Especially for LJ-users:Силь ву пле, гости дорогие, силь ву пле! Авек плезир!)
Сейчас я уже заглянула в книжку и знаю, что несколько не права, если исходить из того, что фильм является экранизацией. Так как книгу я не читала , то и фильм воспринимала как самостоятельное произведение. И вышла после него с ощущением незавершенности, недосказанности. Попробую сформулировать причины, вызвавшие такие чувства, хотя бы потому, что иначе не засну. Катя совершенно права, сравнивая «Шпиона» с пазлом. И мне знакомо навязчивое состояние «пока не найду, откуда эта деталь – спать не лягу». Люблю головоломки, пазлы и прочую логическую лабуду. Правда, именно "шпионские" задачки мне всегда удавались хуже всего.
Прежде всего, отмечу в кои-то веки удачный перевод названия фильма. Не то, что в случае с "Джонни Д.". Tinker,Tailor.Soldier,Spy - вариация детской считалочки, постепенно выкидывающей участников из круга и оставляющей единственного. "Шпион, выйди вон"работает также. И оба варианта названия точно отображают суть происходящего. А суть такова, что весь фильм мы ищем засланного казачка или, пользуясь профессиональным сленгом, крота.
Лично у меня возникло ощущение, что "крота" за весь фильм так и не нашли, хотя по моему мнению он проводит на экране большую часть времени (здесь я повторюсь, что не права, если судить по первоисточнику, но я говорю о фильме). Так вот. Меня мучил вопрос: почему мне ни разу не показали Карло, весьма значимый персонаж? Так, чтобы лицом к лицу, глаза в глаза. Ни разу! И стала я собирать из пазлов его образ. Что мы знаем о нем? Заядлый курильщик, фанатик своего дела и мощнейший ум истинного шпиона. Человек, который во имя дела и некоей цели способен переступить через все человеческое в себе.
А? Никого не напоминает? Джорджа Смайли, например. Да, он ни разу в кадре не курил, но с его же слов "Карло" ( в угоду своей версии я буду писать это имя в кавычках") способен на такое воздержание ( А в сцене обыска квартиры Хозяина камера, прослеживая взгляд Джорджа, задержалась на сигаретах взглядом истосковавшегося курильщика). А хотя бы одна эмоция скользнула на его лице в течение всего фильма? Только очень внимательный, пытливый и очень тяжелый взгляд...Вру, мелькнула эмоция- в сцене, когда Билл охмуряет его жену на новогодней вечеринке. Но он подавил в себе это. Нормальна ли такая реакция? Ни в коем случае!. Если только это не было запланировано с целью отвести от себя какие-либо подозрения, в случае, если бы в дальнейшем Смайли обвинили в том, что он, такой мудрый , опытный шпион "прохлопал" "крота" Билли. О! Смайли, действительно, мудрый и опытный шпион -будучи двойным агентом, чужими руками разыграть многоходовку так, чтобы очутиться в кресле Хозяина - это незаурядный ум. Единственная эмоциональная, человеческая зацепка- зажигалка, подаренная женой... с которой не расстается "Карло".
Логичен встречный вопрос: Почему тогда Марк не узнал "Карло»?. Отвечаю- он его не видел никогда . В Будапеште "Карло" следил за встречей и перестрелкой из кафе. Видны только рука и зажигалка. А на допросе... Кто вам сказал, что Ходченкову убил "Карло"? Правильно, Смайли. Никаких иных подтверждений нет. И вы верите,что шпион уровня "Карло" замарает руки так явно? Неа, там был один из его головорезов, а Смайли лишь поддерживает легенду существования "Карло".
Предположу также, что Колин-Билл - это провалившийся агент "крота" Смайли. А Большой Бен идет ему на смену. И Смайли предупреждает его, отправляя выкрадывать документы: «Имей в виду - погоришь, я даже дергаться не стану, чтобы выгородить тебя". Как не стал выгораживать Билла, которому никто не поверит, потому что он повязан личным фактором - женой Смайли. Личные счеты и все такое.
Да скажите мне, кто еще из все этой шпионской братии способен вот так красиво "сделать" товарищей? Только Джордж Смайли! Восхитительный умница Джордж Смайли. (Гэри , Гэри! Я тебя трепетно и нежно во всех ипостасях, амплуа и возрасте!) Убивший в себе чувства смолоду, "молодой старичок" - Смайловская характеристика "Карло". И , кстати, его «пьяный» рассказ о своей встрече с «Карло» - это рассказ о преодолении собственного я. Не о встрече, но о становлении двойного агента "Карло" На мою же версию работает господин Хабенский, СПОКОЙНО УХОДЯЩИЙ из "дома, без адреса" после «поимки» "крота" Колина.(ах, сколько кавычек! По-настоящему шпионский текст-все иначе, чем кажется!) И офигевший взгляд Бена (Учись, салага, как работают старички! И помни, что ты уже повязан с ними кражей документов!)
Единственная деталь, которую я пока не могу пристроить на нужное место- разговор между Смайли и Биллом в финале. Вопль о «загнивающем Западе» не вписывается в мою схему шпионского мира. Если только это не было мелодекламацией для записи.
Эта версия кому-то наверняка не понравится, в ней нет героизма, настоящей дружбы и прочих возвышенных вещей, но жизнь цинична в большинстве случаев (особенно , когда это жизнь разведчика, политика etc) и версия моя ей под стать. Увы, не Любовь правит миром, а амбиции, жажда власти и деньги. Желание обладать чем-то из перечисленного напрочь выключает мозги даже у профессиональных разведчиков. Перси тому пример. «Его величество» сожрал приманку не только вместе с крючком, а поди и с удочкой даже. И оказался, в результате, обтекать в луже... В буквальном смысле слова. Под дождем в финале.
Кстати, поиграем в слова? Tinker, Tailor, Soldier, Spy…
Tinker – помимо того, что лудильщик -(разг.) плохой работник. А Перси и не назовешь хорошим шпионом, он скорее чиновник-карьерист.А как разведчик- полный ноль. Tailor- не только портной, но и tailor to – приспособленный для. Засланец засланца Билл. Soldier – Бланд…Оно и видно, что обычный солдафон и держиморда. И все трое барахтаются в паутине, сплетенной истинным Spy’ем - Смайли.
Хм…Таки мне все больше нравится моя версия, хотя режиссер, полагаю, о ней не подозревает.)))
Версия официальная: усилиями Смайли "крота" выявили. Это легче. Потому что из всех претендентов именно Билл больше всего эмоционально «елозил». Как он бросился названивать в венгерское посольство...Как смотрел на фотографии с Марком...Кстати, что последний ни разу не умер было понятно еще в сцене перестрелки. Уж очень он напряженно лежал убитым)) Да и падал как-то...не так)))
Но в официальной версии мне не нравится отсутствие мотивации Билла как перебежчика. Помянутый вопль меня не убеждает.
Интересно, полетят в меня тапки, если я скажу об ...межличностных отношениях между Джимом и Биллом или все это "прочитали"? Эмоциональное, интуитивное ощущение вполне логично подтверждено и в фильме...Как ни странно, Большим Беном, точнее его персонажем ( я все время скачу по именам от актеров к персонажам, извините) : ))) Так вот. Я все думала, зачем нам показывают сцену расставания Бена с другом. Только ли в для шпионского антуража? Дескать,тяжела жизнь разведчика, вот уже и за тобой следят, надо расстаться с любимыми, чтобы не дать врагу повода для шантажа. (При том, что советующий это Смайли относительно благополучно женат) Конечно, и для этого тоже. Но в том числе. Совершенно очевидна параллель между героем Бена и героем Колина.(Я говорила выше, что, по моему мнению, один готовится на смену другому) Помните, как Перси спрашивает Питера, чем тот занимался в последние дни, кроме как девушек соблазнял? При том, что я уже сказала, что расстается он с молодым человеком. С Биллом-Колином такая же ерунда. Спит-то он , конечно, с женой Смайли, а любит...Тому подтверждением фотографии " ну, эти как всегда вместе" и , чего уж там, выстрел Марка в финале. Марка, который знает, что ждет Колина и не может этого допустить.(Да и Колин прекрасно сознает свою участь , потому так покорно принимает эту пулю.....)
Теперь о линии «одиночки всегда более наблюдательны». Мысль о том, что настоящий разведчик должен быть одинок так или иначе подтверждают все персонажи TTSS. Я имею в виду одиночество как отсутствие эмоциональной привязанности, непозволительной роскоши для истинного шпиона. Любое проявление человечности может однажды сыграть против тебя. Почему провалился в официальной версии «крот», а в моей- агент "крота"? Потому что в дело вмешались эмоции «пешек» – Тома Харди и Ходченковой. Они словно толкнули доминошку и отлаженная система "поплыла".
Собственно о фильме. Странное ощущение. Эмоционально он меня так и не вовлек. Наверное, потому что я была слишком сосредоточена на решении этого киноуранения со многими неизвестными. И потому что очень много времени отнимала война с удивительно неудачным соседством в кинозале в это раз. Прелестные безмозглые создания хотя бы потрудились прочитать аннотацию к фильму , на который идут.Ибо они явно не ожидали , что их заставят включать мозги и оставили их дома. Над чем можно было ржать весь фильм- я в недоумении. Шли бы они лучше на "Елки"! Парочка рядом пол-фильма выясняла, что приготовить на ужин: макароны или картошку. И свалила домой (аллилуйя!), приняв окончательное решение. А с другой стороны мирно спал какой-то укурок. и все бы ничего, если бы у него не звонил постоянно телефон. Который он насмерть не слышал. Видели бы вы как я его трясла! Только случайный хук в ухо ( чесслово, рука сорвалась!

) помог разбудить этого бедолагу и вытурить из зала. В общем вот в такой приятной обстановке только эмоционально и вовлекаться! )))
Но надо отметить, что неспешное действие на экране держит в напряжении весь фильм. Работа разведчика это прежде всего анализ и логика, а не всякие джеймсбондовские заморочки. Это состояние напряженной работы мысли удивительно транслируется и внедряется в тебя с экрана.
Славословие в адрес актерского состава было бы сотрясанием воздуха в констатации очевидного.Это ж какой букет! Созвездие! Система Медузы! Все как один на своих местах! И каждого хочется расцеловать и затискать, как они это проделывали друг с другом на красной дорожке в день премьеры.)))
Отдельная радость - места съемок. Узнаваемые и родные. Я была и в Стамбуле, и в Будапеште. (Лондон на очереди!) Как же было приятно снова полюбоваться на Айа Софию и венгерский Парламент в арках Рыбацкого бастиона! Ни один турист не пропустит этот ракурс! Не избежал соблазна и оператор .)))
Наверное, стоит посмотреть фильм еще раз. С другой публикой и отключив калькулятор в голове. )))
PS Как прекрасно сделан официальный сайт фильма!