Как изменилась карта мира в конце 18-го века.
Морские плавания стали безопасны и переселение народов за моря начались распространены после того, как часовщики изобрели анкерный механизм, позволивший часам работать в условиях морской качки, при разных температурах, давлении и влажности.
Появление таких часов - позволило создать географические карты.
До того, морякам приходилось определять расстояния и устанавливать координаты "на глазок".
Пускаться в далекие плавания было опасно.
В условиях штормов и приближения рифов в неизвестных морях - малейшая ошибка может оказаться фатальной. Прибыль от таких путешествий была сомнительной.
Моряки должны были по несколько недель плыть в море, ориентируясь только на изменение курса корабля (то есть, морского течения) относительно стрелки компаса. Отклонение стрелки означало что течения поворачивает, это означало приближение "какой-то суши"...
Изобретение этого механизма приписывается английскому самоучке Джону Гаррисону (1693 — 1776). Считается, что в 1713 году британский Парламент назначил премию 20 000 фунтов стерлингов (сегодня это десятки миллионов долларов) за изобретение способа, позволяющего определять положение корабля с точностью до 1°. Ньютон и Гюйгенс сомневались, что можно придумать такие часы, и делали ставку на астрономические наблюдения.
[210x292]
Благодаря изобретению Гарриссона, капитан мог выставить часы в полдень в Лондоне в начале путешествия, а в дальнейшем определять долготу от Лондона, просто сравнив время местного астрономического полудня – со временем на эталоне. Информация с таких часов позволила снабдить английские корабли самыми точными картами, повысить надежность морских путешествий и намного обойти конкурентов.
До изобретения этих часов было практически невозможно открыть Австралию. С севера материк окружен внешними рифами (800 км Нунгало и 1500 км Большого Барьерного рифа). Ко всем этим неприятностям там по полгода активна "морская оса" – смертельно ядовитая медуза. И для открытия Австралии надо было бросить корабль в Южное Антарктическое течение и "вынырнуть" из него - в нужном месте. А бросать корабли в штормовой поток, где дуют ветра 10-20 метров в секунду и заслуженно называется «ревущие сороковые» (Roaring Forties), без понимания, что там нужно делать, желающих не было.
[318x255]
Только после того, как корабли Капитана Кука проплыли кругосветки с часами Гарриссона – появилась современная карта мира. До того материки располагались иначе.
«Тихий» океан оказался не столько «медленным», сколько широким.
Континенты расположились иначе. В открывшемся пространстве южного полушария оказалось достаточно места для целого материка - Австралии. А в северном полушарии стали понятны реальные размеры Сибири.
[350x282]
[350x175]
Здесь можно упомянуть любопытный казус в истории России.
История Российской Империи была сформирована при "старых картах" Азии.
Татищев/ Миллер/ Карамзин - все создатели российском истории - считали, что Евразия примерно в два раза меньше с востока на запад и помещали граничившие с Россией территории монголов и китайцев - на востоке материка.
Тех "монголов", которые стали участниками татаро-монгольского нашествия и
тех "Китайцев", которые построили в Москве свою "слободу" (Китай-город) и торговали шелком, порохом и фарфором.
Когда реальные размеры Азии стали понятны - политики "подменили понятия".
Чингис-хана отправили подальше (и придумали историю ничего не подозревавшим нынешним монголам),
А "Китаем" стали называть то, что иноземцы назвали "China"...
Вернуться в блог
http://www.liveinternet.ru/users/carty/blog/