Возвращаясь к теме Фуко, "Истории Безумия"... Как известно, история безумия началась с классической эпохи (17-18 век, Франция). Именно тогда началось переосмысление отношения к человеку, обладающему, будем говорить, недостатками разного рода. Если раньше они (дураки, неразумные в средние века), в группу которых входили также нищие, например, обладали даже элементом святости, своеобразным лицом благочестия, то со временем их начали исключать из общественной системы, как в свое время делали с прокаженными, возводя по всей средневековой Европе Лепрезории, куда отправляли больных и, тем самым, по сути преждевременно хоронили их, ибо они были с тех пор вне общества. Возникает вопрос на каком основании? Сегодня прозвучала идея о том, что это делалось с моральной точки зрения, дабы обезопасить сообщество от того, что не вписывается в категорию разума, предтечей формирования которой в классической эпохи было творчество Декарта и картезианцев. Но у меня один вопрос: разве можно мораль совместить с разумом? Разве мораль - это не то, что дано нам а приори, или, лучше сказать, мораль в контексте гуманности, человечности....? То, что безумных начали исключать, это понятно. Этому есть объяснение, но мне кажется далеко не моральное, как на это постоянно указывает Фуко. Замечу, что он в том числе пишет, что безумных начали исключать потому, что среди них часто попадаются те, кто не может трудиться. То есть, идет речь о нежелании и неумении ими осуществлять какие-то экономические действия. Поэтому их исключают. Но на данный момент мне трудно понять, причем тут мораль... В общем, результатом этого является мой марксистский подход к данному вопросу. Кстати, говоря об истории безумия, важно отметить, что "безумие", как термин, это венец этой эволюции. Началась же она с "неразумия", куда входили не только люди, страдающие заболеваниями, но и пороками, такими, как распутство, чревоугодие, словом тем, что считалось грехом. И все это в итоге слилось в "неразумие", которое далее обратилось в "безумие". Это последовательность, мне кажется, тоже надо пытаться соблюсти. Что же касается того, почему происходят такие процессы и, как к ним относиться, то ответ (по Фуко) таков... Отмечу вывод о качестве только и самом общем: они скорее даже не греховны, а просто алогичны с точки зрения господствующей социальной нормы. Носители порока, следовательно, обитающие вне нормы, не могут быть приняты людьми, которые разумны, то есть следует норме в обществе. Из этого можно сделать вывод, что критерий безумия-неразумия-разума во многом зависит от общественной нормы, нежели от прочих вещей. И причем норма это скорее экономическая, нежели моральная. И самое интересное, что никого не волнует вылечатся эти люди или нет, даже клиникафизация безумия ни к чему не привела. Здесь важнее то, что эти люди просто исключаются властью из общественного механизма, вместо того, что как-то оперировать ими...
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
[показать]
Да, двд получился хорошим. Первая часть - прекрасно, вторая - из рук вон плохо, третья - так себе. Однако, всему свое объяснение. В общем, эпопея с ожиданием закончилась (Сейчас один пацан с раЁна скажет, что я ебанутый фэн, но это не так. Это всего лишь хронология событий;))
[показать]