Издательский Дом «Коммерсант», 1993 год.
При поступлении на работу в газету мне задали единственный вопрос: есть ли у меня какой-нибудь журналистский опыт. Честно признался, что «нет», мне ответили, что я им подхожу.
Главный редактор и его наместники проводили гротескную политику: писать так, словно в стране существует не только читатели бизнес – прессы, но и «бизнес – культура».
Эта позиция позволяла работать с той «аудиторией», которая рассматривала эту газету как ступеньку своего роста. Но в этой системе ценностей люди с опытом работы в других координатах были обузой.
Знание бывает со знаком «минус».
Тогда проходил перевод газетного дела с матричного способа печати – на электронный. Другая технология привела к тому, что основное достоинство журналистов прежней технологии – сразу давать готовый текст – оказалось менее востребовано, чем способность подумать и «размазать» приятные для читателя многозначительные аналитические «сопли».
Оказалось проще набрать «технарей» и переводчиков, которым нужно было один раз рассказать и показать, а дальше опираться на их развитое мышление, логику и изворотливость.
[200x250]
На галерах строили новые корабли.
Наибольшее представительство в издательстве имели выпускники Авиационного и Института Стран Азии и Африки. Мой начальник, недавний специалист по Вьетнаму, возглавлял Отдел экономической политики и создавал оригинальные оценки, схемы, варианты. Позднее он руководил редакцией и ушел в Совет Директоров крупнейшей корпорации. Филологи хорошо чувствуют собеседников: их этому учат.
Учитель многократно правил мои статьи, перекладывая хаос – в форму. Учил думать головой, показывал, чем отличается аналитик от репортера, и как Мастер должен излагать свои мысли.
Мне сказали, что нужны новости, объяснили, как они должны выглядеть, дальше получилось так, что за год у меня оказалась сотня статей, а десять каким-то образом оказались на первой полосе. Через меня проходила уйма газетной ежедневной рутинной работы, я стал попадать на заседания Правительства и Министерств, в голове «мониторились» изменения законодательства ключевых ведомств, образы Вершителей и Персонажей свиты.
Сейчас кажется забавным, что параллельно подпитываясь от университетской и редакционной экономических культур, уже тогда понимал, что наша бизнес – культура складывается не в университетских, а скорее, в редакционных образах.
Но это была культура рейдерского завоевания и его инструментов. Для новой энергичной элиты требовались новые оценки, новый язык, досуг, система ценностей и самовыражения.
Лотофаги.
Образы капитализма в начале 90-х – слились с героями гангстерских фильмов про 30-е: крутые пацаны, которые красиво смотрятся, но слишком много ресурсов тратят на внешние эффекты, и не умеют: 1) работать долго, 2) работать вместе, 3) по делу 4) самостоятельно.
То, что воспринималось тогда как «эталонная» культура капитализма – было романтической пере-сказкой бульварных сюжетов: «Крестный отец», Драйзер и нуар времен «Великой Депрессии.
Образы, которые свободно входили в наше современное подсознание – соответствовали совсем другой социальной эпохе. На месте современной модели в используемой матрице – оказались ретро-декорации. Социальная культура (как и культура Корпоративная) – гуманитарная область, и ее дефицит в какой-то момент сказывается тоже в «гуманитарной» области.
[275x185]
Законов на газетном рынке было мало, правил было еще меньше, а интернета тогда вообще не существовало. Смена советского государства на российское привело к смене элит. Нигде не было знаний, нигде не было опыта, было много «случайных» людей, которых журналист безнаказанно делили по группам «обиженных», «заслуженных» и «напрашивающихся». Порой было действительно весело.
Цена этой работе – один день. Завтра будут новые герои и темы. Но в координатах «журналистского» мышления четко видно, что для российского бизнеса оказалась востребованной внешне привлекательная, но удивительно старая и паршивая модель.
Образы гангстерских фильмов и их язык – это ранняя и примитивная форма управления Бизнесом. На полвека устаревшая по сравнению с современным корпоративным управлением. Со всеми недостатками молодости и «городского фольклера». Гангстерские принципы управления при показе «Крестного отца» в начале 90-х транслировалась на русское подсознание эффективнее, чем учебники Пола Самюэльсона. Голливудский шарм действовал быстро и сразу системно.
Когда в 1991-м три части «Крестного отца» показывали в университетских общежитиях, состоявшие половину зала выходцы с Кавказа – воспринимали фильм как учебник Правильной жизни.
Лауреаты Оскара умеют убеждать лучше лауреатов Нобеля.
В этой модели процедуры управления Компанией воспринимаются, как административные ритуалы, а профессиональные требования к исполнителям – как досадная «шелуха», скорее, мешающая реальным пацанам «решать вопросы».
«Гангстерская» модель управления
Работает в условиях централизованного контроля, отсутствия инициативы на местах, слабой востребованности профессиональных навыков – относительно коммуникативных, плохо преемственна, слабо управляема извне. Эффективна при незначительности целей и подавлении критики. Основной сюжет – вокруг Главы Семьи. При трансляции на Бизнес – модель ограничена компетентностью своего Лидера..
Модель эффективна за счет единоличного ответственного принятия решений, их четкой трансляции и контроля исполнения. Но если модель и не эффективна, то положительный результат получится от позитивной инертности системы, а предпринимать что-то радикальное – может оказаться дороже.
Но если основной инструмент процесса – люди, нужно искать способы их лучше использовать.
В гангстерской модели покупают не мозги, а «преданное тело», и говоря «по существу», часто ее эффективность поддерживается, если это «тело» вовремя обновлять…
[230x183]
Сербский писатель Милорад Павич писал, что любую книгу ты читаешь два раза: первый раз, когда ты слишком молод, чтобы ее понять, и второй – когда ты уже слишком стар, чтобы этим опытом воспользоваться. Знание не имеет обратной силы и приходит не вовремя. С другой стороны – что я мог понять 20 лет назад?
Если какая-то область нашей жизни "изначально" заполнялась под сюжеты, которые соответствовали "социальным отбросам" – надо было «импортировать» и последователей Ламброзо с Мальтусом. Или мучиться до тех пор, пока их аналоги не появятся сами...
((
назад в оглавление
http://www.liveinternet.ru/users/carty/post243637948/
[350x230]