В свое время, наткнувшись по ТВ на "Жажду жизни" с Кирком Дугласом и Энтони Куинном, я даже куда-то опоздала, потому что было не оторваться. Дуглас меня тогда сильно впечатлил, поэтому я с опаской поглядывала на пункт симмушкиной фильмографии под названием "Желтый дом". Но так как "Изгнание" с "Бешеными псами" (не Тарантины!) уныло зависли в торренте, извиваясь знаком бесконечности в сроках, то стала я смотреть "Желтый дом".
Мысленно вопия: "Ну давай же, Джон! Удиви меня!"
Знатоки , конечно знают, а для тех, кто не в курсе - к периоду "Желтого дома" в творчестве Ван Гога относятся одни из самых известных его полотен. Собственно , в желтом доме в Арле он жил и работал незадолго до смерти, и где мечтал создать общину для художников. И где произошла та известная история с ухом, которая до сих пор остается неизвестной. Если раньше считалось, что Ван Гог сам навредил себе в припадке безумия, то нынче существует версия о том, что это произошло в драке с Гогеном. Что уж там у них вышло- известно только им. А создатели фильма придерживаются старой версии событий.
В принципе сюжет и не перескажешь. Два ярких художника, две личности, как пауки в банке пытаются ужиться в одном доме. Любя и ненавидя друг друга одновременно. Не понимают друг друга, завидуют друг другу, восхищаются друг другом. Такие разные, такие сложные. Они мучают друг друга, мучаются сами...
[показать]
- Отставь бутылку и сделай свою жизнь подобной искусству- чистой, гармоничной, безо всяких излишеств - морализирует Гоген.
- Ты берешь, берешь... выкачивая жизнь у других и не отдаешь им ничего взамен- парирует Винсент
- Все искусство - воровство. Важно как ты поступишь с добычей - не уступает Гоген
- Твое искусство, как и твоя мораль - третьего сорта! - пытается защитится Ван Гог
А потом Гоген уходит навсегда, оставляя Ван Гога в очевидно безумном состоянии. Тогда-то Винсент и берется за бритву со словами из Евангелия: "Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого? Бывшие же с Ним, видя, к чему идет дело, сказали Ему: Господи! не ударить ли нам мечом? И один из них ударил раба первосвященникова, и отсек ему правое ухо. … Тогда Иисус сказал: оставьте, довольно. И, коснувшись уха его, исцелил его..."
Я, конечно, из солидарности, на стороне интроверта. Гоген в это фильме чрезмерно эгоистичен. Он постоянно поучает Винсента, учит жить и даже рисовать. Заводит свои правила там, где их быть не может.
Слов нет, симмушкин Ван Гог нуждается в опеке. Он настолько одержим работой , что элементарно забывает о бытовых мелочах.
И вот здесь начинаются дифирамбы
Симмушка так хорошо передает эту одержимость, эту замкнутость в себе, сосредоточенность на какой-то навязчивой мысли, что забываешь, что это актер. Эта летающая по холсту кисть, этот цепкий взгляд, пытающийся удержать мгновение, нервные мазки и восторг в глазах. И так контрастно наивен и не приспособлен к быту вдали от красок!
Да, такого Джона я еще не видела. И очень этому рада.
Я рада и самому фильму. Он неторопливый, но напряженный. Совершенно безпафосный и словно подсмотренный. Бытовые сцены в нем перемежаются с пейзажами, которые словно нарисованы главным героем.
[показать]
И Гоген вдруг оказывается посреди картины друга, которую тот рисовал тайком от него.
[показать]
А потом плачет от восторга, обнаружив под кроватью "Подсолнухи"
[показать]
А закончу я любимой картиной Джона "Звездная ночь" : " Ван Гог написал ее, когда был в психушке и вы можете ощутить его настроение. Когда вы на нее смотрите, кажется, будто все на ней движется, словно живое."
[показать]
Однозначно смотреть!
Если у кого ловит канал History, то 25 сентября в 22-00 это можно увидеть там.
ЗЫ
Желтый цвет- цвет сумасшествия, не так ли?
ЗЗЫ
Я , пожалуй, сбегаю в ближайшие выходные в Эрмитаж, на третий этаж. Почему-то очень захотелось посмотреть на картины вживую.