 году Собесский был избран королём Польши (Ян Третий).

 После этой важной победы польский король восстановил  контроль над казацкой территорией и силу Андрусовского договора.  Но армия Польши, сама Польша  в результате этих событий понесли большие потери и были сильно ослаблены,  поэтому  измученной войнами Польше  было уже не до Киева, от управления  которым, по Андрусовскому договору, она отказалась  в пользу России.

4. Метания И. Мазепы: измена Польше и России 

Иван Мазепа или  Ян Мазепа–Коледынски(1633-1710) родом из польской шляхты греческого  вероисповедания. Успешно закончил учёбу в Иезуитском  коллегиуме в Варшаве, в совершенстве  знал польский язык и латынь.

Затем, как способный к наукам  молодой человек, за деньги польского короля  получил  дополнительное  образование в Голландии, Италии, Германии и Франции, соответственно – хорошо знал  языки этих стран. Кстати, этот метод  обучения  и создания грамотной  национальной  элиты затем использовал Петр Первый. 

 

Любимой книгой Мазепы была  самая популярная книга  знаменитого  европейского политтехнолога Николо Макиавелли «Государь», хитрую мудрость которой он усвоил досконально, и до конца жизни ею пользовался в своих многочисленных интригах и «маневрах».

Вернувшись  в Польшу, Мазепа  сделал неплохую карьеру при польском  короле. За заслуги  перед Польшей был награжден королём  Августом  Сильным  почетным  высоким орденом  Белого Орла. Но когда гетман Дорошенко предал  Польшу и перешел к османскому  султану, то Мазепа также предал Польшу и перешел к  гетману  Дорошенко, то есть – под турецкого султана.

Когда в 1674 году он вёз в Османскую империю султану в качестве гаранта  казачьей верности 15 казаков – заложников, то в пути  был захвачен в плен  казачьим  отрядом конкурирующего гетмана Самойловича, симпатизирующего России и союзного с ней.  Вскоре Мазепа стал служить гетману Самойловичу и благодаря его связям познакомился с московской  правящей  элитой, сдружился с  князем  В.В.Голицыным.

С приходом к власти в России Петра Первого Мазепа  успешно нашёл с ним общий язык, вошёл в доверие, став его старшим  товарищем – учителем и советником. В 1700 году Мазепа  был награжден Петром Первым  высоким орденом Андрея Первозванного.  Но  в 1708 году перед  Полтавской  битвой со  Швецией Мазепа с казаками предал Петра Первого, Россию и перешел на сторону Швеции.

Ошарашенный  неожиданным предательством Петр Первый  буйно негодовал. К тому же за год  до этого  по его решению жестоко пытали, как злостных  клеветников, и  затем казнили  двух казачьих  атаманов, которые  предупреждали его лично  об измене Мазепы,  который вёл тайные  переговоры с шведским королём с 1706 года, но Петр не поверил и погубил  честных  его  доброжелателей.

Разгневанный  Петр Первый заочно вручил Мазепе  символический  орден предателя – орден Иуды, затем  в стиле черных колдунов  совершил  символическую  казнь чучела, имитирующего Мазепу, а РПЦ, несмотря на то, что Мазепа за свои деньги построил около двух десятков прекрасных храмов, предала его душу проклятью – анафеме.

В связи с этими события стоит отметить, что легший  в 21 веке под американцев, под США, президент суверенной Украины В.Ющенко просил иерархов РПЦ снять  анафему с  Ивана Мазепы, вдруг ставшем у недоброжелателей России  героем.

Из-за предательства Мазепы сильно пострадали запорожские казаки. Войска Петра Первого  11 мая 1709 года  окружили и затем захватили Запорожскую  Сечь, при этом было убито  много казаков, а из  большого числа пленных казаков  - 155 казаков, в их числе 26  казачьих  атаманов, были казнены.

Ликвидация  казачества

Захватившая  российской  престол немка София Фредерика Августа Анхальт-Цербская    (Екатерина Вторая)  в 1764 году ликвидировала  на Запорожье  институт  гетманства. 

А в июне 1775 года  российские  войска под  командованием  генерала Такелия окружили Сечь, пленили казаков  и полностью  разрушили Сечь. Указом Сената от  29 июля 1775 года казаки  - как понятие и каста были  упразднены, -  они  были записаны крестьянами  и мещанами. Таким образом перестало существовать запорожское казачество.

Продолжение

 

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Двуликий Янус | svarogich - Дневник svarogich | Лента друзей svarogich / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»