Чтобы построить корабль и пуститься в открытое море, рационально обзавестись картами и обезопасить корабль от штормов и рифов.
Поломав мачту корабль оказывается беспомощен.
Налетев на риф, получит пробоину и начнет тонуть.
Направившись в неизвестность на свой страх и риск, может надолго оказаться в штилевой зоне.
И хотя в 20-м веке путешественники пускались в открытое море даже на плоту.
Но и у них были карты, приборы и средства связи.
Так что необходимый уровень навигационных знаний, представлений о механике и прочности - не блажь, а нужное условие, чтобы не утопить корабль, команду, грузы на борту, и не потерять корабль, стоивший большого состояния.
Владельцы кораблей обшивали деревянные корабли просмоленными досками, и толщина днища иного морского корабля составляла до метра крепкой древесины. В средиземном море для судов хватало пары слоев прочного дерева. Речные суда могли быть проще: иметь низкие борта и простой парус.
К тому же, надо иметь плотницкие инструменты, железные гвозди, льняные паруса и конопляные канаты… То есть, для морских плаваний надо иметь определенный уровень технологий и ценные ресурсы.
Однако свидетельства часто возникали при исполнявших "заказных работ". И морские подвиги могли оказаться вымыслом или "зеркальным" отражением чужих приключений - в нужной эпохе с нужными именами.
[333x255]
Когда смотришь на наличие необходимых условий для мореплавания где-нибудь в Античной Греции - понимаешь, что история свидетельствует о Чуде.
Причем - Чуде с Большой буквы.
Волны Средиземного моря - требуют большого числа крепкой древесины. Но даже необходимые материалы сложно обработать бронзой. А железная пила – это средневековые технологии стального проката. К тому же для установки мачт нужны знания, которых у Евклида и Архимеда было недостаточно.
Ничего личного: когда смотришь на сохранившиеся корабли викингов, на которых те, якобы, пускались в плавания по северным морям – до Исландии, в Гренландию и Америку – и понимаешь, что фантазии историков отправляли через опаснейшие воды - суда, пригодные максимум для речных перевозок.
Словом, когда вдумываешься в путешествия древнегреческих мореплавателей, римские порты, империю Карфагена, или более позднюю историю географических открытий Португалии (с 1482 по 1526, после которых – «как отрезало») – понимаешь, что у всего могло быть более простое объяснение, к собственно мореходству отношения не имеющему:
или национальные научные школы впадали в азарт пери создании своей истории,
или увлеклись присваивая себе чужие открытия,
скорее всего более поздних времен.
[352x253]
Словом, господа греки, тоже простите...
[642x331]
Вернуться в блог
http://www.liveinternet.ru/users/carty/blog/