Отними у народа историю - и через поколение он превратится в толпу, а еще через поколение им можно управлять, как стадом. Геббельс
[300x225]
Tabula rasa (лат. «чистая доска») — выражение, которое используется для утверждения, что любой человек рождается без умственного содержания, то есть чистым, его ресурс знаний строится "с нуля" из опыта восприятия внешнего мира.
Сравнение ума с покрытой воском дощечкой для письма, которой пользовались в Древней Греции, есть у Аристотеля в работе «О душе». У римлян «tabula rasa» значило пустое место, выражение «сделать (из чего-либо) tabula rasa» — означало «свести на нет». То что интеллект при рождении представляет собой «чистую доску» писал и Авиценна.
Современную известность выражение «tabula rasa» получило благодаря Джону Локку и трактату «Опыт о человеческом разуме» (1690). А от Локка (через масонов) дошло до нас.
Библейская "Вавилонская башня" упала совсем недавно. Если под "вавилонской башней" понимать историю национальной и государственной принадлежности людей и появление множества языков.
В середине 19-го века (после Крымской/"Восточной" войны) в мире только-только началось национально-государственное шатание. До того мир тоже не был единым. Но "зарубы" шли по линиям "свои" - "чужие". А не потому что люди говорили на разных языках и принадлежали к разным культурам.
Английский писатель Томас де Квинси - в книге
"Исповедь англичанина, употреблявшего опиум" (1830) пишет о том, как "ужравшийся в гав..."... простой английский аристократ наблюдает в измененном сознании и необычных условиях за простым английским народом - и неожиданно для себя проникается симпатиями к людям одной с собой нации/ языка. Потребовалось наркотическое затмение разума, чтобы английская аристократия снизошла до простого народа. После де Куинси аристократия стала гордиться принадлежностью к "английскости".
О симпатии к простым людям и жизни народа можно прочесть у Пушкина - но не у Ломоносова.
Книги восхвалявший простой народ появляются у каждого народа в середине 19-го века.
Ранее этого нет ни одного произведения на венгерском языке (венгры до того писали только на латыни). Нет
никого, писавшего на польском, чешском, шведском, румынском, болгарском, турецком языках... до середины 19-го века.
Во второй половине 19-го века - только-только появившиеся народы Италии и Германии начинают проводить собственное национальное объединение. И из "замеров членов" династий (то есть по хвастливым семейным хроникам, создававшихся в конкретных интересах и по конкретным заказам в интересах заказчика) происходит формирование истории.
В истории присоединения к России - Средней Азии (вторая половина 19-го века) наций - нет. Есть различия между разными сословиями и есть территориальные особенности проживания.
Почему люди, разнесенные на сотни и тысячи километров, объединялись в середине 19-го века в единые народы? принадлежности сословной стало мало. Железные дороги сделали путешествия быстрыми, безопасными и... доступными. Единые сословия ремесленников - оказались беззащитны перед дешевыми товарами и стали выходить за пределы каст и закрытых социальных сословий. Язык, культура и образ жизни - столкнулись с другими формами, и кое-где оказались под угрозой.
О том, что язык, культура и история является наукой - вспомнили позднее. А о том, что историю можно выдумать с нуля на чистом месте - никогда не забывали.
Рабле и Бомарше, Мольер и Декарт - не считали себя "французами". До 19-го века
"ранняя французость" - была символом принадлежности к армейской аристократии.
C середины 19 века "Французость" стала принадлежностью к особой культуре, проявлением национального высокомерия. Она появилась у харизматичных манипуляторов французской революцией 1848 года - как средство управления агрессией толпы бесштаных горожан. Когда нищие хотят побить богатых - агрессию толпы нужно "сбрасывать" на третьих лиц.
Тех, которые виноваты тем, что они "не французы"...
Но англичане, французы и немцы - (имхо) не так интересны, как история России.