Поэтическая натура Метерлинка и живущий в нём дух модерна с его первенством красоты надо всем - Метерлинк одушевляет природу, ищет в ней человеческие черты, хотя сам постоянно предостерегает от этого. Его критерий "красота - сама истина или обязательно приближает нас к истине" очень привлекателен!
" в одном и том же случае, в одно и то же время природа отличается ... и скупостью, и расточительностью, и невнимательностью, и предусмотрительностью, и непостоянством, и непреклонностью, и ничтожностью и величием. Когда пред ней расстилается неизмеримое девственное поле для производства простых вещей, она наполняет его мелкими ошибками, незначительными и противоречивыми законами, трудно разрешимыми проблемами, которые бродят среди бытия, как слепые стада. (Хорошо! :-)) Разумеется, это верно лишь по отношению к нашему субъективному зрению, отражающему реальность лишь приблизительным образом, на деле же ничего не позволяет думать, чтобы, действуя таким образом, природа теряла из вида свои намерения и их отдалённые последствия. И во всяком случае, природа в чрезвычайно редких случаях позволяет себе идти по неверному пути... У неё всегда в запасе две силы, располагая которыми она исправляет ошибки. Эти две силы - жизнь и смерть. ... действия природы ускользают от нас во все стороны. (Здорово!) Она отрицает большинство наших законов, уничтожает все наши масштабы.
Вот то, что мне очень нравится: Может быть, мы ошибаемся; так что же? Ошибка не мешает тому, чтобы тот момент, в который данный предмет казался нам наипрекраснейшим, и был моментом, когда мы были наиболее способны оценить его истинное достоинство. Красота, которою мы его наделяем, научит нас распознавать его действительную красоту и величие... Порождённое, быть может, иллюзией восхищение не пропадёт даром и рано или поздно приведёт к истине.