Сюжеты исторических книг просто представить через компьютерные игры.
Лучше понимаешь единую логику, развитие событий,
поневоле история начинает ассоциироваться с этакими "шахматами".
[258x258]
Но когда понимаешь логику Истории -
то за пределами этой "Игры" - видишь новые клетки, другое шахматное поле,
где играют в эти "шахматы" - по правилам "игры в Чапаева"...
[291x216]
"Эффект Чапаева".
К примеру, был в начале 20-го века в Украине такой политик - Михаил Грушевский (1866-1934),
который писал о том, как в 8-9 веке жители Приднепровья - укры враждовали с племенами русов.
Идеи, в целом, из области исторической фантастики.
Сведений по тому периоду - мало.
Их источники находились далеко от Приднепровья.
и даже эти скудные сведения - друг другу противоречили...
[220x322]
Михаил Грушевский - был простым университетским служакой...
А политическая конъюнктура начала века оказалась такой,
что его работы стали аргументами того, что "Украина - не Россия",
а потом заинтересованным игроком всего процесса:
В марте 1917 года его (заочно) избирают председателем Украинской Центральной Рады,
приехав в Киев, он становится лидером националистической партии социалистов-революционеров.
Он провозглашает автономию Украины.
В январе 1918 года после разгона Учредительного Собрания - Грушевский провозглашает независимость Украины.
На основании "работ" Грушевского выросло поколение политиков,
уверенно апеллирующих событиями
более, чем тысячелетней давности
и быстро "забывших" о событиях последних веков,
которые объединяли Россию и Украину:
формирование Империи,
казачья экспансия на Дальний Восток,
разгром Наполеона,
Кавказская война,
Присоединение Средней Азии...
Современные историки
разложили по полочкам
"тезисы" Грушевского-политика,
опровергли его первоисточники,
выводы и методы,
обнаружили их несостоятельность
и несуразность...
Но - "незалежность" Украины уже стала политическим явлением,
за нее сражались харизматичные деятели 20-го века, многие из которых положили свои светлые головы.
И теперь объективная критика политических фантазий Грушевского может оскорбить миллионы людей,
выросших по учебникам последователей этого хулиганствующего панка-преподавателя.
[300x200]
Любой полицейский уверенно скажет, что показания свидетеля, заинтересованного в "процессе" - будут субъективны. Тот, кто получает финансовые и политические "дивиденды" - не будет объективным в "показаниях". Никакой судья не должен принимать во внимание такие показания. Если их автор будет назойлив, их примут - скорее, с противоположным "знаком".
И что с этого - оппонентам Грушевского??
Эффект Чапаева 2.
Теодор Моммзен, 1817 – 1903, немецкий историк, филолог, юрист, лауреат Нобелевский премии по литературе (1902)
В 25 лет защитил докторскую по римскому законодательству. Потом он провел 4 года в Италии, изучая и копируя исторические источники, относящиеся к 1-му тысячелетию до новой эры. Моммзен и его ученики собрали, обработали и систематизировали более 100 тысяч (!!!!!!!!!!!!!) документов по истории Древнего Рима.
В 1858 году он переселился в Берлин, возглавил кафедру, стал секретарём Берлинской академии наук, членом иностранных академий. В 1861—1866 был депутатом Прусского Парламента, в 1873—1879 — Германского Рейхстага.
Вам не кажется странным, что сто тысяч подлинных документов чудесным образом возникли спустя два тысячелетия после их создания? Дефицит критического восприятия - просто объяснить искренностью участников и ослаблению критического восприятия.
С точки зрения юриста, "конфликт интересов" в случае с Моммзеном – налицо:
не секрет, что за древний Рим в 19-м веке платили также, как в 20-м:
дороже, чем за Средневековую Римскую империю Позднего средневековья
за сто лет до Моммзена.
И не секрет, что с победой Гарибальди и объединением Италии -
спрос на "римские" древности там - стал выше, чем в Германии.
При этом, никто не обратил внимание, что в предложенную Моммзеном эпоху –
еще не было необходимых знаний в химии, металлургии, кораблестроения
и даже не производили бумагу,
а это - необходимый этап в развитии письменного языка.
[300x432]
не правда ли, похож на Радзинского ))...
По каким правилам изучать наследие Моммзена?
как художника - писателя?
как мошенника, обогатившегося на "спорных трактовках"?
как политика германского объединения?
как политика итальянского объединения?
как историка, создавшего несколько сомнительных концепций?
3. "Бухгалтер" Август Иммануэль Беккер, 1785 – 1871.
После защиты диссертации в Университете Галле приглашен в Берлинский университет, проработал с 1810 – по 1812 в парижских библиотеках, изучал редкие рукописи в лучших архивах Италии, Франции, Британии и Германии.
Издал «... Платона (10 т., 1821); "Афинских ораторов" (7 т., 1823); Аристотеля (4 т., 1836), Секста Эмпирика (1842); Фукидида (3 т., 1821); Аристофана (3 т., 1825); Аполлодора, Диодора, Геродота, Иосифа Флавия, Плутарха, Полибия, Ливия и Тацита»…
В середине 19-го века "отцами наук" становились,
незатейливо переписывая цитаты в нужном порядке.
Критичность оценок внутри своего ремесла - отсутствовала.
4. Томас де Квинси (1785 – 1859)
В 20-е годы 19-го века англичанин Томас де Квинси написал необычную книгу "Исповедь англичанина, употреблявшего опиум". Автор описывал свои наркотические видения на улицах Лондона, а сквозь мощные авторской фантазии – проходил "новаторский" взгляд на жизнь и проблемы простого народа.
Странное было время, если только воображение конченого наркомана выдало образы, которые сделали представителей простого народа – объектом, достойного внимания Британской элиты.
[300x496]
Благодаря «передовой» для своего времени прозе де Квинси, осознание социального единства населения страны на уровне народа –
с интересом принял правящий Класс. И на этих идеях стал развиваться английский народ. Не раньше.
5. Жюль Мишле (1798 — 1874)
Французский историк и публицист, автор трактатов об истории, обществе и природе, изобретатель термина «Ренессанс» («Возрождение») считал, что венцом всемирно-исторического процесса – является процесс освобождения мирового духа… и Франция.
Мишле был выдающейся эрудиции ученым, но также политиком-любителем, трибуном и поэтом. В 1848 году Мишле написал книгу «Народ», в которой заметил, что горизонтальные отношения между разными слоями могут быть преодолены, если разные слои – ремесленники, крестьяне, буржуазия, элита и даже священники – объединятся на уровне народа. Мишле заметил, что социальные интересы слоев (в рамках народа) совпадают и что можно "выделить" – Французский Народ.
Мишле идеализировал инстинкт, отдавал чувству "народа" преимущество перед рассудочностью образованных классов, приписывал способность к подвигу и самопожертвованию в противоположность холодному эгоизму обеспеченных классов. Мишле полагал, что "лечить душу людей нужно, вводя народные школы", где должны учиться дети всех классов для сближения классов.
До этого, национальное объединение (над социальными, профессионально-цеховыми и семейными традициями) во Франции – не проводились(??!!!)
[271x350]
А параллельно с Момзеном и Мишле - в Российской империи курс Русской истории был создан преподавателем московского Университета Сергеем Соловьевым. Создан в условиях цензуры. И его "аргументация" - соответствует "моммзеновской", а политизированность его комментариев – на уровне романтических видений Мишле.
Да и местам обоих в русской и французской Истории, как ни интересно…
Виновен ли Грушевский, что видел исторический глупости и писал "на конъюнктуру"?
Или виновны - те, кто делал рассуждения на историческую тему - Истиной Последней Инстанции?
И ответ на вопрос, как присоединялась Средняя Азия к России? -
видимо, звучит "как - везде и - всегда".
как Поволжье, Урал и Сибирь...
кто его знает?
Она присоединилась - и это факт.
И отделяться не собирается - это тоже факт.
Мы им нужны потому, что они вынуждены сбрасывать избытки своего индоариского населения.
Миграции как и завоевания шли только вверх – вниз по рекам.
История всегда будет идти: а по правилам ли Черняева или по правилам Батыя... -
определяют не историки, а сам народ.
После Черняева Ташкент стал «русским». Наладились связи и поддержка местного населения. Дальнейшая русская экспансия (Ромодановский, фон Кауфман, Скобелев) шли через новый «Губернский» город. Кроме того села на ключевой город к торговому пути через Ферганскую долину и Кашгар. Константину фон Кауфману было дано право (необходимость которого убеждал Черняев )) ) объявлять войны и заключать мирные договора. Что делало Генерал Губернатора Туркестана фигурой, равнозначной Вице-императору Британской Империи в Индии.
Но если История и может чему-то научить, то только тому, что ее уже нет.
Настоящая история - это мы сами сегодня.
Зубрежка учебников - формируют сознание.
Хочешь жить в вымышленном мире - читай сказки.
Интересует реальность - собирай факты, которые еще пока можно поднять из архивов и источников 19-20 века. Там - реальные события, славные герои, конкретные мерзавцы, полезные уроки, а не их бесконечные отражения через "мутноватых" историков.
Идя по дороге - нужно идти вперед...
Бывает важно понимать, на что опираешься и хотя бы смотреть под ноги.
Но нет смысла останавливаться, нагибаться и копаться под своими ногами.
На коленках-корточках далеко не уйдешь и, в случае неприятности, окажешься слаб, а мир бывает жесток и циничен…
Серфер на волне не задумывается о плотности и качестве воды, он разгоняется и скользит вперед.
И если остановится или задумается - тупо утонет...))
[700x465]
Начало книги - здесь
http://www.liveinternet.ru/users/carty/post242401965/
[590x347]
Децл )))...