"Термин «охота на ведьм» предполагает нечто архаическое: наши далекие (или, в каком‑то смысле, недалекие) предки навыдумывали себе фантастических преступлений и за них отправляли людей на костер. Но мы не таковы: наши нынешние болевые точки, сексуальные преступления или оскорбления сакральных символов — не сказки про колдовство, это очевидное вопиющее зло, требующее прямого общественного вмешательства (которое, как и в случаях со средневековыми ведьмами, опережает и часто заменяет юридическое).
<...>
Объект может быть еще не найден, но история, в которую он будет вписан, уже готова. Общество знает, что неопределенная, но сознаваемая всеми угроза, — не просто абстракция; ее носители, кем бы они ни были, уже при деле, и суть этого дела ясна. Травят источники вод и насылают падеж скота, занимаются вредительством и саботажем, развращают малолетних. Всем заранее понятно, с какой стороны ждать опасности; любые слова и действия будущей жертвы интерпретируются в рамках уже готовой истории, она как будто пишет себя сама: так, в «Охоте» воспитанники детского сада начинают описывать несуществующие домогательства, просто следуя наводящим вопросам взрослых.
<...>
Вина жертвы — всегда скрытая. Ее деяния творятся вдали от посторонних глаз, хорошо, если у них находятся хотя бы недостоверные свидетели, иногда эти деяния приходится реконструировать, исходя из логики предзаданной истории, или вообще апеллировать к намерениям; к тому, что человек не делал, но мог бы сделать.
<...>
Зато сами гонения требуют максимальной публичности: побивание камнями или сожжение чучела должно происходить при всех, и чтоб никто не отворачивался. Соучастие заключается не только в согласии или содействии — но в совместном переживании: все участники «обвиняющего сообщества» должны смотреть в одну сторону, испытывая похожие чувства.
Современность заменяет публичную расправу медийной кампанией; это менее кровавый способ, но силу эмоций он разгоняет не в меньшей степени, символический акт соучастия — вроде подбрасывания хвороста в костер — заменяется лайком или одобрительным комментарием."
https://seance.ru/blog/esse/merzost-v-krovi/