Победоносно шествует по нашим кинофорумам фильм Павла Лунгина «Остров». Получил он основные награды «Золотого орла», то же самое повторилось и на яром антагонисте «Орла» - «Нике».
Фильм, действительно, выдающийся и ни одна из противостоящих киноорганизаций не могла не отметить этого. В противном случае она, как говорили индейцы, «потеряла бы лицо».
Во-первых, это, по-моему, за все годы существования советского и постсоветского кинематографа, первый фильм о монастыре. Все его герои – монахи. Этот мир, практически, совершенно неизвестен простому светскому человеку.
Недавно в книге о Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре я увидела распорядок дня монашествующих:
Подъем в 5-00.
Много часов занимают молитвы.
А, кроме того, работы по послушанию – ведь монахи полностью обеспечивают жизнь монастыря и обслуживают себя сами.
Я поняла, что жизнь в монастыре – тяжкий труд, и физический и, главное, духовный.
Из фильма мы узнаем, что и этим людям, отрекшимся от обычной земной жизни, посвятившим себя только служению Богу, свойственны и извечные человеческие черты: самоотверженность и себялюбие, любовь к ближнему и зависть и так далее.
И под монашеской мантией люди остаются людьми со всеми их сильными и слабыми сторонами.
Но вряд ли фильм получил бы столько наград, если бы Лунгин решил рассказать нам только об этом.
Фильм гораздо глубже.
Это - фильм-притча.
Солдат на войне струсил, сдался в плен врагу и выдал своего товарища, командира. Спасая свою жизнь, он расстреливает его.
В «Мастере и Маргарите» Иешуа говорит, что трусость – самый тяжкий порок.
Этот солдат заслуживает самой жестокой кары с точки зрения обычного человека. За такое преступление приговор военного трибунала может быть только один - расстрел.
И, наконец, он нарушил Божью заповедь: «Не убий».
Что ждет этого человека?
Прошло более тридцати лет. Мы видим его в монастыре.
Он, отец Анатолий, исполняет самую тяжелую работу - он кочегар в котельной. В монастыре, расположенном на Севере, обеспечивать теплом все помещения – это тяжкий труд.
День и ночь он возит тачку с углем, день и ночь он поддерживает «огни в топках».
Он и ночует на куче угля около своих котлов.
Он изнуряет свое тело работой.
Но самое главное – он не дает ни на минуту успокоиться душе.
Он не дает затянуться душевной ране, его душа все эти годы кровоточит.
Он обращается к убитому им командиру: «Тихон Петрович, ведь ты меня слышишь. Прости меня».
Рядом с ним игумен отец Филарет – добрый, чистый душой человек, которому в тягость руководство монастырем.
Он мечтает жить в отшельничестве, размышлять о вечном, реставрировать иконы.
Эконом отец Иов, молодой, красивый. Он рачительный хозяин, с удовольствием исполняет свои обязанности.
Он образован, в духовных книгах «знает многое наизусть».
Он хочет помогать людям.
И одного из них троих Господь избрал для передачи своих наставлений людям – отца Анатолия.
Самого грешного из троих.
По-моему, именно из-за того, что более тридцати лет он помнит о своем грехе и просит прощения за него. Из-за того, что душа его не спит в равнодушии.
Брехт говорил: « …бойтесь равнодушных, ибо с их молчаливого согласия совершается все зло в мире».
Я уже говорила, у отца Анатолия душа все время кровоточит.
У него нет сил жить с таким грехом, но он страшится и предстать с ним перед Господом.
За пределами монастыря знают, что в трудных случаях нужно обращаться к старцу Анатолию.
К нему обращаются за помощью люди, он молится за них и Господь им помогает.
Но фильм не о старце, помогающем людям.
Фильм, по-моему, о том, почему Господь избрал отца Анатолия.
В конце фильма он получат прощение, он узнает, что Тихон тогда остался жив, встречается с ним.
Узнает, что Тихон давно его простил.
Теперь он готов к встрече с Господом. Он может спокойно умереть.
И он умирает.
Но тут есть еще такой момент.
Ведь Господу было известно, что отец Анатолий не убил Тихона, но это была случайность.
Он стрелял в него, то есть, убивал его. И за это должен был или искренно раскаяться и быть прощен, или уйти с этим грехом.
И отец Анатолий заслужил прощение раскаянием.
Но я пересказала содержание фильма. А ведь фильм - не только сценарий, это не в меньшей степени работа режиссера, актеров.
Так вот. Все это выполнено так, что на два часа ты забываешь, что смотришь кино, ты живешь вместе с главным героем, не поворачивается язык сказать сыгранным, представленным нам Мамоновым.
Не менее достоверны и Сухоруков – отец Филарет, и Дюжев – отец Иов.
И просмотрев фильм, ты еще долго думаешь о нем. Он тебя не отпускает. Я считаю, что это не фильм-однодневка, которыми заполнены наши экраны.
Проблема греха и покаяния – вечная проблема.
Это – фильм на многие годы.