Один из крупнейших и наверное самых впечатляющих буддистских скальных храмовых комплексов Китая Майцзишань находится рядом с поселоком Майцзи (Maiji Town, Maiji District, Tianshui, Gansu Province), расположенном на расстоянии около 45 км к юго-востоку от города и ж.д. станции Тяньшуй (провинция Ганьсу).
Майцзишань – это высокий покрытый зеленью холм высотой 142 м, южная сторона которого представляет собой вертикальный скальный утес.
Он расположен в очень живописном месте, которое сейчас является чем-то типа исторического и природного национального парка.
Здесь кроме Майцзишань (с находящимися вблизи историческими объектами и природным ландшафтом вокруг нее), находится еще три туристические зоны (scenic spots), так же включающие исторические и ландшафтные достопримечательности.
Все соединено между собой прекрасными дорогами, тропами для трекинга и имеет соответствующую инфраструктуру.
Скальный утес Майцзишань простирается с юго-запада на юго-востока. Его фронтальная плоскость неравномерна по высоте и имеет слегка закругленную (92°) форму.
На ней на высоте до 50 м высечены соединенные между собой мостиками и лестницами ниши и неглубокие пещеры, в которых расположены глиняные и каменные буддистские скульптуры, фрески, стелы и пр.
Центральная (обращенная к югу) часть утеса была разрушена землетрясением в 8-ом веке и после этого на ней ничего не сооружалось.
По этой причине «застройка» утеса неравномерная: он условно делится на юго-западную и юго-восточную части, между которыми находится грибовидный «пробел» и которые соединены между собой двумя переходами: на высоте около 50 м и около земли.
Всего в Майцзишань числится 191 пещера и ниша: с 1 по 50 – на юго-восточной части и с 51 по 191 – юго-западной.
Часто в описаниях восток и запад перепутаны – тут источником ошибки скорее всего служит статья в англоязычной Википедии в остальном, кстати, очень хорошая и толковая.
Вход для туристов расположен с юго-восточной стороны. Маршрут подразумевает прогулку с «набором высоты» по юго-восточной части, переход по самому верхнему мостику на юго-западную часть (с преодолением лаза в выступе-ребре в начале перехода) и спуск зигзагом по мостикам-лесенкам к выходу из юго-западной части.
Наиболее зрелищными достопримечательностями являются две гигантские буддистские триады: N 13 на юго-восточной секции и N 98 – на юго-западной.
Довольно приличная часть комплекса закрыта для осмотра: калитки с замками и охранники.
Многие ниши и пещеры, как и везде, закрыты мелкой пыльной сеткой, так что разглядеть, а тем более сфотографировать что-либо довольно сложно.
Скала, на которой расположены неглубокие пещеры и ниши Майцзишань сложена из слоистой и зернистой горной породы, в основном розоватого цвета («багрянистый и краснокирпичный конгломерат, c вкраплениями тонких слоев песчаника и аргиллита, слабо связанных красной глиной, содержащей кальций и железо»), непригодной даже для создания неглубоких барельефов, поэтому практически все скульптуры Майцзишань изготовлены из необожженной глины. Каменных изображений, привезенных из других мест дарителями, наверно не наберется и десяток.
Сырая глина, специальным образом подготовленная, обработанная и покрытая краской – на удивление долговечный материал, но не настолько, чтобы веками противостоять морозам, дождям и ветрам на открытом пространстве.
Поэтому, хотя история Майцзишань охватывает период 12-ти династий (с 5-го по 19-ый век) и большинство изображений датированы и отнесены к конкретному историческому периоду, все статуи и барельефы в последующие эпохи подвергались периодической реконструкции, ремонту, дополнению и обновлению, при этом в них привносились новые элементы в соответствии с текущим художественным стилем и религиозными предпочтениями.
В целом заметна сильная «китаизация» всех образов, росписей и композиций в целом, хотя некоторые из них датируются периодами от династии Тан и ранее.
Наверно единственными персонажами, «индийские» черты которых подчеркнуто сохранялись в течении многих веков, правда иногда приобретая довольно гротескный вид, являются ученики Будды Гаутамы Ананда и Кашьяпа, традиционно располагающиеся слева и справа от Будды (между ним и соответствующим бодхисатвой).
Практически в первозданном виде так же были сохранены и статуи грозных дварапал, находящихся у начала и конца композиции N 04 (хотя их одеяние явно относится к более позднему периоду).
Большинство источников определяет эту изображение как триаду Будды будушего Майтреи. Есть и иное мнение: что это - триада Будды Шакьямуни (Манджушри – Шакьямуни – Самантабхадра).
Учитывая, что эти статуи были практически заново созданы в период династии Мин наверное все-таки правильнее было бы предполагать, что это триада Майтреи.
Высота центрального Будды составляет около 16 м, высота бодхисатв – около 13 м.
«Средний павильон семи Будд»
Это сооружение представляет собой крытую галерею из семи ниш, в которых расположены группы, состоящие из Будды и двух учеников или бодхисатв. Всего здесь находится 19 скульптур и 60 кв.м настенных росписей.
«Средний павильон семи Будд» является одним из ранних сооружений Майцзишаня: он датируется 6-ым веком (Династия Чжоу), но неоднократно реконструировался и обновлялся вплоть до династии Цин.
«Коридор тысячи Будд»
«Коридор тысячи Будд» – это 36-тиметровый переход под скальным козырьком к самой большой композиции Майцзишаня: «Верхнему павильону семи Будд» (N 04).
На стене «коридора» в два ряда находятся 297 барельефов с изображениями Будд высотой примерно 0.9 м.
Ниже между мостиком «коридора» и крышей «Среднего павильона семи Будд» расположены в пять рядов небольшие повторяющиеся изображения Будды (традиционный мотив « тысячи будд») – их хорошо видно на фотографии общего плана.
«Верхний павильон семи Будд»
«Верхний павильон семи Будд» расположен в самой верхней нише юго-восточной части утеса, ограниченной слева и справа скальными выступами. Вход с востока – по лесенке из «Коридора тысячи Будд», а с запада в скальном выступе проделан лаз (по другому не назовешь), сужающийся к выходу в сторону ниши N 05 .
Оба входа охраняют грозные дварапалы (левое фото – западный, правое – восточный), сохранившие свое древнее брутальное обличье, но задрапированные позднее с истинным китайским изяществом.
На первом фото слева от охранника виден выход-лаз к нише N 05.
Вдоль южной стены расположены в ряд семь примерно одинаковых по размеру ниш с с традиционными скульптурными композициями: центральный Будда в окружении учеников, бодхисатв и пр.
Фотографии соответствуют расположению ниш справа налево (т.е. с востока на запад). Седьмая ниша закрыта сеткой и недоступна для осмотра (на фото выше она справа от охранника), первая тоже вроде бы обычно закрыта, но наше посещение совпало с работой реставраторов.
«Зал быка» (Bull Hall) и далее
Сразу за лазом после «Верхний павильон семи Будд» начинается длинный мостик, ведущий к спуску на юго-западную часть утеса.
В начале него находится ниша номер 5 с прекрасным ярко разрисованным изображением Будды (по-моему это Амитабха), а ближе к концу – ниши N 150 и N 151.
Здесь скала имеет небольшой отрицательный угол и мостик выступает над расположенными ниже сооружениями юго-западной части. Отсюда же открываются и самые лучшие виды на окружающий ландшафт.
Спуск вниз продолжается по расположенным зигзагами лесенкам.
Общий вид на юго-западную часть
«Юго-западная триада»
В описаниях ее почему-то не идентифицируют. Поскольку она практически заново сооружалась в период династии Мин и центральный Будда стоит на двух малых лотосах, а не на лотосовом троне, можно предполагать, что это бодхисатва Майтрея.
Правую фигуру, насколько я понял, не реставрируют сознательно: чтобы показать технологию изготовления глиняных скульптур такого типа.
Здесь хорошо видна последовательность изготовления такой скульптуры (укрупненно):
1. Высекается плоский рельеф-основа.
2. В проделанные отверстия устанавливается деревянный каркас (видимо обработанный смолой для защиты от гниения).
3. На каркас устанавливаются и крепятся саманные блоки (саман – он же адоб, глинобетон – это строительный материал на основе сырой глины, в котором в определенных пропорциях смешана глина, волокнистые материалы (рубленная солома, шелуха, тростник и т.п.), песок, иногда известь и пр.).
4. Формируется черновой контур статуи.
5. Наносится специально подготовленная глина (с пластификаторами и пр.) и методом лепки и резьбы по сырой глине формируется чистовое изображение.
6. Статуя обрабатывается защитным составом и расписывается красками.