UK | USA | Iceland 2015. Режиссер - Baltasar Kormákur. В главных ролях: Jason Clarke, Martin Henderson, Sam Worthington, Keira Knightley, Emily Watson, Josh Brolin, Jake Gyllenhaal, Robin Wright.
Повесть о бессмысленном героизме... Это первое, что пришло на ум. Потом, уже по ходу просмотра, в голове все время крутилась песня "Никого не жалко, никого" группы "Ленинград". Реально никого не жалко. Редко со мной такое бывает по отношению к героям фильмов (всегда всем сочувствую и часто до слез), но это оказался именно такой случай. Потому что жалеть 20 идиотов, которые пошли на верную смерть, зная, что их накроет снежная буря на высоте почти 9 тысяч метров, - это диагноз и естественный отбор. Один из них оставил дома беременную жену, и его ребенок уже никогда не увидел своего отца; еще один выжил, но лишился рук, носа и глаз (в принципе, всего лица). Ну вот как их жалеть?! ЗАЧЕМ?? Я понимаю, заниматься мирным скалолазанием: идти в нормальную погоду и с уверенностью, что ты вернешься, но это? Кроме того, данное безумие преподносится как героизм. Тогда объясните мне, в чем он заключается, этот героизм? В том, чтобы покончить с собой таким эксклюзивным способом? Кстати, там весь путь усеян трупами тех, кто остался на Эвересте навсегда: тела оттуда не спускают, и Джомолунгма с ее вечной мерзлотой - их вечный гроб. Т.е., родственники этих камикадзе даже лишены возможности похоронить их по-человечески.
Сам фильм тоже бесил невероятно. А именно - его построение. Два часа экранного времени. Два. Из них час - это их подготовка к восхождению. Тупое бла-бла в палатках, обсуждение планов на будущее (лучше бы они свои завещания обсудили) и репетиции будущего подъема. Раз, два, три... И вот когда ты уже устал следить за этими репетициями, вдруг - БАЦ - и они уже на вершине! Т.е., дошли туда за последние 10 (!!) минут фильма, пока ты думал, что это очередная имитация восхождения. Не знаю, может, я минут 5 и провтыкала: как раз именно те 5 минут, когда они объявили о том, что идут наконец на Эверест:) В любом случае, я офигела от неожиданности и возмущения: т.е., я отсмотрела целый час вступительного бреда, чтобы увидеть главное, которое заняло каких-то 10 минут экранного времени?! Но, как выяснилось позже, главным был не подъем туда, а спуск оттуда. Эвоно как... Тут уже мои нервы не выдержали, скажу честно. Муж мой вообще надел наушники и взял планшет, чтобы "куда-нибудь деваться от этого г**на", а я просто встала и промотала оставшийся час. Весь этот час происходило следующее: они спускались вниз группами (кто-то остался почти на вершине, кто-то сошел ниже), кислород в баллонах либо куда-то делся, либо баллоны оказались полупустыми (и это они 30 или 40 дней готовились к подъему, мать их!), всех замело, часть альпинистов погибла и вмерзла в окружающий пейзаж — конец фильма.
Главные минусы этого произведения (как для меня) - это полное отсутствие какого-либо динамизма (кроме метели в конце: максимум 30 минут фильма из 2х часов), а главное - полное отсутствие сопереживания к героям по причине, описанной выше. Ну невозможно сочувствовать людям, у которых в организме хроническая нехватка адреналина до такой степени, что они идут на суицид абсолютно осознанно и с чувством превосходства над простыми смертными, которые их любят и ждут дома живыми. Но им плевать на это: главное - это подняться на вершину мира № 1, воткнуть там свой флажок и сфотографироваться на память, потому что без этого они ощущают себя неполноценными. Только флажок - и больше никаких приоритетов в жизни. Вот кому они доказывают это свое превосходство? Себе, богу, обществу, Книге рекордов Гиннесса? Перед кем гордятся отмороженными пальцами на ногах? Это же чудовищно, черт побери!!! Причем, некоторые ползут, уже будучи больными, харкая кровью, ни фига не видя из-за проблем со зрением, но все равно ползут! "Я хочу, я хочу туда! Не отправляй меня обратно в лагерь!" Т.е., смерть уже здесь, прямо перед ними, и смотрит им в лицо, не моргая, а они все равно хотят "туда"! Вот что, что движет этими людьми?! Тут нужно мнение психолога или, может, даже психиатра, я не знаю.
Ну а еще - очень мало красивых съемок: никакого ощущения размаха и глобальности, одни палатки да метель. Короче, фигня полная. Даже не знаю, что бы я делала, если бы очутилась в кинотеатре. Боюсь, я бы впервые в жизни ушла и не жалела бы. Все-таки, перемотка - это вещь. Потому что весь этот фильм состоит из частей, которые нужно мотать.