Август Стриндберг.
Портрет 1908 года.
"О Стриндберге я не вспоминала, пока не наткнулась на странную фразу Г. Ибсена: "Я его ненавижу, но не могу написать ни строчки, если на меня не смотрят его безумные глаза" (цитирую по памяти). Эти слова относились к какому-то портрету Стриндберга. Я их хорошо запомнила..
Пытаясь проследить прошлое Фрекен Жюли, Стриндберг создает иллюзию работающего причинно-следственного механизма, призванного обуздать хаос. Однако, вместо этого - разорванность целого, дисгармония и полное душевное смятение. Фрекен - жено- и мужененавистница одновременно. В этом ее двойственность и двуединство. Она сочетает в себе аристократизм и неодолимое влечение к плебсу. Ее захлестывают эксцентриада, эпатаж, театрализация существования. Она лихая наездница, укротительница и дрессировщица мужчин. В одном из спектаклей Бергмана восстанавливается эпизод, не вошедший в каноническое издание пьесы. Не выдержавший дрессировки жених ударил Жюли хлыстом по левой щеке. Остался глубокий шрам, который она прячет под толстым слоем пудры. "Она остается в комнате дотемна, - поясняет Бергман, - и накладывает такой грим, что начинает походить на клоуна: ей кажется, что таким способом ей удалось спрятать шрам". Затем она отправляется в сарай и пляшет там, как безумная. Ломающаяся комедиантка Жюли становится праобразом многих персонажей "новой драмы" - "комедиантов жизни". Они все чаще уходят от жизни в формах самой жизни на воображаемые подмостки.
Театрализация жизни и карнавализация театра, столь характерные для начала века, уже предощущались в стриндберговской "Фрекен Жюли". Не случайно трагическим контрапунктом пьес и Чехова и Стриндберга становится "данс макабр".
Любопытно и другое. Новая философская тайна жизни открылась и в ряде современных прочтений "Фрекен Жюли". Режиссерам удалось (минуя и чисто натуралистические и символистские истолкования) дочитать до конца то, чего никогда не отрицала и научная мысль. Пьеса начинает звучать как лирическая драма невозможной, недостижимой любви. И тогда в ней возникают и чеховское настроение, и чеховская недосказанность и, в конечном счете, все та же неутоленная и таинственная тоска по прекрасной жизни."
http://theatre.spb.ru/seasons/1_1_2000/8_house_see/21_cimbal.htm
Август Стриндберг.
Портрет 1891 года..