[300x382]Актриса Маргарита, 1909
Пиросмани так никогда и не узнал, каково быть знаменитым живописцем. Единственная его попытка приблизиться к популярности успехом не завершилась. А было это так. В 1912 году его картины увидели братья Зданевичи (художник и поэт), пришли в восторг и даже купили несколько штук. Так работы Пиросмани попали на выставку авангардистов в Москву.
Позже его пригласили на собрание Грузинского художественного общества, где приветствовали вполне дружелюбно. А потом о нем напечатали в центральной Тифлисской газете: сначала репортаж о его работах, а всего через месяц... карикатуру и насмешливый текст по поводу его творчества. За оставшиеся шесть лет жизни Пиросмани больше не пытался стать известным. Умер он в одиночестве, бедности и безызвестности. Так же, как и многие другие гении.
Популярность пришла к Пиросмани уже после смерти. В 1920-х годах художника записали наряду с Анри Руссо в классики примитивизма, а за картинами на черной клеенке (именно на таком «полотне» написано большинство работ Пиросмани) началась настоящая охота. Их искали, выкупали у грузинских духанщиков, для которых он часто выполнял заказы, находили на чердаках. Всего собрать так и не удалось. Сейчас наследие Пиросмани составляет 200 работ – малая часть того, что сделал художник за свою жизнь. Мы только можем догадываться, как выглядели настенные росписи Пиросмани и его росписи по стеклу, которые художник рисовал за гроши в местных духанах (питейных заведениях). Ни одна такая работа не сохранилась. Но даже того небольшого количества картин оказалось достаточно, чтобы прославить Пиросмани на весь мир. Увидев эти работы, такие открытые и совершенные, люди захотели узнать, как жил их автор, чем увлекался и как зарождались в его голове удивительные образы. Тут-то и выяснилось, что сведений – ничтожное количество, да и те достаточно сомнительны. Поэтому решили дописать биографию по воспоминаниям знакомых Пиросмани. В результате скупые факты начали обрастать легендами: кто-то поведал одно, кто-то – другое, а некоторые свои истории еще и приукрасили. Рассказывали о его чрезвычайной начитанности, о философском взгляде на мир и о его единственной любви – актрисе Маргарите, которой Пиросмани подарил все цветы Тифлиса, а точнее, ровно миллион алых роз. Таким был и остается Нико
[300x404]
Девочка с воздушным шариком, 1910-12
[300x488]
Портрет Мелиона Чхеидзе, 1906 (С)
[450x268]
Молодой рыбак, 1914 (
[450x369]
Женщина доит корову, 1916
[350x431]
Мальчик на осле, 1916
[200x485]Кормилица с ребенком, 1905
[200x505]
Кухарь, 1905
[350x316]
Пасхальный ягненок, 1914-1915