Играть не следует только в двух случаях:
когда вы не можете себе этого позволить
и когда вы можете себе это позволить.
А разбогатеть на игре можно,
только купив казино…
«Откровения прозревшего игрока»
Азарт — понятие еще более загадочное, чем лабиринт. Хотя, казалось бы, что может быть проще: войти в азарт…Но проблема в том, как выйти из азарта. В русском языке просто нет такого выражения. В этом материале SL постарается пролить солнечный свет на темные стороны этого явления, а проще говоря, осязать магическое пространство азарта: будь то ипподром, поле рулетки или распечатка с коэффициентами ставок букмекерской конторы. Мы подвергнем химическому анализу нутро игрока, чтобы доказать, что азарт — не более чем фантом, истощающий твое сознание допинг.
Несомненно, в мировой истории был момент, когда случился первый выигрыш и, соответственно, проигрыш. О подробностях дебютного пари нам, к сожалению, ничего не известно, кроме того, что было это очень давно, за несколько веков до нашей эры. О боге азартной игры, или боге удачи, упоминают еще греческие и римские мифы. У ирландцев и шотландцев также есть сказания о необыкновенных ставках. Но наиболее многочисленные драматические истории об азартных играх можно обнаружить в фольклоре Азии, включая Юго-Восточную Азию, Японию, Филиппины и Индию. В этих странах существует множество народных преданий о том, как мужчины использовали в качестве ставок в азартной игре своих жен, сестер, дочерей, собственные тела или части тела. Неудивительно, что азартные игры сплошь и рядом подлежали строгому запрету. Римляне, например, считали их источником утонченных чувственных наслаждений, которые не могут и не должны быть доступны плебеям. Юлий Цезарь увлекался петушиными боями, а Марк Антоний не мог прожить и дня без того, чтобы не метнуть на счастье стаканчик с костями. А вот мусульмане и иудеи запрещали подобные развлечения, чтобы не отвлекать верующих от Яхве и Аллаха.
Однако не будем углубляться в мировую историю, а сделаем шаг назад в собственное детство.
Первые шаги азарта
Если присмотреться повнимательнее, то азарт окружал каждого из нас буквально с малых лет. Сначала мы ради интереса играли в «дурака», собирали какие-то вкладыши от жвачек и наклейки в журналы с разной тематикой. Чуть позже появились приставки «денди» и «сеги», и мы устраивали целые турниры с призами. По правде говоря, почти любое дело, в котором человек преследует какую-то цель, так или иначе связано с азартом. Это может быть и любовное увлечение, и танец, который удастся только при наличии задора, и спор, и даже речь церковного проповедника, который выступает против азартных игр со всей возможной горячностью, опять же азартом. Однако это все здоровые проявления последнего.
Но что происходит, когда человек уже не способен создать себе реальность, не зависящую от курса доллара и погоды за окном? Он прибегает к допингу. Простейшая его форма — это попытка сосчитать шаги до двери, ступеньки в подъезде или другие бессмысленные действия с целью отгадать, каким образом сложится день? Или, скажем, отсутствие интереса к спортивной трансляции без ставки на ту или иную команду в букмекерской конторе (лозунг «Болеем за наших» уже не помогает). И тогда, поставив свое счастье, успех, хорошее настроение в зависимость от соблюдения ритуалов, ты можешь оказаться в затруднительном положении. Ведь ритуалы со временем будут только усложняться, и постепенно важным станет уже их соблюдение, а не то, как сложится день. Азарт, по сути, и есть ставка на случайные совпадения во имя виртуального счастья. А казино, игровые автоматы и букмекерские конторы — это игры. Игры, переросшие детство, обросшие правилами, завязанные на деньгах, главном стимуле азарта.
Homo ludens, человек играющий
«Патологически азартный игрок» звучит как диагноз. Это определение действительно предполагает психическое расстройство, зачастую вызываемое генетической предрасположенностью. После проигрышей состояние организма такого индивида квалифицируется как депрессия. Но главная ее причина — не сам проигрыш, а отсутствие в кошельке денег для продолжения игры. Если человек чувствует нечто похожее, значит, он попал в зависимость. Но самое страшное в том, что эта зависимость не от внешних факторов, а физиологическая. Если он хотя бы раз испытал возбуждение, его головной мозг начинает вырабатывать вещество, воздействие от которого сравнимо по силе с наркотическим. Последние исследования доказали, что биохимический эффект, который оказывают на мозг человека азартные игры, идентичен последствиям приема кокаина. Зависимость в обоих случаях одинакова. И игроманы без очередной дозы азарта испытывают физический дискомфорт, который можно сравнить с ломкой. У них болит тело, пропадает аппетит, нарушается и сон, и настроение, а все мысли подчинены игре. Даже если нет денег, игроманы идут в казино, чтобы просто почувствовать атмосферу. Со временем игроку становится неинтересно учиться, работать, любить. Происходит полная социальная дезадаптация. Игроман сначала оставляет в игорных залах зарплату. Затем спускает деньги семьи, друзей, капитал фирмы, сережки жены и запонки дедушки.
У тебя заболел близкий человек? Ты расстался с любимой женщиной? Разбил новую иномарку? Поверь, за игорным столом ты об этом даже не вспомнишь. Так высока мотивация.
Как выяснилось, две основные причины заставляют людей идти в казино: банальная скука и желание потягаться с фортуной. Правда, для очистки совести игроки придумывают куда большее количество псевдомотиваций. Это тренировка интеллекта, необъяснимое возбуждение, порождаемое перипетиями игры, попытка одолеть фортуну и потребность развеяться за игорным столом, где деньги теряют реальную цену и в полной мере становятся «условными» единицами.
Проигрыш, кстати, успокаивает многих не меньше, чем выигрыш. Ведь всегда можно сказать себе: «Ну, проиграл, значит, не куплю еще одну машину или в Турцию не полечу».
«Fetes votre jeu» (Делайте ваши ставки, дамы и господа)
Не спеши обвинять игроманов в слабости. Ведь в основе азарта лежит природный инстинкт самосохранения. Кто выживает? Сильнейший. А как узнать, кто сильнейший? Надо посоревноваться. И общество организовывает и предоставляет человеку возможности удовлетворить эту потребность в виде азартных игр. Другое дело, как оно к такому развлечению относится. В девятнадцатом веке относилось неважно. Поэтому и пришлось двум великим русским игрокам Пушкину и Достоевскому формировать романтический образ игорного заведения. Как ты понимаешь, писателями двигало не столько эстетическое чувство, сколько мотив оправдания страсти, которая в те времена, не знавшие слова «игромания», считалась пороком.
Сейчас же отношение к азарту в нашей стране несколько изменилось. Недавнее исследование показывает: 80% опрошенных готовы пойти на риск, чтобы добиться желаемого, 90% стараются преодолевать препятствия, чтобы добиться в жизни большего, 74%с читают нынешнее время временем больших возможностей.
Неудивительно, что при таком настрое наши соотечественники в последние пару десятилетий постоянно цеплялись за что-нибудь горяченькое, остренькое, в общем, за то, что реально может пощекотать нервы. Взять хотя бы финансовые пирамиды, строители которых спекулировали именно на алчных мотивах азарта. Хорошо, что в силу чрезмерной травматичности (для психологического здоровья и кошельков) и высокой скорости обрушения эти неустойчивые коммерческие конструкции быстренько объявили преступными. Правда, им на смену пришли более мягкие и законные разновидности. Да-да, азарт по-прежнему эксплуатируется в коммерческих целях. Достаточно взглянуть на программу телепередач и задаться вопросом: на чем основана «капитализация» таких игровых шоу, как «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Кто хочет стать миллионером?».
Если тебя это утешит, то на Западе дела обстоят ничуть не лучше. Например, из 13 миллионов итальянцев, регулярно спускающих деньги на игры, 150 тысяч считаются «патологически азартными игроками». Каждая итальянская семья в среднем тратит на эти цели около 700 долларов в год. Американцы в прошлом году израсходовали на азартные игры более 500 миллиардов долларов. Более пяти миллионов американцев могут быть отнесены к патологическим или «проблемным» игрокам. Еще 15 миллионов составляют «группу риска». Все эти люди являются носителями азарта, но все-таки родным его домом по праву считается казино.
Магия места
Первый раз в казино приходят, как правило, из любопытства. Потом —потому что нравится обстановка. В следующий раз, чтобы выиграть. Затем — отыграться. И под конец на человека уже страшно смотреть: истощенный, нервный, он забывает мыться и есть. Когда у него кончаются деньги, он становится неинтересен ни казино, ни своим партнерам по игре, но все равно хочет вернуться за игровой стол.
Так и хочется заговорить о магнетизме места и даже мистике. На деле все гораздо проще. Во-первых, в крупных казино работают профессиональные психологи, задача которых — заставить клиента погрузиться в игру. Во-вторых, за игровым столом тебе подадут бесплатные еду и напитки. Слово «проигрыш» под запретом. В этом бизнесе нет ничего случайного. Даже звуки, которые издают «однорукие бандиты», подобраны так, чтобы модифицировать психическое состояние. Мало кто обращает внимание на то, что в игорных заведениях окна если и есть, то завешены тяжелой портьерой. Приходя сюда, человек автоматически выпадает из привычного времени и пространства. Казино работают круглосуточно, и стрелками часов здесь служит шарик, который бегает по «циферблату» рулетки. С одной лишь разницей — когда он попадает на ноль, ты не превращаешься в тыкву, а с укором поглядываешь на свои башмаки: «Эх, принесли же вы меня сюда…»
Где азарт, там и суеверия, всякие черные кошки, пустые или полные ведра, птичий помет на шляпе или костюме как обещание удачи и периодическая потребность игрока обходить игровой стол в случае стойкого невезения или во что бы то ни стало прикоснуться рукой к тому, кому здесь и сейчас несказанно везет. Одна из главных примет — если ты идешь в казино, заранее имея в виду выигрыш, обязательно проиграешь. А если тебе все равно, возможно, останешься в выигрыше. По этой причине и считается, что новичкам везет: они не понимают, что делают. Но новичков в казино не любят за то, что они играют нелогично и в покере, например, могут абсолютно переменить игру, сев за стол с опытными игроками.
Чтобы привлечь фортуну, многие восточные люди, которых, кстати, в казино большинство, совершают намаз перед тем, как взять карту. Православные крестятся. Иные в экстазе целуют фишки, стараются прикоснуться к крупье или щедро раздают чаевые в надежде, что им воздастся. Многие выбирают для игры «счастливые» галстук, рубашку, партнера, стол и место за этим столом. Выкладывают перед собой фишки особым, фартовым, узором.
Тотализатор: азарт для бедных
Ставки начали принимать на скачках в Англии еще в прошлом веке. В России же первая букмекерская контора появилась в начале девяностых, она анонсировалась в «Советском спорте». На самом деле легальному открытию букмекерской конторы предшествовали сборы мужиков на кухнях, во дворах, бесконечные споры об игре той или иной команды, небольшие денежные ставки между собой и повышенный интерес наших людей к спорту, борьбе.
Если рулеткой, блэк-джеком и другими азартными играми правит случай, то в букмекерстве у тебя есть время для анализа обстановки, ситуации, статистики и многих других составляющих. Сиди, записывай, анализируй. Конечно, без удачи тоже не обойтись. Знание + Удача — формула успеха при игре в букмекерской конторе. Минимальная ставка на тотализаторе варьируется от 30 до 50 рублей, контингент в букмекерских конторах не очень презентабельный.
«Rienneva plus» (Ставки сделаны, ставок больше нет)
Мировая практика знает немало успешных примеров лечения азарта. На Западе в восьмидесятые годы прошлого века игровую зависимость даже пытались ликвидировать хирургическим путем. Однако после полусотни сложнейших операций на мозге было признано, что этот опыт негативен.
Тогда американцы сделали ставку на фармакологию. В числе первых был разработан антидепрессант «Феварин». Например, нью-йоркский психиатр Эрик Холландер провел в своей клинике двухмесячный курс лечения десяти «патологически азартных игроков», семь из которых после курса «Феварина» избавились от недуга. Впрочем, лекарства могут лишь умерить навязчивое желание играть, но не подавляют его полностью. Без психотерапевтической поддержки биологическая помощь недостаточно эффективна. Чтобы не сорваться, игрок нуждается в постоянном контроле со стороны близких, друзей, ему необходимо систематически общаться с психотерапевтом. И так до тех пор, пока у больного не будет выработано стойкое равнодушие или даже отвращение к игре. Поэтому в США все большей популярностью пользуются организации, помогающие жертвам азарта, вроде клубов анонимных алкоголиков.
Шведы же используют чисто «викинговский» метод. У скандинавов уже на протяжении ряда лет действует специализированная клиника, находящаяся в лесах, откуда год скачи, а не доскачешь до ближайшего казино.
Российские же специалисты в основном делают акцент на альтернативных ценностях. Поскольку игра — это получение доз адреналина, а выигрыш — эйфория, то игрока убеждают, что искать адреналин и эйфорию нужно в работе, увлечениях, спорте, сексе. Некоторые бывшие игроманы обретают свое призвание в экстремальных видах спорта.
Оригинальный текст за моим росчерком пера и интеллектуальными усилиями
представлен на страницах журнала SL.
www.sunlife-volgograd.ru