• Авторизация


Без заголовка 07-01-2009 23:28 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Оригинальное сообщение

Языческие прототипы Деда Мороза.



Языческие прототипы Деда Мороза (надо знать СВОЮ историю), Отправим Санта-Клауса на родину! Вы только почитайте насколько Морозко сложней и красивей!!!
Статья взята отсюда>>>
А. Фанталов. Чернобог


1. Карачун (Корочун, Каручень) - по некоторым источникам Карачун - это другое имя Чернобога или его порождение - подземного бога смерти, повелевающего морозами, бога зла, лжи, несчастья, ненависти, тьмы и ночи.


По некоторым данным, Карачун – сезонный бог из свиты Велеса. Так или иначе, Карачун связан со смертью (белорус. корочун - внезапная смерть в молодом возрасте, злой дух, сокращающий жизнь; рус. карачун - смерть, гибель, злой дух). Эта его ипостась отразилась и в поговорках: «пришел ему карачун», «жди карачуна», «задать карачуна», «хватил карачун». Природные явления зимы невольно ассоциируются у человека со смертью: природа как будто умирает, мир холоден и покрыт ночной тьмой. Более того, зимой была очень высокая смертность населения и скота. Соответственно, все, связанное с негативными явлениями зимы, также приписывалось Карачуну: он студил землю и укорачивал дни. Зимние погодные явления олицетворялись его прислужниками: медведем-шатуном и волком.


В Новгородской летописи "стояше вся осенина дъждева отъ Госпожина дни


до Корочуна" (ПСРЛ III-9), Керечун или Крочун вечер - сочельник или


Рождественские святки. Окочуриться, накатить карачун - т.е. остыть, как


труп. Возможно как-то


связан с древним культом Крота. Вероятно, что это другое имя Кащея.


------------------------------------------------------------------


2. Позвизд (Посвист, Похвист) – свирепый бог ветров, бурь и непогод или бог северного зимнего ветра; по некоторым источникам в его подчинении были и позитивные погодные явления. «С его бороды лили проливные дожди, из уст исходили туманы. Стоило Позвизду тряхнуть волосами, как на землю валил крупный град.


Вместо плаща влачились за ним ветры, а с полы его одежды валил хлопьями снег. Стремительно носясь по небесам, сопровождаемый свитою бурь и ураганов, он распространял вокруг шум и свист, и ничто … не могло устоять перед его стремительностью и натиском! ("Густинская летопись", Иннокентий Гизель "Синопсис", 1674 г.), северного ветра, о нем сообщают Кромер и Меховский. Внук Стрибога.


Позвизд имел вид свирепый, волосы и бороду всклокоченные, крылатые распахнутые одеяния. Жил он где-то на вершинах высоких и далеких гор…» swarog.ru


Упомянут в Синопсисе среди идолов, установленных кн. Владимиром в Киеве в 980 г.:


По-перше, поставив (Володимир) чільного кумира, подібного до людини, на ім’я Перун, бога грому… Третій — Позвизд, інші ж кликали його Похвистом, деякі називали Вихром, сповідуючи, буцім був богом вишини, доброї та поганої погоди.


----------------------------------------------------------------------------------


3. В мифологии существуют и весьма близкие Морозу духи Зимник и Зюзя (белорусская мифология).




Судя по немногочисленным описаниям персонажей, их можно считать одной из разновидностей Мороза (возможно, территориальных):


Зимник - «…это старичок со светлой бородой, светлыми волосами, без шапки, без обуви, с железной булавой в руках. В фольклоре сохранилась примета: «если зимою заходит из лесу в деревню старик небольшого роста, с белыми, что снег, волосами и длинной седой бородой, с непокрытой головой, босой, в теплой зимней одежде и с железной булавой в руках - жди жестокой стужи, которую предвещает появление Зимника» swarog.ru


Перед нами, с одной стороны, олицетворение стихии природы, силу которой символизирует булава; с другой, некоторая «сглаженность» образа: старичок небольшого роста, что делает его более близким человеку, а значит, менее враждебным.


--------------------------------------------------------------


4. Велес - бог скота, пастушества, богатства, облаков, мудрости, хитрости, книжности, оберегания, жита, воли, торговли, колдовства, хозяин бесов, вестник богов, проводник умерших душ. Хотя он не прототип, а мифический близкий родственник.


На Севере Руси "скотий бог" особенно почитался и вообще был характерен для Русского Севера. Слова «власть», «волосить» (властвовать) произошли от имени этого бога. Велеса называют «богом всей Руси» (договор русских с греками 907г).




На родственность Велеса и Мороза указывает, прежде всего, сама мифология: по ряду источников Мороз - сын Велеса и Мары/ Бури Яги/Дивы. Таким образом, возникает связь Велес – Мороз – Дед Мороз.


Это «мифологический» ответ на поставленную проблему. Но на близость образов указывает также и прочее:


- под властью Велеса находились звезды: волосыни, волосожары, власожелищи. Волосыни - жены Велеса, созвездие Плеяд, согласно И.И.Срезневскому (они же Власожелищи, Бабы) - "Волосыни да кола въ зорю вошли, а лось головою стоитъ на восток" (Срезневский И. Словарь Древнерусского Языка). Волосожары - Млечный Путь - "Велес чесався и волосья разбросал". Вселенная представлялась древним Коровой, Млечный путь также молоко ее. Велес - сын Коровы Вселенной. Лось - Созвездие Большой Медведицы - чертоги Велесовы.


- под властью Велеса находились воды: «невернии сии человецы моли слезно своего Волоса, да низведет дождь на землю» («Сказание о построении града Ярославля»), из чего следует, что Волос-Велес давал дождь и распоряжался небесными водами;


- Велес представлял культ мертвых, предков, душ умерших. Рыбаков Б., ссылаясь на Веселовского А., приводит ряд балтийских параллелей: welis - литовск. - покойник, welci - души умерших; а также, ссылаясь на Иванова, Топорова, приводит значение корня Vel – мертвый, wael - древнеанглийск.- оставшийся на поле боя, труп. И далее Рыбаков развивает мысль: первоначально, в далеком охотничьем прошлом, Велес мог означать "духа убитого зверя", "духа охотничьей добычи", т. е. бога того единственного богатства первобытных охотников, которое олицетворялось тушей побежденного зверя.


- Велесовы Дни (1-6 января). Обряды. Ряженье. Упомянутое в начале статьи ряжанье в звериные маски и одежду навыворот Рыбаков связывает с культом Велеса через образ мохнатого медведя, древнейшего символа Велеса. Успенский Б.: в Великий четверг на страстной неделе совершали обрядовую «окличку» мертвых. «В этот день … жгли солому и кликали мертвых» (Стоглав, 1890, с. 193), а также скотину в печную трубу. Но в этот же день окликали Мороз с приглашением его на трапезу и просьбой не бить урожай. Успенский Б. отмечает, что Мороз «обнаруживает несомненную связь» с Велесом.


Таким образом, Мороз можно рассматривать как порождение Велеса, одну из его сторон. Мороз – это зимняя ипостась Велеса, так же как Яр (сын Велеса и Дивы) — весенняя.


------------------------------------


5. Троян - образ неоднозначный и, судя по всему, малоизученный. В одних источниках его называют богом луны или месяца, в других - богом здоровья, целебных трав и знахарства. Луну же относят к Симарглу.


Троян - упомянут в апокрифе "Хождение Богородицы по мукам" в ряду "Троян, Хърс, Велес, Перун", в полууставной рукописи Толстовского собрания среди "Перуна и Хорса, Дыя и Трояна".


В "Слове о Полку Игореве" упомянуты тропа Троянова, века Трояновы и земля Троянова. В поздних сербских источниках сказано, что Троян боится солнечного света и у него козлиные уши. Возможно, это один из пекельных богов, ипостасей Чернобога.


В данной статье ограничимся лишь измышлениями некоторых исследователей, усматривающих связь Трояна с искомым образом.


Золотев Ю.: На Руси хозяином зимы, по-видимому, считался рогатый месяц... В глубокой древности месяц … обожествлялся в виде быка или тура». Но Троян был не только богом зимы, снега, дорог. Будучи богом луны, он не принадлежал целиком к кругу светлых, благостных богов древних славян. Связанный с культом предков и плодородия, Троян был также божеством ночного мрака, темных сил и ужасов. И еще он был великим судьей, тем, кто награждает и наказывает и живых, и мертвых. Не случайно в народной традиции путь на «тот свет» - Млечный путь - зовут «тропою Трояновой».


Веремьев А.: Известны земляные валы на землях Украины, самые протяжённые - Змиевы валы Киевщины, тянущиеся вдоль правого берега Днепра до самого Чёрного моря, названные Трояновым Валом. «Троян - это первый и подлинный Дед Мороз нашего народа». Далее автор пересказывает несколько странную легенду о Трояне


Жарникова С.: Трояна ассоциируют с древнеславянским божеством луны, получившим свое имя от ее трех фаз. С Трояном в народной традиции связывались представления о зиме, снеге, сугробах, снежной белизне и тропах, протоптанных дикими турами. На Святках по селам водили быка, одевали рогатые маски, называемые «туром», прославляли в святочных песнях «тура» и «турицу» (Рыбаков связывает это действо с Велесом).


Далее, развивая свою мысль, ученый связует Деда Мороза с Родом через тройственность Род-Велес-Троян. И далее определяет первоисточник этой связи через Варуну. (Та же идея встречается и в vokrugsveta.ru )


----------------------------------------------------------------------------------------


6. Со временем Мороз менялся. Суровый, в компании Солнца и Ветра разгуливающий по земле и насмерть морозивший встретившихся на пути мужиков (в белорусской сказке "Мороз, Солнце и Ветер), он из грозного постепенно превращается в справедливого и доброго деда. Мороз (Студенец, Трескун, Морозко) – дух холода, широко распространенный в восточнославянском фольклоре (сказки, обряды, поговорки и пословицы).




Наиболее известный образ этого духа запечатлен в народной сказке «Морозко» и поэме Н. Некрасова «Мороз, Красный Нос»:


Не ветер бушует над бором,


Не с гор побежали ручьи,


Мороз-воевода дозором


Обходит владенья свои.


Глядит, хорошо ли метели


Лесные тропы занесли,


И нет ли где трещины, щели,


И нет ли где голой земли.


Идет - по деревьям шагает,


Трещит по замерзлой воде,


И яркое солнце играет


В косматой его бороде.


Внешний облик Мороза разнится в источниках: от огромного получеловека-полустихии до старичка небольшого роста. Очевидно, чем более значимым был образ для населения той или иной территории, тем более грозным обликом наделялся бог.


Мороз, Морозко— персонаж славянского сказочного и обрядового фольклора; культ МОРОЗА косвенно отражен во всех славянских традициях (главным образом в пословицах и поговорках). У восточных славян представлен сказочный образ МОРОЗ-— богатыря, кузнеца, который сковывает воду "железными" морозами (калинниками, по народной этимологии связанными с "калить"); сходные представления отражены в чешских и сербохорватских фразеологических оборотах и обычаях, связанных с кузнецами. Возможно, что сказочный образ МОРОЗА (Трескуна, Студенца), в русской сказке идущего с Солнцем и Ветром и угрожающего заморозить встретившегося им мужика, может быть сопоставлен с образом МОРОЗА, живущего в ледяной избушке и одаривающего (в функции сказочного помощника) пришедшего к нему.


Обрядовые представления, лежащие в основе этих образов, сохранялись у восточных славян в ритуале кормления МОРОЗА накануне Рождества (см. Приглашение). В каждой семье старший должен был выйти на порог или высунуться в волоковое окно с печи и предложить МОРОЗУ ложку киселя или кутьи со словами: "Мороз! Мороз! Приходи кисель есть. Мороз! Мороз! Не бей наш овес!"; затем следовало перечисление растений и злаков, которые МОРОЗ не должен был побить (ср. обычай кормления дедов-предков и сочетание Дед МОРОЗ). В восточнославянской низшей мифологии МОРОЗ — старичок низенького роста, с длинной седой бородой, бегающий по полям и стуком вызывающий трескучие морозы; от удара МОРОЗА по углу избы трескается бревно.


Древний Дед Мороз, согласно славянским языческим мифам, обитал в ледяной избушке в стране мертвых, куда можно было попасть, пройдя через колодец (кстати, именно такой переход описан в некоторых народных русских сказках, ежели помните). Сейчас Дед Мороз живет в городе Великий Устюг, на востоке Вологодской области.


В общем ВЫБИРАЙТЕ




ИЛИ





Санта против Морозко


1.


* Санта Клаус безобразно пузат, толст и обжорист


* Деда Мороза традиционно никогда не изображают толстым! Он одет в богатые тёплые одежды, высок и широкоплеч, но даже в этих одеждах не выглядит толстым! "Толстые деды Морозы" - влияние западной культуры!!


2.


* Дед Мороз мужественен - внучка Мороза Снегурка в более ранних источниках - его Дочь!


* О возможностях Клауса умолчим))))


3.


* Дед Мороз приходит на праздник к детям и дарит подарки. Он могущественен и способен посетить ВСЕ утренники))


* Санта Клаус влазит в печную трубу. Как вор.


4.


* Дед Мороз богат - всё зимнее серебро, все бриллианты - его. Его одежда - богатая боярская, расшитая золотой и серебрянной нитью, отороченная богатым мехом. Он - царь


* Санта Клаус одет в какую-то пуховую пижаму и традиционно - шутовской колпак!


5.


* Дед Мороз трансформировался в народном сознании из злого могущественного духа в великолепного царственного дарителя


* Санта Клауса умудрились превратить из благостного Святого - защитника обиженных и детей в разжиревшего не по делу смешливого шутовского коммерческого старикашку, пьющего кока-колу и жрущего гамбургеры!


ИТОГ:


Я не против Санты - исконного Санты, святого Клауса. Пусть он правит у себя на родине. Пусть дарит детям радость.


 
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):
очень интересно - карачун - тот , кто делает что либо коротким- воистину - велик и могуч русский язык


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | Зверополк - Мужчина - это мальчик который уже бросил курить | Лента друзей Зверополк / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»