• Авторизация


Стриндберг, цитата 25-01-2007 15:35 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[показать]

Август Стриндберг.
Портрет 1908 года.

"О Стриндберге я не вспоминала, пока не наткнулась на странную фразу Г. Ибсена: "Я его ненавижу, но не могу написать ни строчки, если на меня не смотрят его безумные глаза" (цитирую по памяти). Эти слова относились к какому-то портрету Стриндберга. Я их хорошо запомнила..

Пытаясь проследить прошлое Фрекен Жюли, Стриндберг создает иллюзию работающего причинно-следственного механизма, призванного обуздать хаос. Однако, вместо этого - разорванность целого, дисгармония и полное душевное смятение. Фрекен - жено- и мужененавистница одновременно. В этом ее двойственность и двуединство. Она сочетает в себе аристократизм и неодолимое влечение к плебсу. Ее захлестывают эксцентриада, эпатаж, театрализация существования. Она лихая наездница, укротительница и дрессировщица мужчин. В одном из спектаклей Бергмана восстанавливается эпизод, не вошедший в каноническое издание пьесы. Не выдержавший дрессировки жених ударил Жюли хлыстом по левой щеке. Остался глубокий шрам, который она прячет под толстым слоем пудры. "Она остается в комнате дотемна, - поясняет Бергман, - и накладывает такой грим, что начинает походить на клоуна: ей кажется, что таким способом ей удалось спрятать шрам". Затем она отправляется в сарай и пляшет там, как безумная. Ломающаяся комедиантка Жюли становится праобразом многих персонажей "новой драмы" - "комедиантов жизни". Они все чаще уходят от жизни в формах самой жизни на воображаемые подмостки.

Театрализация жизни и карнавализация театра, столь характерные для начала века, уже предощущались в стриндберговской "Фрекен Жюли". Не случайно трагическим контрапунктом пьес и Чехова и Стриндберга становится "данс макабр".

Любопытно и другое. Новая философская тайна жизни открылась и в ряде современных прочтений "Фрекен Жюли". Режиссерам удалось (минуя и чисто натуралистические и символистские истолкования) дочитать до конца то, чего никогда не отрицала и научная мысль. Пьеса начинает звучать как лирическая драма невозможной, недостижимой любви. И тогда в ней возникают и чеховское настроение, и чеховская недосказанность и, в конечном счете, все та же неутоленная и таинственная тоска по прекрасной жизни."

http://theatre.spb.ru/seasons/1_1_2000/8_house_see/21_cimbal.htm

[154x228]

 Август Стриндберг.
Портрет 1891 года.
.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):
ЖЕНЩИНА (Памяти Августа Стриндберга) Да, я изведала все муки, Мечтала жадно о конце... Но нет! Остановились руки, Живу - с печалью на лице... Весной по кладбищу бродила И холмик маленький нашла. Пусть неизвестная могила Узнает все, чем я жила! Я принесла цветов любимых К могиле на закате дня. Но кто-то ходит, ходит мимо И взглядывает на меня. И этот взгляд случайно встретя, Я в нем внимание прочла... Нет, я одна на целом свете!.. Я отвернулась и прошла. Или мой вид внушает жалость? Или понравилась ему Лица печального усталость? Иль просто - скучно одному?.. Нет, лучше я глаза закрою: Он строен, он печален; пусть Не ляжет между ним и мною Соединяющая грусть... Но чувствую: он за плечами Стоит, он подошел в упор... Ему я гневными речами Уже готовлюсь дать отпор, - И вдруг, с мучительным усильем, Чуть слышно произносит он: "О, не пугайтесь. Здесь в могиле Ребенок мой похоронен". Я извинилась, выражая Печаль наклоном головы; А он, цветы передавая, Сказал: "Букет забыли вы". - "Цветы я в память встречи с вами Ребенку вашему отдам..." Он, холодно пожав плечами, Сказал: "Они нужнее вам". Да, я винюсь в своей ошибке, Но... не прощу до смерти (нет!) Той снисходительной улыбки, С которой он смотрел мне вслед! Август 1914


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Стриндберг, цитата | фрёкен_Жюли - Играем Стриндберга | Лента друзей фрёкен_Жюли / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»