USA 2018. Director: Peter Farrelly. Stars: Viggo Mortensen, Mahershala Ali, Linda Cardellini, Sebastian Maniscalco, Dimiter D. Marinov.
Уникальный по своим характеристикам фильм, клянусь. Его нужно увидеть хотя бы потому, что это единственная появившаяся за последнее время серьезная картина, которая не страдает повышенным морализаторством и не рассказывает вам, как нужно думать, чтобы это считалось правильным: она просто показывает события и предлагает вам думать самим. Но все равно в итоге вы придете к тем же однозначным выводам, которые и планировали для вас создатели ленты. Фильму "Зеленая книга" удается поистине невероятное: затронуть самые острые проблемы общества (расизм, гомофобию, агрессию, необразованность), никого при этом не обидев и оставшись при этом легким и непринужденным. Это уникальный случай, я считаю. Это фильм, который способен мирить и объединять. Он несет добро и надежду на взаимопонимание между разными людьми. Очень много положительных эмоций, потрясающей музыки и отличных актерских работ, сыгранных на контрасте. Этот фильм - как длинное увлекательное путешествие, которое на каждом своем повороте несет что-то новое, неожиданное и интересное.
Сюжет: фильм рассказывает реальную историю путешествия по югу США богатого чернокожего джазового пианиста Дона Ширли и его белого водителя Тони Валлелонга, которого он нанял для своей охраны, ибо в дороге с черным всякое может случиться... Например, тебя с заходом солнца могут отметелить в одном городе, а во втором вообще бросить за решетку просто так. Ну, потому что ты поехал по "белой" дороге после заката солнца. Или вообще могут убить. Для избежания подобных ситуаций милые белые люди издали для чернокожих странников ту самую "Зеленую книгу": путеводитель по галактике, так сказать. Где можно ездить, а где белые запретили. Дикость, правда? А отдельные туалеты во дворе для черных? А отдельные бары? Только вдумайтесь: чуваки приглашают в свое VIP-заведение выступать за огромные бабки чернокожего пианиста и параллельно селят его в каморке 2х2 и не позволяют есть в своем же ресторане!!! Ибо низя: он же черный, а в ресторане все белые. Вот на трезвом глазу. Эта сцена меня поразила, наверное, больше всего. Где ваша логика вообще?! Вы нормальные там?! Вы же сами его пригласили! В общем, музыка музыкой, а жрать ты все равно будешь в каморке: твое место там.
В общем, смотришь и поражаешься: неужели в Америке и вправду когда-то такое было? В стране, которая в последнее время просто сбрендила на почве толерантности всех цветов и оттенков. Вот и источник всего этого безумия: грехи замаливают. То одна крайность, то другая. Причем, это приобрело уже реально крайние и уродливые формы, перекинувшись и на сферу искусства. Самый яркий пример из последних - это присуждение "Оскара" за лучший фильм года "Лунному свету". Кто-нибудь видел его, кто-нибудь помнит о нем (а дело было совсем недавно, в 2017)? Никто, потому что это абсолютно проходной фильм. Но черный. И это все решило. То же самое сейчас происходит с фильмом "Черная пантера": кто-нибудь в здравом уме и твердой памяти мог себе представить, чтобы это тупое развлекалово, на 100% состоящее из спецэффектов, номинировали на "Оскар" в номинации "Лучший фильм года"? Вот прочувствуйте: "Охотник на оленей" и "Черная пантера". "Черная пантера" и "Амадей". "Список Шиндлера" и "Черная пантера". "Черная пантера" и "Крестный отец 2"... А недавняя куча призов "Пантере" от гильдии киноактеров (там были киноактеры?!!) - это вообще триумфальная победа политкорректности над вкусом и здравым смыслом, ИМХО. Короче, я к тому, что крайности до добра не доводят. Крайности - это зло.
Так о чем это я? Ах да, о "Зеленой книге". В общем, путешествие двух героев будет очень интересным, познавательным и развивающим. Причем, с обеих сторон, что интересно. Грубому и необразованному итальянскому костолому Тони из социальных низов тоже будет чему научить выхолощенного, образованного и одетого с иголочки богача Дона :) В этом и весь кайф ситуации. Махершала Али просто фантастически хорош в роли страдающего манией величия богача-пианиста! При первом знакомстве с Тони он встречал его, сидя на личном троне - это все, что вам нужно знать о сложности взаимоотношений главных героев и о вопросе их социального неравенства)) Да, это было чертовски здорово. Я еще не раз пересмотрю этот замечательный фильм.
Кстати, "Зеленую книгу" снял Питер Фаррелли. Сейчас я расскажу вам, кто такой Питер: он снял "Тупой и еще тупее", "Кое-что о Мэри", "Муви 43" и еще кучу такого же безвкусного и пошлого дерьма (но "Муви 43" мне все еще немножко нравится)). Питер, что с тобой?!! Are you OK?! Все, кстати, размышляют над этим)) Никто не знает причин такого волшебного преображения. Молодец, Петя, давай еще.