• Авторизация


Воспоминания об Эстонии 15-12-2023 22:41 к комментариям - к полной версии - понравилось!


По случаю разбирала старые документы, записи и нашла в бумагах старшей сестры вырезку из газеты «Молодежь Эстонии»за 28.10.1997 - «Двигатель без тайн».

В статье речь идет о судьбе огромного когда-то з-да «Двигатель»и начинается она еще в 19 веке.

В октябре 1897 г. император Николай II утвердил в Царском селе устав акционерного общества «Двигатель». Устав предусматривал создание в Ревеле крупного вагоностроительного з-да с производительностью 5000 товарных и 600 пассажирских вагонов в год. В то время в России началось интенсивное строительство стальных магистралей, а Ревель как нельзя лучше подходил для вагоностроения: Балтийская железная дорога, морской порт, залежи плитняка, свободные площади для застройки. Завод возвели за 9 месяцев !!!

9 мая 1899 года состоялось его торжественное освящение.

Предприятие выпускало не только вагоны всех типов, но и конструкции мостов, железнодорожных стрелок, поворотных кругов всех типов, а с 1912 года — стационарные судовые двигатели «Атлант» и «Орел».

Но… Как известно, потом пришел пролетариат и все пошло прахом… в 1931 году завод продали с молотка вместе с оборудованием и долгами.

Вскоре было создано акционерное общество «Ээсти Двигатель», которое должно было производить любые наземные, водные и воздушные средства передвижения. Но… внутренний рынок Эстонии оказался слишком мал и общество просуществовало недолго.

В 1936 г. Государственное АО «Недвижимость полуострова Копли» приобрело пустующие корпуса завода и начало сдавать их в аренду мелким предприятиям.

Возрождение предприятия началось с 50-х годов — завод специализировался на выпуске разовой нестандартной продукции широкого профиля — а именно — атомных реакторов «Людмила», комплексов для перегрузки топлива на атомных ледоколах, атомных станций теплоснабжения, установок для опреснения морской воды, объектов космического назначения.

Станки оснащались современной техникой, а технические службы имели уникальных специалистов своего дела.

Но наряду с секретной продукцией завод выпускал и аэрозольные фильтры сорока размеров, и установки по сгущению молока, и красильно-отжимные агрегаты для чулочно-носочной промышленности, микрофильтры для водоочистных станций, оборудование для химпредприятий.

«Двигатель» даже участвовал в строительстве гостиницы Виру — разработал оригинальную технологию и выполнил механическую обработку стальных сердечников опорных колонн высотного здания.

И еще — бригада котельщиков Михаила Петрова изготовила из нержавеющей стали сложную криволинейную конструкцию памятника, установленного к столетию трагической гибели в Таллинской бухте парашютиста Шарля леру 24 сентября 1889г.

На момент написания статьи -1997г. -завод работал. Конечно, там работало не 5000 рабочих, а всего 900, но все-таки завод был жив.

Но сейчас- боюсь его уже нет… А из предприятий, которые я помню, осталась на плаву только кондитерская фабрика Калев.

Особенно грустно становится сейчас, когда и границы с Эстонией скоро закроют, и не получится съездить на родину, к могилам родителей… Все в прошлом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (4):
Venda1 15-12-2023-23:51 удалить
Как закроют, так и откроют снова. Не надо переживать. А за статью спасибо. Мне вот жаль, что они не признают то хорошее, что было для них сделано со стороны России.
bnv_kompas 16-12-2023-00:43 удалить
Ответ на комментарий Venda1 # Venda1, я не уверена, что откроют, общая тенденция иная...
Venda1 16-12-2023-13:16 удалить
bnv_kompas, К сожалению, сейчас - да. Но все течет, все меняется. Кто знает, что там будет?
Valentinych 18-12-2023-12:30 удалить
Да уж. Но самое обидное это то, что история - штука условная. Как напишут в эстонских учебниках, так и будет в умах новых эстонских граждан. А кому там захочется докапываться до истины...


Комментарии (4): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Воспоминания об Эстонии | bnv_kompas - Дневник bnv_kompas | Лента друзей bnv_kompas / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»