Оскар - типичный заморыш двенадцати лет от роду, живет с матерью неподалеку от Стокгольма, периодически делая вылазки к отцу, которому, в принципе, наплевать на сына. Одет он по-дурацки, замкнут, друзей у него нет. И, как не сложно догаться, в школе к нему относятся примерно также, как к груше для битья. По вечерам Оскар мечтает о том, как бы жестоко разобрался со своими обидчиками. Он с удовольствием прирезал бы их своим ножом, который мальчик прячет в комнате, но совесть, законы или что либо еще не дают ему этого сделать. В один прекрасный день, точнее вечер, в квартиру по соседству приезжают новые жильцы - отец с дочерью. Окна они сразу же запечатывают, девочка не появляется на улице, а отец нелюдим. Практически сразу же неподалеку стали происходить убийства. Трупы подвешивали за ноги и сливали кровь, а затем начали появляться люди с прокусанной шеей. Тем временем Оскар во дворе дома встречает свою юную соседку, Элли. Ей не холодно босиком ходить по снегу, она не одевается в теплую одежду и вообще сначала не хочет общаться с ним. Но постепенно, раз за разом встречаясь перед окнами многоквартирного дома, дети понимают, что их соединяет нечто большее, чем просто соседство.
Фильм красив.Но не так, как привычные голливудские продукты, пачками сваливаемые в международный прокат. Он не пытается захватить зрителя динамичным действом, резкой сменой событий - это кино скорее медитативное, созерцательное. Вот камера, постепенно наводя фокус, снимает медленно падающие снежинки. Вот долгий план пустой квартиры, в то время как что-то происходит за кадром. Вот чуть припудренные зимой голые ветки деревьев. И все это безумно красиво.
Фильм гипнотизирующий, берущий за душу. Мальчик, с удовольствием бы расправившийся с парочкой-другой людей, встречает девочку-вампира, у которой убийство вызывает только лишь отвращение и она с трудом сдерживает слезы после расправы над очередной жертвой. Дети как будто существуют отдельно от остального мира, от взрослых с их пустяковыми проблемами, конфликтами на бытовой почве, традиционными посиделками в кабаке и рутинной работой. Оскар и Элли - поразительно естесственны и живы по сравнению с обитающими рядом мужчинами и женщинами, погрязшими в скуке.
Атмосфере сильно способствуют актеры. С ролью Элли, самой значимой в фильме, не прогадали. Девочка невероятно обаятельная и харизматичная. Главное ее достоинство, помимо незаурядных актерских способностей, - потрясающе красивые глаза, которые оператор часто берет крупным планом. Хотя по сюжету она монстр, достаточно только раз посмотреть на нее, взглянуть в глаза, и понимаешь, что она, может быть, еще более несчатна,чем ее жертвы.
Звуковое сопровождение просто шикарно. Пронзительная тишина чередуется с завораживающей музыкой, создавая эффектный контраст, и еще более затягивает, заставляя прочувствовать все эмоции, переживаемые героями по ту сторону экрана. Фильм трогательный, открытый и грустный, писать о нем много не имеет смысла, надо просто посмотреть, чтобы понять, насколько он мощный. Это европейское кино высшей пробы, потерявшееся на фоне попкорновых "Сумерек". Я долго не смогу его забыть.