Виктор Халипов рассматривает всю историю мировой культуры с точки зрения деления искусства на два типа (термины для их обозначения он позаимствовал у Ф. Ницше):
Отличительные черты – гармония, свет, рациональность.
Этот тип характеризуется как темное, демоническое, дисгармоничное искусство, полное иррационализма.
Аполлоновское искусство
| Дионисийское искусство
|
Светлое | Темное |
Рациональное | Иррациональное |
Порядок | Хаос |
Гармоничность | Дисгармоничность |
Объективность | Субъективность |
Целостность | Фрагментарность |
Планирование | Интуиция |
Оптимизм | Пессимизм |
Вера в прогресс | Вера в абсурд |
Дидактизм | Фантазия |
Ясность и четкость | Аллегоричность и метафоричность |
Искусство как средство познания мира | Искусство как самоценность |
Следующим шагом В. Халипова стала интерпретация всей истории мировой культуры с опорой на данную теорию – он считает, что в своем развитии культура словно проходит по волнистой линии: за темным периодом всегда следует светлый, затем снова темный и т.д. Вот что получается.
Аполлоновское искусство | Дионисийское искусство |
| Архаика |
Греческое и римское искусство |
|
| Упадок классицизма Древнего Рима |
Искусство Средних Веков |
|
| Готика |
Возрождение |
|
| Барокко |
Классицизм |
|
| Романтизм |
Реализм |
|
| Модернизм |
Постмодернизм |
|
Здесь есть, с чем поспорить. К примеру, не таким уж светлым было искусство Средних Веков с его отрицанием значения личности человека и противостоянием просвещению и образованию, не угодному церковникам. Да и романтизм был не таким уж темным – с какой стороны посмотреть.
Меня интересует другой вопрос – к какому периоду мы сами относимся? На так называемое современное искусство оказывает большое влияние его массовость, что сказывается на снижении качества. Хотя что еще искусством считать… Может, наоборот, то, что еще от него осталось, стало крайне элитарным, и для ограниченной группы просвещенных?