Друзья пригласили на авиашоу, пообещав, что мне понравится. Я быстро согласилась, потому как люблю узнавать что-то новое и интересное. Авиашоу проходило под лозунгом "Письма штурмана" в местечке под названием
Aviatrice. На вхоже меня встретила девушка. "Наталья", - представилась она:
О себе... О себе можно много рассказывать, но все это будет не слишком интересно, поэтому кратко:
Верю в мечту. Восхищаюсь красотой самолетов. Друзья зовут "штурманом".
Для кого-то самолет лишь кусок мертвого металла. Для меня - живое существо...(Амелия Эрхарт)
А дальше Наталья начала свой рассказ. Сказать "экскурсию" - это не совсем правильно, потому что это был именно рассказ - красивое повествование, в которое Наталья вкладывала свою душу, когда-то давно покорённую красивыми железными птицами, так величественно смотрящимися в небе:
У меня спрашивали многие,особенно по интернету:"Откуда такое необычное увлечение?","Наверное,папа пилот.Или мама?","Интересное занятие.А чем оно вызвано?"И так далее.
Трудно однозначно ответить на вопрос,с каких пор я восхищаюсь самолетами.Когда-то смотрела на пролетающие "Тушки" и думала:"Как такая махина летает?"Больше ничего.Самолеты как самолеты.Они не интересовали меня,даже когда мама работала недалеко от аэропорта и я ездила к ней на работу.
Но когда открылся ТРК"Пулково-3"(совсем рядом с аэропортом),мы стали ездить туда(в "Пулково-3").Там я любила сидеть в кафе у окна и смотреть на самолеты(и сейчас люблю).
Но все начало меняться.Нужная нам остановка находится почти напротив аэропорта.Стояли,ждали транспорт.И тут...На посадку шел самолет...Садившееся солнце золотило его фюзеляж,играло в иллюминаторах,сверкало на стеклах кабины.Он летел с выпущенными шасси.Я видела его брюхо, его раскинутые крылья...Некоторые люди на остановке провожали его взглядом.Моим глазам предстала еще более прекрасная картина:солнце над самым горизонтом и темные силуэты "стальных птиц".Запало в душу.
Я слушала, открыв рот и боясь прервать, а Наталья тем временем продолжала:
1/VI-07.Был обычный день.Я стояла у окна и пила кофе с мороженым,параллельно смотрела в окно.Погода была хорошей.Тихо,только птички всякие поют и машины иногда проезжают.И тут...Какой-то непонятный,незнакомый мне гул,нарастая,как лавина,летел над домами.Стало чуть-чуть не по себе.А над домами летела группа истребителей.Все на небольшом расстоянии друг от друга,в четком порядке,и очень низко...В последнюю секунду поставила чашку на стол(иначе бы выронила).Не верилось...Думала:мираж,что-то странное,неизвестное.Откуда эти самолеты?Что они здесь делают?Почему пилоты так низко летают?Господи,какие же красивые самолеты...
Рядом была моя подруга.Она и обьяснила,что завтра будет проводиться авиашоу,а это они тренируются..Я шла домой,а над городом кружили неизвестные мне самолеты.Пыталась их сфотографировать,но техника пропадала так же быстро,как и появлялась.Как же я хотела попасть на это авиашоу!Но получила отказ:"Если бы я знала,где этот военный аэродром с твоими самолетами!Методом "тыка" искать не буду,еще и в 10 утра!"Я легла спать со слезами на глазах.Мысленно говорила себе:"Я не буду думать об этом сегодня.Я подумаю об этом завтра".Не помогало.Заснула около полуночи.
- Амелия Эрхард, которую ты процитировала, расскажи мне про неё, - попросила я.
17 марта 1937 года,Окленд,штат Калифорния,США.В этот день начался кругосветный перелет женщины - знаменитой Амелии Эрхарт (Amelia Earhart),американской летчицы.Она решила,что это будет ее последний перелет ради рекорда и выбрала для этой цели самолет "Локхид-Электра 10Е".К полету А.Э.готовилась с 1935 года.Было решено лететь с востока на запад.Ее должны были сопровождать два штурмана,специалисты своего дела:Гарри Мэннинг (Harry Manning) и Фредерик Нунэн (Frederik Noonan).По планам,Нунэн должен был отвечать за направление полета "Электры" только на первом,самом трудном участке пути: Гонолулу(Гавайи) - о.Хауленд(Нowland).Затем его должен был сменить Мэннинг...
Страна замерла в ожидании.Вот-вот должен начаться кругосветный перелет.За штурвалом - миловидная женщина,кавалер многих наград,летчица,покорившая Атлантику...
Я смотрела в горящие глаза Натальи и слушала, слушала, слушала... Наталья рассказывала мне то, что знает про историю авиации, про выдающихся лётчиков, их биографию - и, конечно же, про самолёты, самолёты, самолёты...
Вообще,1937 год богат на авиационные события.То гибель дирижабля "Гинденбург",то полет Водопьянова,то перелеты Чкалова,Эрхарт...
Плохо то,что не могу найти в Интернете нормальной фотографии пилота на фоне самолета,чтобы разместить ее здесь.Ну не конверт же сканировать!(подруга прислала письмо в таком конверте).Еще она мне дала почитать книгу Водопьянова "Полярный летчик".Отлично помню эпизод,как они там с мухой нянчились!Представьте:обычная муха за Северным Полярным Кругом!
Сделав глубокий вздох, Наталья посмотрела на меня.
- Мне очень интересно, кивнула я, - Продолжай, пожалуйста.
Мне действительно было интересно. Наталья умела рассказывать. Я никогда не обращала внимания на стальных птиц, с рокотом проносящихся над головой. Наверное, привыкла - жила недалеко от военного аэродрома Чкаловский в Щёлковском районе Московской области. Но, послушав Наталью, поймала себя на мысли, что отношения к самолётам у меня изменилось - как-то иначе они уже воспринимаются, ближе и роднее.
Сегодня, гуляя,зашла в книжный магазин.На глаза попалась книга,на корешке имя :Антуан де Сент-Экзюпери...
Это была еще одна мечта:купить или получить в подарок,в общем,приобрести его произведения.Вот издание:печать хорошая,бумага хорошая,произведения - все...или не все?Вроде бы самые знаменитые есть,а чего-то не хватает.Не купила.Пару часов спустя зашла в маленький магазин,где продавались старые книги.В продаже была только один его сборник,выпущенный в издательстве "Лениздат" в 1977 году.
Бережно взяв в руки книгу,открыла содержание."Южный почтовый","Ночной полет","Планета людей,"Военный летчик"," Письмо заложнику","Маленький принц",а также 4 очерка ("Пилот и стихии","Испания в крови","Мадрид","Ночью голоса врагов перекликаются из траншей...").А стоит всего лишь сорок рублей!(да уж,считаю стоимость тома Сент-Экзюпери)...
..Вот и все.Эта книга сейчас стоит на полке,а рядом - "Два капитана" Каверина и "Сага о Форсайтах" Голсуорси.Любимая книга и должна стоять рядом с любимыми или просто очень понравившимися...
А когда станет тоскливо на душе,грусть появится в глазах,то возьму эту книгу...
...Тишина.Покой.Шелест переворачиваемых страниц...
Мудрые слова:"Книга — ловушка, возможность уловить то, что ты жаждешь настичь, постичь и понять."
Экскурсия подходила к концу. Я не знала, что сказать. Эмоции, как и мысли, путались в голове. Прекрасная экскурсия, прекрасный рассказ, прекрасная история. Такая далёкая и неизвестная, но ставшая такой родной, близкой, душевной. Глаза Натальи сияли счастьем. Она вдохновенно продолжала рассказывать, пропуская каждое слово через своё сердце. А сердце у неё было добрым и нежным, от него веяло мощной энергетикой - по крайней мере, я это остро почувствовала, когда Наталья поведала о том, как подобрала на лестнице маленького чёрного котёнка и принесла домой:
А теперь он гоняет купленный мячик словно футболист,взбирается на кресло словно альпинист,летает за пыжом словно...летун.
Друзья встретили меня. Уезжая, я долго провожала взглядом местечко под названием
Aviatrice, где прошло авиашоу. В душе царила лёгкая эйфория, а в мыслях звучали слова Натальи:
Какая же все-таки странная и удивительная она,человеческая память...Можно забыть строчки из стихотворений,формулы.Но степную полынь под блеклым июньским небом,августовский аромат огромных роз цвета красного вина - никогда.Можно забыть даты,расписание транспорта.Но шум моря да шепот ветра в степном ковыле - никогда...
Всё-таки очень хорошо, когда человек вкладывает душу в какое-то дело, которое ему очень-очень нравится. А самолёты - они, наверное, и правда как живые. По крайней мере, их можно любить.
Dorsey для сообщества
Мы_критикуем