Усадьба Ляхово, образец среднепоместной подмосковной усадьбы. Устроена владельцем ее Васильчиковым в начале 19 в. Небольшой комплекс стиля зрелого классицизма создан, очевидно, на старом месте, поскольку бывший при нем регулярный липовый парк с каскадом прудов по своему характеру тяготел к более ранней эпохе. Первоначальный планировочный замысел при перестройке, по-видимому, существенно не изменился. Свободная планировка усадьбы основана на четком выделении функциональных зон. Жилой комплекс, состоящий ныне из дома с флигелем, ориентирован на пролегающий мимо сельский тракт. Взаимное расположение зданий и отсутствие курдонера соответствуют новым принципам городской застройки начала 19 в., согласно которым дома стали выноситься на красную линию улицы.
В середине 19 в. усадьба принадлежала А.Д.Заливской, в 1890 г – Н.А.Агапову, с 1894 г – А.А.Варгину. последний внес в облик усадьбы новые черты. Без учета сложившейся композиции здесь были выстроены не связанные друг с другом второй дом и флигель, отразившие в своих формах различные направления в архитектуре 1900-х гг. появились новые древесные пограничные и аллейные посадки. Старый парк с прудами на окраине сохранялся до 1970-х гг.
Одноэтажный с мезонином небольшой главный дом стиля классицизма сложен из кирпича и отштукатурен, детали белокаменные. Внешняя и внутренняя структура характерны для 1800-х гг. центральная часть обращенного во двор фасада акцентирована портиком тосканского ордера, поддерживающим балкон лоджии мезонина. Аналогичный портик на главном фасаде разобран. В архитектуре дома широко использован мотив трехчастного «палладианского» окна, медальоны заполнены декоративной лепниной. Глухие торцы здания оживлены нишами ложных проемов. Внутренняя планировка, симметричная относительно поперечной оси дома, включает парадную анфиладу из трех комнат с двупольными филенчатыми дверями. Полы дощатые. Сохранились тянутые карнизы. Угловые кафельные печи разобраны.
Кирпичный двухэтажный жилой флигель на усадебном дворе выстроен одновременно с домом, с которым связан стилистически и функционально. Его архитектурные формы предвосхищают приема ампира. Здание основано на двух взаимно перпендикулярных осях, из которых поперечная намечает симметричную планировку с центральными сенями и связь с пространством двора. Продольная ось определяет структуру обращенного к подъездной дороге торцевого фасада. Флигель в пределах верхнего этажа украшен тосканским портиком со сдвоенными колоннами, которые покоятся на мощных рустованных пилонах.
Комплекс усадьбы занимает доминирующее положение в застройке села. От усадьбы, расположенной на холме, открывается красивый вид на окружающий ландшафт и застройку. Состояние построек усадьбы плохое; необходимо проведение реставрационно – восстановительных работ.
Памятник состоит на Федеральной охране. Проект зон охраны не разрабатывался.
Село Кирицы расположено в живописной местности, которую называют Рязанской Швейцарией. Оно находится в 55 км от Рязани и 20 км от города Спасска, недалеко от впадения в Оку реки Прони.
За 1892 – 1907 годы сложился дворцово-парковый ансамбль, поражающий красотой архитектуры, но еще более – органичной связью ее с природой.
В русской архитектуре раннее произведение Федора Шехтеля «Кирицкий замок» стоит у истоков стиля «модерн». Сохранилось далеко не всё, но и то, что осталось от былой роскоши, производит неизгладимое впечатление.
Разрушается каменный мост через овраг, ведущий от дворца, по главной аллее парка, к «Красным воротам», что на выезде из парка к речке Кирице. На мосту остались четыре белокаменных обелиска, но давно отвинчены украшавшие их скульптуры.
В 1934 году все строения и земли были переданы Наркомздраву, который разместил здесь сначала дом отдыха, потом – санаторий для детей, больных костным туберкулезом. Это была здравница, поднимавшая на ноги безнадежно больных детей. Они приезжали сюда из самых разных и отдалённых уголков огромной страны СССР, долгие месяцы лежали в гипсе и учились лёжа. Их выписывали только после полной реабилитации – когда дети становились на ноги и начинали ходить без костылей.
Санаторий и сейчас считается одним из лучших в стране.
Близ села сохранилась усадьба Максимилиана Карловича фон Мекка (17.01.1869-1950). Дворянский род баронов фон Мекк происходил от силезского канцлера Фридриха фон-Мекка (1493г.) .
Здание дворца выстроено в романском стиле, веневским подрядчиком Борисом Жулдыбином. Проект дома был разработан архитектором Сергеем Александровичем Экаревым (1851-1911). Сергей Александрович - окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, в 1882 г. получил звание неклассного художника-архитектора. В 1891 г. служил в управлении Государственных железных дорог. Жил в Москве вместе с братом Николаем, начальником телеграфа, в здании вокзала Московско-Казанской железной дороги. В 1895 г. оба брата были действительными членами Московского архитектурного общества.
Отделка, обстановка и окраска ни одной из 24-х комнат дворца не повторяла другую. Точно известно, что там были дубовый и ореховый зал, "китайский" зал со стенами обитыми китайскими тканями, был зал отделанный под ясень, выкрашенные под серебро и золото, с мебелью из орехового дерева и карельской березы. Самой оригинальной была "зеркальная" комната - сплошь с зеркальными стенами, потолком и полом.
Дворец удалось спасти от разграбления, и после национализации в 1918 году все имущество было передано в Музей дворянского быта в Москву, где частично продано с аукциона. В усадьбе расположилось "Государственное хозяйство", здесь выращивали сахарную свеклу, разводили скот. Руководила хозяйством Прасковья Николаевна Черносвитова.
С 1923 года в бывшей усадьбе был открыт Хрусловский детский дом им.Фомина, для прибывших с Волги сирот. Закрыт в 1984 году, а здание передано одному из Новомосковских предприятий для организации пансионата, который так и не был открыт.
Сегодня усадьба постепенно разрушается. Остатки хозяйственных построек еще можно отыскать на краю парка рядом с рекой Осетр