На днях Борис Акунин издал последнюю книгу о похождениях своего главного героя Эраста Фандорина. Ровно 20 лет он был с нами: выход последней книги о Фандорине "Не прощаюсь" совпал с выходом первой книги о нем под названием "Азазель". Ну что я могу сказать... Даже не знаю. Дочитала уже давно, но до сих пор как-то не хочется о ней особо говорить. Хотя бы потому, что она - самая разочаровывающая из всех. Т.е, откровенных разочарований за эти 20 лет как бы не было, а вот с этой книгой что-то явно не так, ИМХО. Может, сама тема не подарок: впервые действие происходит во времена победы люмпениата над интеллигенцией и здравым смыслом в 1918 году. Акунин вообще большой мастак душераздирающе все описывать, вот и эта тема тоже получилась раскрытой как надо: грязь, мерзость, насилие, жестокость, убийства... Пролетариат убивает и грабит выжившую интеллигенцию, отбирает у них дома, устраивает теракты в детдомах, вешает на столбах несогласных и т.д. Но дело не только в этой теме: на месте сюжета ощущается какая-то огромная пустота. Читать не интересно - вот в чем проблема. А такого с книгами Акунина точно никогда ранее не было. Я читала ее три дня - это о многом говорит. Обычно мне и на один вечер нового Фандорина не хватало. Но даже со всем этим можно было бы смириться, если б не одно ОГРОМНОЕ пятно в романе - его финал, застивший собой вообще все.
ВНИМАНИЕ: SPOILER ALERT!!! Бо без спойлеров я аргументировать не смогу.
Вот читали мы 20 лет о замечательном человеке и сыщике Фандорине. Наблюдали его эволюцию - то, как он совершенствуется в своем развитии: коллекционирует полезные (и даже местами сверхъестественные) навыки, совершенствуется духовно и физически, постоянно учится чему-то новому и интересному, видели, как здорово он разбирается в самой прогрессивной технике тех лет, опережая и в этом многих и многих своих ровесников и т.д. А самое главное - мы всегда знали, что он сам по себе исключительный человек: честный, справедливый и преданный. Всегда. ХОРОШИЙ человек. Каких единицы. Потеря таких людей - это настоящая трагедия для человечества. И что? А то...
Не понимаю: как можно было допустить такой финал?! ЗАЧЕМ?? Зачем было так поступать с человеком, у которого и так жизнь временами была просто катастрофой? Но он же выжил, он же старался и боролся! Неужели Фандорин (как и мы, следившие 20 лет за приключениями и трагедиями в его жизни) не заслужили нормального человеческого счастья, то бишь финала?? Право, не ожидала я такого от Акунина... Реально настоящий акунин ("злодей" по-японски, если кто не в курсе). В чем был вообще смысл этого финала? Показать, что зло всегда торжествует? Что в мире всегда было полно говна и давайте добавим еще? Так книги Акунина вроде не об этом, да и никогда об этом не были. Или чисто из вредности, как когда-то Конан Дойл поступил со своим Шерлоком, утопив его в Рейхенбахском водопаде? Так ему потом пришлось взять свои слова обратно под влиянием возмущенной общественности.
Ну зачем, зачем, зачем? Да и как, главное? Как Фандорин мог вообще сесть на ту дрезину, УЖЕ зная к тому моменту, что ему ее дает предатель и убийца детей, которого он раскрыл? Ведь это же перечеркивает напрочь все то, что мы о нем знали! О том, что он был сверхъестественно умным, проницательным и что его интуиция всегда шла впереди него самого. ВСЕГДА, понимаете? И вдруг он взял из рук убийцы и военного преступника эту дрезину, уехал на ней и взорвался. НЕ ВЕРЮ. Фигня какая-то. Словно больше нечем было поразить - вот Акунин и решил убить Фандорина. ТАК ТУПО И ПРИМИТИВНО. До тошноты. Если б еще в его гибели был какой-то смысл!.. Это еще можно было бы понять. Типа, погиб ради высшей цели, как всегда: он ведь сто раз до этого рисковал своей жизнью ради правильного дела. Так ведь нету никакой высшей цели! И смысла тоже нет. А может, это просто заговор и он на самом деле жив? Тут тоже все продумано: дело в том, что по сюжету книги он НЕ МОГ НЕ ВЕРНУТЬСЯ. Не мог от слова совсем. Т.е., он действительно умер. Абсолютно глупо и тупо - вот что бесит больше всего!!! Ну как так можно было, вашу мать?!
Почему "Не прощаюсь"? Да хрен его знает. Душа писателя - потемки. Наверное, теперь снова возьмется за похождения Фандорина младшего.
Злой акунин. Не люблю тебя больше. И с нетерпением жду реакции общественности.
P.S. Да, а мораль (как для меня) сией басни такова: если ты хороший человек, никогда не лезь в политику. Тем более, в российскую. Вон Немцов современный тому пример. Если ты хороший человек, тебе там делать нечего. Фандорин-сан, ты почему так плохо слушал, когда тебе жена это говорила?! Ох, и злая же я, короче... Прощай, Эраст. Ты такого не заслужил.