Мир грудного ребенка, возраст 1-4 месяца, Что он должен уметь
08-08-2011 00:36
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Первое, чему начинает учиться ваш малыш – это контролировать движения головы, удерживать ее при горизонтальном и вертикальном положениях тела, осваивает повороты головой в стороны. К месячному возрасту врожденный защитный рефлекс вытесняется умением держать голову. Несвоевременное или неправильное появление этого умения может быть связано с тем, что вы неграмотно носите ребенка, например, постоянно на одной и той же руке. Или возможно вы не меняете положение ребенка в кроватке или не выкладываете его на животик. В этом случае, при плановом осмотре доктор вашего малыша может отметить привычное положение головы у вашего ребенка. Если такая ситуация сохраняется достаточно долгое время и дополнительно развивается рахит, то может возникнуть односторонняя деформация головки малыша. Вероятно, начнет задерживаться и психическое развитие из-за того, что ребенку необходимо учиться следить глазами за двигающимися игрушками во всех направлениях, одновременно поворачивая голову и глаза, а у него получается только в одном — привычном направлении. Начиная с 3-х месячного возраста, я рекомендую родителям бодрствующего ребенка носить на руках спиной к себе. Одной рукой при этом поддерживать, обнимая малыша в подмышечной области, другой поддерживать в области ягодиц. При этом повороты головы и движения рук будут одинаково свободными во все стороны.
В этот период важно постепенное своевременное снижение, физиологически повышенного с рождения, мышечного тонуса до нормального. Если снижение не происходит, этот тонус будет тормозить объем нужных по возрасту движений в конечностях, таких как раскрытие кулачка, выпрямление рук, необходимых для того, чтобы взять игрушку.
Ваш малыш, начиная с 3-3,5 месяцев, будет пробовать переворачиваться со спины на живот. Чтобы ему перевернуться, необходимо задействовать соответствующие мышцы в определенной последовательности: ребенок группируется и «закидывает» ногу, при этом подбородок и руки прижаты к груди. Если же малыш голову запрокидывает назад, напрягает мышцы спины, а ноги выпрямляет, т.е. выгибается, то переворот на живот не получится. Мы наблюдали здоровых детей, которые не смогли перевернуться до возраста 7 месяцев. При этом родители утверждали, что начали учить своих малышей этому, когда им было 2-3 месяца. Такой результат можно объяснить тем, что родители неправильно подсказали необходимое движение.
В этом возрасте ребенок, лежа на животе, должен опираться на предплечья.
В дальнейшем он учится выпрямлять руки, чтобы приподняться над поверхностью.
В этот момент обратите внимание, может быть вместо опоры на руки голова и плечи удерживается на вису, руки же выпрямлены вдоль туловища или разведены в стороны. В таком положении малыш будет быстро уставать и долго не сможет встать на четвереньки или протянуть руку к игрушке, лежа на животе.
Если в возрасте 4 месяца, малыша, лежащего на спине, потянуть медленно за ручки, он пробует подтянуться, сгруппироваться и при поддержке удержаться в положении сидя.
Готовность к этому движению определяется умением ребенка привести подбородок к груди и согнуть руки в локтевых суставах. В противном случае тянуть ребенка за руки не рекомендуется.
Упражнения для рук
1. Малыш лежит на спине, на столе с приподнятой головой и плечами на угол в 45 градусов с помощью жесткой подушки. Свои большие пальцы вложите в кисти ребенка, остальными пальцами захватите ручку снаружи . Медленно потяните на себя малыша за руки, но не допускайте приподнимания головы над поверхностью . Необходимо добиться активного напряжения сгибателей рук с их дальнейшим сгибанием в локтевых суставах. Повторите упражнение 5-7 раз.
2. После того, как у малыша появиться активное сгибание рук при подтягивании, помогите ему поднять голову над поверхностью, подложив ладонь под затылок и плечи . Задержитесь в этом положении на 3 – 5 секунд постепенно увеличивая продолжительность. Повторите упражнение 5 – 7 раз.
3. Если у малыша получается сгруппироваться, лежа на жесткой подушке, т.е. приподнять голову и согнуть руки в локтях, когда вы его подтягиваете за руки то, предыдущее упражнение следует повторить без подкладывания под голову подушки до 5-7 раз.
4. Если ваш малыш может кратковременно удерживать голову, лежа на животе, попробуйте его руки согнуть в локтевых суставах перед грудью и подержать в таком положении 4-5 секунд . Повторите упражнение 3 – 5 раз.
5. Если у ребенка начала появляться самостоятельно кратковременная опора на предплечья, захватите своими ладонями согнутые локтевые суставы и слегка приподнимите плечи над поверхностью стола, удерживайте ребенка в этом положении 3 – 5 секунд. Повторите прием 5 раз.
6. Далее усложните малышу предыдущее упражнение: в том же положении покачайте его в стороны, перенося вес тела с одного предплечья на другое на 4 – 6 секунд. Повторите прием 2 – 3 раза.
Если у ребенка, лежа на животе, появилась уверенная опора на предплечья, поучите его выпрямлять и опираться на вытянутые руки. Для этого:
7. Возьмите малыша в области груди и таза, лицом вниз. Приподнимите его над столом , парящим движением на себя проводите его ладошками по поверхности. Остановитесь в конце каждого движения и кратковременно перенесите веса его тела на выпрямленные руки. Повторите упражнение 5 – 7 раз.
8. Возьмите ребенка в подмышечной области и приподнимите над поверхностью стола на высоту его вытянутых рук, задержитесь в этом положении на 2 – 3 секунды, вернитесь в исходное положение. Повторите упражнение 5 раз.
9.. Если у малыша получается выпрямить руки в то время, когда вы его приподнимаете над столом , то дайте ему возможность удержать на руках верхнюю половину туловища, при этом держите его в области локтевых суставов, не давая им согнуться. Задержите его в этом положении 4 – 5 секунд. Повторите упражнение 3 – 5 раз.
10. Дайте ребенку возможность удержаться на вытянутых руках самостоятельно. Простимулируйте его для этого, подталкивая ладонью грудную клетку вверх. Время, в течение которого малыш будет удерживать это положение, пусть определяется его желанием.
Упражнения для живота
1. Самое первое упражнение – это покачивание малыша. Ребенок лежит на спине, ногами в вашу сторону. Свои ладони подведите под его плечи и голову, локтями обопритесь на стол, располагая их рядом с туловищем ребенка. Приподнимите ребенка до вертикального положенияи опустите обратно за счет сгибания своих рук в локтевых суставах. Повторите упражнение 5-7 раз.
2. Следующее упражнение проведите на гимнастическом мяче. Возьмите ребенка двумя руками в подмышечной области спиной к себе. Положите на подготовленный мяч так, чтобы только голова лежала на вашем надплечье или груди, ноги при этом свободно свешиваются с мяча. Проведите прокатывающие движения на мяче вперед назад, стимулируя активные сгибания бедер и подтягивание их к животу. Желательно, чтобы ребенок удержался в этом положении 2-3 сек. Повторите упражнение 5-7 раз.
Отличным результатом тренировки будет считаться длительное удержание такой позы в любом положении тела, под любым углом. А при отведении ребенка на мяче вперед, свешенные ноги будут сохранять положение сгибания. При этом вы можете заметить, как будут напрягаться мышц брюшного пресса малыша..
3. Теперь поучите ребенка удерживать на мяче позу группировки. Это такое положение, при котором согнутые ноги подтянуты к животу, а голова наклонена к груди. Умение группироваться будет необходимо и в дальнейшем, когда ребенок будет учиться ходить и падать без серьезных ушибов. В этом упражнении начните с удерживания головы в положении сгибания. Ваш малыш лежит на мяче, как описано в предыдущем упражнении, его голова находится на вашем надплечье, а ноги ребенка подтянуты к животу. Прокатите его на мяче на себя, медленно убирая свое плечо из под головы ребенка. Ему придется некоторое время удержать свою голову без опоры на вас. Задержитесь в этой позе группировки на 2-3 сек, удлиняя время до 5-7 сек. Вернитесь в исходное положение, дайте отдохнуть малышу, в это время его голова должна лежать на вашем надплечье . Повторите упражнение 3-5 раз.
4. После того, как вы добились, длительного / до 10 сек/ удержания позы группировки малыша на мяче, начните упражнение в виде прокатывания на мяче в чуть убыстренном темпе. При этом мяч должен соприкасается со спиной ребенка по ходу позвоночника, а ваши движения должны быть направлены на себя и вверх, затем от себя и вниз. Длительность выполнения упражнения 10-15 сек.
5. Потренировав, в предыдущем упражнении умение группироваться на мяче перейдите к поворотам на мяче таза и бедер на бок в каждую сторону, при этом удерживайте, лежащего на спине малыша так же в подмышечной области головой к себе. Повторите упражнение 3-4 раза в каждую сторону.
Упражнения для спины
Упражнения на тренировку мышц спины будем проводить на гимнастическом мяче.
1. Возьмите малыша двумя руками в подмышечной области спиной к себе, положите на гимнастический мяч, на живот. Проведите прокатывающие движения от себя и к себе. Повторите упражнение 8-10 раз. Ребенок должен в ходе тренировки научиться прогибаться в спине в виде «лодочки». Потренируйтесь, задерживаясь в этом положении на 8-10 секунд в течение 3-5 повторов.
2. Следующее упражнение проводится в том же положении ребенка на гимнастическом мяче. Только движения-прокатывания делайте в боковых направлениях и по кругу по очереди в каждую сторону. Повторите упражнения 3-5 раз.
Упражнения для ног
1. Для выполнения этого упражнения возьмите малыша двумя руками в подмышечной области. Дотроньтесь его стопами до поверхности стола желательно так, чтобы стопы полностью соприкасались с поверхностью. Слегка наклоните корпус ребенка вперед, дождитесь начала перешагивающих движений ног. Повторите упражнение в 4-5 проходов по длине стола.
2. Малыш лежит на животе на столе, придайте ему позу лягушонка, при которой ноги согнуты и разведены в стороны. Подставьте свои ладони под стопы ребенка и подождите пока он оттолкнется от них, выпрямляя ноги. Повторите упражнение 4-5 раз, но при этом каждый раз после выпрямления сами сгибайте ноги ребенка в коленных и тазобедренных суставах, сохраняя их разведение
3. После освоения ребенком предыдущего упражнения, усложните его. Теперь пусть малыш отталкивается от вашей ладони по очереди каждой ногой в отдельности. Повторите упражнение по 3 раза с каждой стороны.
4. Следующее упражнение выполните на гимнастическом мяче. Возьмите ребенка в подмышечной области, положите на мяч на живот, ногами к себе. . При прокатывании малыша на мяче на себя, стопы ребенка должны упереться в вашу грудную клетку, подождите пока ребенок попытается оттолкнуться от вас, выпрямляя ноги. Придержите его, прежде чем прокатить на мяче от себя вперед. Повторите упражнение 8 – 10 раз. Нагрузку на ноги ребенка дозируйте придерживанием во время отталкивания от вас.
5. Теперь возьмите малыша на руки спиной к себе. При этом одной рукой удерживайте его грудную клетку, другой рукой поддерживайте ребенка под ягодицы, ноги при это должны свободно свешивающиеся ноги приподнимите и уприте стопами ребенка в гимнастический мяч. Подождите, пока ребенок оттолкнет ножками от себя мяч.Повторите упражнение 8-10 раз. В дальнейшем начинайте придерживать гимнастический мяч, что бы малыш прилагал силу для его отталкивания.
Первая погремушка ребенка должна быть яркая легкая с мелкофрагментированным наполнителем, который создает нерезкий звук, чтоб исключить вздрагивание ребенка. Ручка у погремушки должны быть прямая, напоминающая ручку ложки. Не забудьте ее хорошенько помыть с детским мылом в теплой воде перед тем, как дать ее ребенку. Но прежде чем малыш потянется к игрушке, он должен научиться ее рассматривать или обращать на нее внимание. Если вы потренируете его внимание и подскажете, как правильно взять игрушку, ребенок быстрее начнет это делать самостоятельно, что будет способствовать его интеллектуальному развитию. Рекомендуется перед тренировкой дополнительно проводить массаж ладошек и пальцев по предложенной методике (см. по ссылке), подготавливая мелкие мышцы кисти к действиям, акцентируя внимание ребенка на его руке, способствуя разглядыванию кулачка.
=== Занятия начните с тренировки прослеживания игрушки. Лежащему на спине ребенку на расстоянии 20-25 см от его глаз покажите яркую погремушку, привлеките его внимание и убедитесь, что малыш заинтересованно смотрит на нее. После чего медленно с потряхиванием перемещайте игрушку сначала в боковых направлениях, затем вверх и вниз, можно дополнительно по кругу. Но следите, чтобы малыш не терял игрушку из своего поля зрения. Повторите упражнение, постепенно доведя количество повторов до 4-5 раз в каждую сторону. Итоговым результатом тренировки должно быть плавное прослеживание, сопровождающееся поворотом головы в полном объеме и во всех направлениях. Только после этого в упражнение добавляется тренировка участия рук ребенка.
=== Следующим этапом будет попытка малыша дотронутся до игрушки. Что бы это желание появилось, игрушка должна попасть в поле зрения ребенка рядом с его ладошкой. Это выглядит так, когда ребенок поворачивает голову за предложенной игрушкой, дотроньтесь погремушкой до пальчиков ребенка, обращая его внимание на это.
Следующим желанием малыша будет разжать кулачок, а вы в это время дотроньтесь ручкой погремушки до ладони ребенка. Он попытается захватить предложенную ему игрушку. Сначала это будет выглядеть не очень- то правильно и уверенно. Повторите попытку 3-5 раз, обязательно для каждой руки по очереди. С каждым разом это будет получаться лучше и быстрее.
Следите, что бы захват игрушки был правильным, т.е. большой палец должен противопоставляться остальным.
=== Если ребенок берет и удерживает погремушку, попробуйте взяв его за предплечье, поводить его рукой с погремушкой в разные стороны, но в пределах его поля зрения. При этом ребенок сам должен удерживать игрушку.
=== Если предыдущее упражнение получилось, то к удерживаемой ребенком игрушке приблизьте свободную руку ребенка и дайте ему дотронуться до нее свободной рукой. Это будет способствовать освоению ребенком перекладывание игрушки из одной руки в другую.
=== После того, как малыш научился протягивать руку к погремушке лежа на спине, то предложите дотянуться к расположенной рядом игрушке из положения лежа на животе, как более сложный вариант. Но предварительно несколько раз покажите, с участием руки ребенка, необходимые движения .
Родители иногда замечают, что ребенок берет игрушки чаще и охотнее в левую руку. У них возникает соответственно вопрос: а не левша ли малыш? Можно с уверенностью сказать, что в грудном возрасте определить будет ли ребенок левшой пока не возможно. Его предпочтения в некоторых случаях охотнее пользоваться левой рукой зависят от следующих факторов. Самый распространенный вариант, это когда родители чаще протягивают ребенку игрушку в левую сторону малыша, при этом родитель правша и при общении с ребенком левая рука малыша оказывается ближе и удобнее именно для родителя. В итоге получается, что та рука, к которой чаще протягивают предмет, быстрее развивается, и ребенок начинает охотнее ей пользоваться. Возможен и другой вариант, в котором в руке изменен мышечный тонус с рождения, тогда отмечается повышенное мышечное напряжение (гипертонус), либо пониженное (гипотония). В разделе по тестированию на эти отклонения было обращено ваше внимание. Эта причина также способствуют неодинаковому развитию движений в руках. Будет отставать та рука, в которой сильно изменен тонус мышц. Но в любом случае обязательно учитывайте, что развивать моторику и координацию надо в обеих руках одинаково. В противном случае неправильная установка кистей рук, приведение первого пальца к ладони, сжатые в кулак пальцы за счет повышенного тонуса влекут за собой поздний и неправильный захват предметов руками, вследствие чего нарушаются психическое развитие ребенка, с возрастом и мелкая моторика, обучение письму, рисованию.
Как научить ребенка держать голову
= Положите ребенка на столе на живот. Перед ним на стол поставьте игрушку типа неваляшки. Положите свою ладонь на лоб ребенка, приподнимите его голову, чтобы он увидел игрушку. Задержитесь в этом положении на 4-5 секунд и вернитесь в исходное положение, поддерживая голову ребенка. Упражнение повторите 5 раз.
= Если при выполнении предыдущего упражнения вы почувствовали, что малыш может самостоятельно удержать поднятую с вашей помощью голову, попробуйте убрать свою ладонь со лба ребенка, но не забудьте его при этом подстраховать. Повторите упражнение 5 раз.
= Если у вашего малыша появилось умение самостоятельно поднимать и удерживать голову, почаще стимулируйте это желание. Для этого выкладывайте ребенка несколько раз в день на живот, желательно не раньше, чем через 30 минут после кормления, чтобы избежать срыгивания. Заинтересовывайте его разноцветными игрушками или общайтесь с ним так, чтобы он как можно дольше видел вас.
= Если малыш научился хорошо держать голову, попробуйте потренировать его на гимнастическом мяче. Требования к гимнастическому мячу смотрите в главе: общие рекомендации на время занятий.
Положите ребенка на подготовленный мяч на живот ногами к себе. Удерживайте его в подмышечной области двумя руками. Прокатите малыша вперед так, чтобы голова и плечи остались на вису, задержитесь в этом положении на 2-3 секунды и вернитесь обратно для отдыха лежа на мяче. Повторите упражнение 8-10 раз.
Теперь перейдем к укрепление мышц шеи, которые наклоняют голову вперед.
= Положите малыша на стол на спину и подложите под его голову и плечи детскую подушку. Со стороны спины своими руками обхватите плечи ребенка и слегка приподнимите их над поверхностью, подождите несколько секунд, чтобы ребенок попробовал самостоятельно вслед за плечами приподнять голову. Опустите ребенка на подушку для отдыха. Повторите упражнение 5-7 раз.
Если малыш, при подтягивании его за ручки, научился их сгибать в локтевых суставах, то повторите предыдущее упражнение, но приподнимайте ребенка не за плечики, а за ручки. Не торопитесь, подождите его попытку приподнять голову над подушкой. Повторите упражнение 5 раз.
Если у ребенка не получается самостоятельно приподнять голову, помогите ему, подведя свою ладонь под затылок. Задержитесь в этом положении на 3-5 сек, постепенно увеличивая это время. Повторите упражнение 5-7 раз.
Если малыш уверенно держит голову, лежа на животе опирается на предплечья, лежа на спине может подтянуть колени к животу, при потягивании за ручки приводит подбородок к груди и сгибает руки в локтевых суставах, пришло время научиться самостоятельно переворачиваться со спины на живот. Хорошо подготовленному малышу бывает достаточно несколько раз показать верное движение, если он сам еще не догадался, что нужно сделать.
Положите малыша на стол на спину ногами к себе. Возьмите его ногу в области голени, согните ее в коленном и тазобедренном суставах и заведя ее на противоположную сторону, слегка поверните таз ребенка в бок. Задержитесь в этом положении. Подождите несколько секунд ответной реакции ребенка. Он должен приподнять голову над поверхностью стола и повернуть плечо в сторону поворота таза.
Если у ребенка не хватило сил повернуть верхнюю половину туловища самому, допускается ваша помощь. Протяните ему в ладонь палец своей руки, чтобы ухватившись за него малыш мог подтянуть себя дополнительно. Но не тащите его при этом за руку. Повторите упражнение 4-5 раз в каждую сторону.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote