США, 2014. Режиссер и автор сценария - Damien Chazelle. В главных ролях: Miles Teller, J.K. Simmons.
Боже, это же "Цельнометаллическая оболочка" от мира музыки! Шедевр из шедевров! Только если у Кубрика солдаты сносили издевательства, потому что в армии у них просто не было выбора, то главный герой этого фильма страдает от нападок "старшего по званию" по собственному желанию. И хотя его внутренний мазохизм исходит вроде из правильных побуждений, но... Кроме того, тема армии снова приходит на ум в связи с фразой "кто в армии служил, тот в цирке не смеется". Так вот: кто в музучилище учился, тот во время этого фильма не то что не смеется, а пьет валерьянку литрами.
Фильм просто выжигает нервные клетки. Напалмом. Сто раз пожалела, что посмотрела его на ночь: мало того, что не могла после пережитого еще долго успокоиться, так еще и ночью кошмары снились. Вообще, уровню эмоционального накала здесь мог бы позавидовать даже самый крутейший триллер. А картина всего-то о музыке. И это выносит мозг.
Сегодня я опять размышляю об этом фильме. И знаю, что буду размышлять еще долго. И вот самый главный вопрос, который меня мучает: а стоит ли вот так, на самоуничтожение, пахать на то, чтобы стать по-настоящему гениальным музыкантом? С одной стороны, вроде как да: твое имя и наследие войдут в историю, с тебя будут брать пример. А с другой - а что, если в процессе этого ты потеряешь душу? Или жизнь? Возьмешь и поступишь, как один из героев этого фильма - повесишься из-за пережитых стрессов? Будет ли оно ТОГДА этого стоить? Сложный вопрос. Мы вчера с Игорем долго на эту тему спорили. Так и не пришли в итоге к единому мнению.
Кстати говоря, "Whiplash" (переводится на самом деле как "удар кнутом, хлыстом, работа из-под палки") отчасти основан на личном опыте режиссера Дэймиена Шазеля. Когда он учился в старшей школе, то играл в оркестре и, по его словам, очень боялся своего преподавателя. Хорошо Дэймиен атмосферу донес, хорошо... И я на стотыщпятьсот процентов была уверена, что фильм в итоге закончится какой-то страшной трагедией. Вот готова была башку на отсечение отдать. Странно, но моя интуиция на этот раз ошиблась. Хотя, как мне кажется, режиссер специально добивался этого ощущения, усиливая накал по ходу фильма.
Да, еще: J.K. Simmons*у - Оскар!!! Одного "Золотого глобуса" за такую роль мало, я считаю. И это даже не оговаривается. Я просто сбилась со счета, сколько раз за эти час и сорок пять минут фильма я мечтала убить этого садиста-дирижера в его исполнении. Сто тысяч раз. Миллионами разных способов. Мееедленно. Ух, мужик!!!
Оранжевы Йослик, Алёнко, выношу огромную благодарность за совет посмотреть этот шедевр! Мало ли - могла ведь и мимо пройти, с меня станется.
P.S. Фильм стоил всего 3 миллиона! Это ничто по нынешним голливудским меркам. Люди за 3 миллиона сняли шедевр, который круче 99% выпускаемых ныне блокбастеров стоимостью в 100 миллионов каждый. Причем, режиссер долго не мог получить финансирование для фильма, и только кинофестиваль «Сандэнс» дал ему такую возможность. Да и то только после того, как он сделал из полного метра короткометражку, которую и представил на показе в 2013 году. Позор, что такие фильмы не могут найти финансирование!!! Ужасный позор! Потому что всякие тупые комиксы-миллионники уйдут в небытие, а фильмы, подобные Whiplash, навсегда останутся в истории кино.